Выбираем систему для отправки электронной отчетности

15 июля 2009

Какую систему выбрать для сдачи отчетности через интернет? Этот вопрос является самым важным для тех, кто решил перейти на «безбумажные» отношения с инспекцией. Для ответа на него бухгалтеру необходимо знать, чем принципиально отличаются существующие системы. А бухгалтерам, которые уже сдают декларации в электронном виде, приведенное в нашей статье описание систем поможет быстрее находить выход из сложных ситуаций. Таких, например, как поломка компьютера или отключение интернета в момент подготовки отчетности к отправке.

В данный момент существует более 10 лицензированных систем для формирования и отправки отчетности. Однако большинство из них не имеют принципиальных отличий друг от друга — разными в них является только набор сервисов и марка производителя. Что же касается принципа работы, то все системы делятся всего на две категории. Это офлайн-системы (их также называют «толстый клиент») и онлайн-системы («тонкий клиент»).

Офлайн-система

При использовании офлайн-системы программа устанавливается на компьютер налогоплательщика. Соответственно, формирование отчетности происходит на жестком диске компьютера. Когда отчетность сформирована, бухгалтер подписывает ее закрытым ключом своей электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Затем шифрует получившийся файл с помощью открытого ключа ЭЦП «своей» инспекции, и отправляет отчет. Подключение к интернету требуется ему только в этот момент — непосредственно перед отправкой.

Отчет (зашифрованный файл) пересылается по электронной почте на сервер спецоператора связи. Получив отчет, спецоператор по электронной почте высылает налогоплательщику подтверждение — файл, подписанный ЭЦП спецоператора. А сам отчет спецоператор высылает на сервер инспекции. То есть отчет проходит два отрезка пути. Первый — от компьютера налогоплательщика до сервера спецоператора. Второй — от сервера спецоператора до сервера инспекции.

Аналогичным образом — от сервера инспекции через сервер спецоператора до компьютера налогоплательщика — движутся и документы, которая инспекция высылает налогоплательщику. Это квитанция, которая подтверждает, что отчетность дошла до сервера инспекции, и квитанция (либо протокол входного контроля) о приеме декларации, в которой указывается, принят отчет или нет, и сообщается о причинах отказа.

Всего на рынке представлено более 10 офлайн-систем. Наибольшей популярностью (количество абонентов исчисляется сотнями тысяч) пользуются «Такском-Спринтер», «СБиС++», «Астрал Отчет», «Контур.Экстерн Лайт».

Плюсы

  1. При использовании для доступа в интернет dial-up соединения («слабый» канал доступа) офлайн-системы более удобны, чем онлайн-система.

Минусы

  1. Самостоятельная установка обновлений. В офлайн-системах налогоплательщики должны самостоятельно устанавливать новые форматы налоговых деклараций. Если бухгалтер не установит обновления, отчетность не будет принята инспекцией. При этом установка обновлений нередко оборачивается нештатными ситуациями, которые делают невозможной отправку отчетности. Например, некоторые системы имеют такой недостаток: если во время скачивания обновления произойдет отключение интернета, отправить отчетность будет невозможно.

    Старый формат декларации будет удален с компьютера, а новый не будет установлен. Кроме того, если операционная система (скажем, Windows) налогоплательщика имеет какие-то изъяны (например, установлена нелицензионная система или в пакете не хватает какой-либо программы), то установка обновлений может оказаться невозможной. Наконец, проблемы могут возникнуть, когда слишком много бухгалтеров одновременно (например, в последние часы сдачи отчетности) попытаются скачать обновления с сервера.
     
  2. Необходимость хранить архив на отдельных носителях. В офлайн-системах архив отправленных отчетов хранится в компьютере налогоплательщика. Соответственно, серьезная поломка компьютера приведет к потере отчетности. Поэтому отправленные декларации и расчеты после отправки необходимо копировать на другие носители.
     
  3. Привязка к компьютеру, где установлена система для отправки. Если отчетность отправляется в последний день и во время ее подготовки либо сломается компьютер, либо отключат электричество (интернет), то бухгалтеру, скорее всего, придется срочно бежать на почту и отправлять декларации на бумаге. Причина в том, что программа для отправки установлена на конкретном компьютере. Соответственно, при его поломке отправить «электронную» отчетность будет невозможно. А на случай отключения электричества или интернета бухгалтеру понадобится «запасной аэродром». То есть офис или квартира, где в данный момент есть электричество, доступ в интернет и согласие хозяев компьютера на то, чтоб установить на него несколько программ. Причем, если при отключении интернета программу для отправки можно скопировать и перевезти на флэшке, то в случае перебоев с электричеством в запасной офис придется везти системный блок (ведь скопировать программу не получится).
     
  4. Меньшая определенность с фиксацией времени отправки отчета. Дата отправки фиксируется по подтверждению спецоператора связи. Допустим, налогоплательщик сдает отчетность через офлайн-систему «на флажке» (скажем, за несколько часов до истечения срока). Когда он отправит отчет по почте, ему придется какое-то время ждать, пока почта доставит отчет до сервера спецоператора и пока подтверждение пройдет обратный путь. Если почта по каким-либо причинам задержит отчет, может получиться так, что налогоплательщик уже после полуночи получит подтверждение, датированное более поздним, чем требуется, днем. И времени на то, чтобы исправить ситуацию, у него не будет.

