Судебная практика: как доказать налоговикам, что передача собственной продукции и сувениров в рекламных целях не облагается НДС

31 марта 2008

 

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что рекламная раздача пива на ярмарке не является реализацией, на которую следует начислять НДС. Выиграть дело компании помог тот факт, что пиво передавалось посетителям ярмарки только при соблюдении ими определенных условий.

Пивоваренная компания бесплатно вручала пиво либо победителям организованных ей конкурсов, либо тем, кто купит определенное количество бутылок. Налоговики посчитали, что в данном случае имела место безвозмездная передача права собственности на товар, а эта операция должна облагаться НДС (пп. 1 п.1 ст. 146 НК РФ). Однако суд не согласился с тем, что передача права была безвозмездной. Арбитры сослались на статью 572 Гражданского кодекса «Договор дарения». Там указано: если есть встречное обязательство, договор не признается дарением. По мнению арбитров, это означает, что нельзя квалифицировать раздачу пива участникам конкурсов и покупателям как безвозмездную передачу права собственности на товар. Ведь посетители ярмарки для получения напитка должны были совершить определенные действия (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.08 № А82-14907/2006-27).

Опишем еще два случая, когда компаниям удалось доказать, что раздача сувенирной продукции или образцов собственной продукции не облагается НДС. В первом случае компании помогло то, что суд не признал «сувенирку» с логотипом компании товаром. Судьи указали: товар — это имущество, предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). А сувенирная продукция распространяется в рекламных целях и товаром для целей Налогового кодекса не является. Так как НДС облагается безвозмездная передача не любого имущества, а именно товаров (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), начислять налог на передачу «сувенирки» не нужно (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.08 № А82-14907/2006-27).

Во втором случае суд не согласился признать передачу образцов продукции в рекламных целях объектом налогообложения, исследовав цель сделки. По мнению суда, признать сделку по безвозмездной передаче продукции реализацией можно только в том случае, если целью сделки является переход права собственности на товар. А при передаче образца продукции целью сделки является реклама товаров, производимых компанией, а не переход права собственности на образец (Постановление ФАС Московского округа от 21.11.07 № КА-А40/12065-07). Кроме того, суд указал, что расходы по передаче образцов продукции были учтены компанией при исчислении налога на прибыль как расходы на рекламу. По мнению суда, это тоже свидетельствует о том, что объект налогообложения НДС отсутствует (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Служба информации СКБ Контур  



Напишите нам

Предложение, пожелание, замечание, просьбу, а может вопрос?

Напишите нам

Сообщение отправлено. Ответим в течение 3-х часов.