Онлайн-система

Такая система в отличие от офлайн-системы подразумевает работу в браузере (например, Internet explorer). Это означает, что устанавливать специальные программы для формирования отчетности на свой компьютер не нужно. Используя сертификат своей ЭЦП, налогоплательщик заходит на сервер спецоператора, получает оттуда актуальные форматы и приступает к формированию отчетности. В самой распространенной онлайн-системе «Контур.Экстерн» данные можно вводить вручную, а можно прикрепить готовый файл, сформированный в бухгалтерской программе.

При этом формирование, подписание и шифрование отчета производится на рабочем месте налогоплательщика. Отличие от офлайн-системы заключается в том, что все эти процессы происходят не на жестком диске, а с помощью так называемых временных интернет-файлов. (Именно эта особенность онлайн-технологии избавляет налогоплательщика  от необходимости следить за обновлениями и загружать их на жесткий диск своего компьютера). Следует пояснить, что работа в браузере (с временными файлами) не равнозначна работе на сервере спецоператора. Грубо говоря, кабель, обеспечивающий подключение к интернету (и, соответственно, соединение с сервером спецопертора), во время формирования, подписания и шифрования можно выдернуть из компьютера, и на работу с отчетностью это никак не повлияет.

Соединение с сервером потребуется после подписания и шифрования отчета. Оно необходимо для его отправки. Когда соединение с сервером установлено, и бухгалтер нажимает кнопку «Отправить отчет» данные не отправляются по почте, а сразу сохраняются на сервере спецоператора. При этом подписанный налогоплательщиком отчет попадает на сервер спецоператора (и потом хранится там) только в зашифрованном виде.

Через несколько секунд в окне браузера бухгалтер видит сформированное сервером подтверждение спецоператора, по которому фиксируется время отправки отчета. Затем сервер отправляет отчет в инспекцию. То есть отчет проходит один отрезок пути — от сервера спецоператора до сервера инспекции. Отрезок от компьютера до сервера спецоператора при использовании онлайн-системы отсутствует.

Далее инспекция высылает налогоплательщику документы о приеме отчетности. Они в зашифрованном виде приходят на сервер спецоператора и сохраняются там. С помощью сертификата своей ЭЦП бухгалтер заходит на сервер и читает квитанции и протоколы.

Оналйн-система имеет множество преимуществ, и пользоваться ей очень просто и удобно. А вот создать и поддерживать такую систему гораздо сложнее. Поэтому широкое распространение (около 1 миллиона абонентов) пока получила только одна онлайн-система для формирования и отправки отчетности — «Контур.Экстерн».

Минусы

  1. При использовании для доступа в интернет dial-up соединения («слабый» канал доступа) работа с онлайн-системой может быть некомфортной.

Плюсы

  1. Не надо устанавливать обновления. Свежие форматы деклараций и расчетов выкладываются специалистами производителя системы. Соответственно, описанных выше проблем, связанных с установкой обновлений, не возникает. Каким бы не был уровень «компьютерной» грамотности бухгалтера, он может быть уверен, что всегда сможет отправить декларацию в актуальном формате.
     
  2. Не надо хранить отправленные отчеты. Все отправленные ранее отчеты в зашифрованном виде хранятся на сервере спецоператора. С помощью сертификата своей ЭЦП бухгалтер может получить к ним доступ с любого компьютера. Обратите внимание: чтобы получить доступ к отправленным ранее декларациям, необходимо хранить и те ключи, у которых уже истек срок действия. Отчетность, отправленную, скажем, в 2006 году можно прочитать только с помощью закрытого ключа, действовавшего в тот период. При этом ничто не препятствует бухгалтеру копировать хоть зашифрованные, хоть расшифрованные отчеты и хранить их у себя на любых носителях.
     
  3. Бухгалтер не «привязан» к конкретному компьютеру. Если в последний день сдачи отчетности сломается компьютер, отключат электричество или доступ в интернет, отчетность можно будет отправить с другого компьютера. Для этого бухгалтеру потребуется только ру-токен (аналог флэшки) или дискета, где хранятся сертификаты ключей. Также необходима программа для шифрования «Крипто Про». Имея носитель с перечисленными данными, установив программу «Крипто Про» и прописав сертификат, можно отправлять отчетность.
     
  4. Моментальная фиксация даты представления отчетности. Когда бухгалтер нажимает кнопку «отправить отчет», он не посылает его по почте, а сохраняет на сервере спецоператора. Поэтому подтверждение, по которому фиксируется дата отправки, формируется мгновенно. Поэтому в случае отправки декларации «на флажке» бухгалтер уже через несколько секунд после отправки может быть уверен, что он сдал отчетность вовремя.
     
  5. «Два в одном». Покупая онлайн-систему «Контур.Экстерн», бухгалтер получает офлайн-систему «Контур.Экстерн Лайт».

Источник: БухОнлайн.ру



Напишите нам

Предложение, пожелание, замечание, просьбу, а может вопрос?

Напишите нам

Сообщение отправлено. Ответим в течение 3-х часов.