Событие-2010: электронная отчетность в ФСС

27 декабря 2010

Самым значимым событием года в сфере электронной отчетности стала возможность отчитываться через интернет в Фонд социального страхования. О том, как в течение года менялся процесс сдачи электронной отчетности в ФСС, а также о возможных направлениях развития этого вида отчетности мы поговорим в настоящем материале.

Недостаток информации в начале года

Сначала введение электронной отчетности в ФСС заставило понервничать многих бухгалтеров. В июле 2009 года был принят Федеральный закон № 212-ФЗ, который обязывал отправлять в ФСС с апреля 2010 года электронные отчеты работодателей, имеющих более 100 сотрудников. Однако информации о том, как именно будет приниматься отчетность (в частности, через спецоператоров, как в случае с налоговой отчетностью, или без них, как в случае с ПФР), не было очень долго.

Впервые представители ФСС публично заговорили о механизме приема электронной отчетности лишь в конце января 2010 года. А приказ ФСС, устанавливающий правила приема отчетности, появился лишь 12 февраля. О том, как будет приниматься отчетность в ФСС, до января ничего не знали даже спецоператоры и удостоверяющие центры, которым впоследствии пришлось в кратчайшие сроки приспосабливать выдаваемые ими сертификаты электронных цифровых подписей под требования ФСС (эти сертификаты отличаются от тех, которые раньше использовались для сдачи налоговой отчетности и отчетности в ПФР), а также выдавать новые сертификаты в авральном режиме. Впрочем, стоит отметить, что позже Фонд социального страхования скорректировал свою информационную политику и не препятствовал инициативам профильных IT-компаний, которые обеспечили более тесную связь между сервисами спецоператоров и приемным шлюзом ФСС.

Как стали принимать отчетность в ФСС

Тем, кто еще не сдавал электронную отчетность в ФСС, напомним, как это происходит. Для сдачи отчета страхователь должен загрузить зашифрованный и подписанный ЭЦП файл с отчетом на приемный шлюз ФСС. При этом дату и время отправки расчета фиксирует ФСС. Согласно регламенту, максимальное время обработки отчета составляет 24 часа. Проверяется не только ЭЦП и соответствие форматам, но и правильность заполнения формы. В случае обнаружения ошибки страхователю высылается протокол проверки с указанием ошибок. Необходимо исправить ошибки и выслать файл заново. Если ошибок не обнаружено, отчет считается принятым, и страхователю высылается квитанция о приеме. Дата и время формирования такой квитанции считается временем представления отчета.

Это означает, что отчет лучше начинать загружать минимум за двое суток до крайнего срока, чтобы дать ФСС время на проверку и оставить себя зазор для исправления ошибок и отправки нового отчета. Кроме того, необходимо учитывать, что в этом году количество страхователей, обязанных сдавать 4-ФСС в электронном виде, значительно увеличится. Поэтому в последние дни сдачи отчетности из-за повышенной нагрузки на приемный шлюз отчет может не загрузиться с первой попытки.

С какими сложностями столкнулись страхователи

Апрельская отчетность 2010 года показала, что определенные опасения по поводу механизма сдачи электронной отчетности в ФСС и скомканных сроков его внедрения, частично подтвердились. Заметное количество страхователей отправили отчет на приемный шлюз ФСС вовремя, но получили отрицательные протоколы (означающие, что отчет не сдан и его надо выслать заново) уже после крайнего срока сдачи отчетности.

К чести ФСС надо сказать, что сотрудники Фонда не стали штрафовать таких страхователей, понимая все сложности, с которыми им пришлось столкнуться. Тогда впервые была озвучена идея, что при сдаче электронной отчетности в ФСС необходимо дать страхователям возможность выбора: сдавать отчеты напрямую (как это реализовано сейчас) или по аналогии с налоговой отчетностью, то есть через спецоператоров, которые фиксируют время отправки отчета. Для этого необходимо изменить регламент приема отчетности в ФСС. То, как в 2010 году развивался рынок услуг по сдаче отчетности в ФСС, доказывает потребность страхователей в такой альтернативе.

Что изменилось в течение года

Напомним, что после апрельской отчетности в ФСС на помощь страхователям пришли компании, оказывающие услуги по сдаче отчетности. Многие из них разработали программы для подготовки и проверки отчета по форме 4-ФСС. А федеральной IT-компанией СКБ Контур был создан комплекс, позволяющий не только готовить отчетность, но и отправлять ее на приемный шлюз ФСС автоматически (во многом это стало возможным благодаря активному содействию, которое ФСС оказывало всем разработчикам программ для подготовки электронной отчетности).

Для решения первой задачи используется веб-сервис для подготовки отчета (реализован в рамках системы «Контур.Экстерн», доступен абоненту только после входа в систему). Сервис помогает готовить отчет и проверяет его с помощью контрольных соотношений, используемых ФСС.

Вторую проблему решает другой сервис, пока не имеющий аналогов на рынке. Он автоматически загружает отчетность в приемный шлюз ФСС. Это происходит так.

Страхователь входит в систему «Контур.Экстерн», формирует отчет (либо прикрепляет отчет, подготовленный в другой программе) и загружает готовый отчет на сервер «Контур.Экстерна». Далее отчет проходит проверку по тем же критериям, которые используются в ФСС, и система «Контур.Экстерн» автоматически начинает загружать отчет страхователя в приемный шлюз ФСС. Если шлюз из-за повышенной нагрузки работает медленно, то отправленные отчеты не пропадают, а хранятся на сервере «Контур.Экстерна» и ждут своей очереди. Потом, когда очередь доходит до выложенных на сервер «Контур.Экстерн» отчетов, они передаются в приемный шлюз ФСС без каких-либо действий со стороны страхователя. При этом «Контур.Экстерн» сообщает абоненту о получении квитанции из ФСС (зашифрованная квитанция хранится в системе «Контур.Экстерн», где ее можно посмотреть или скачать). Либо оперативно уведомляет абонента об ошибках, выявленных при обработке отчета.

Пользователю комплекса из двух сервисов (для подготовки и для отправки) не нужно скачивать, устанавливать и обновлять программу для подготовки отчетности. Кроме того, при подготовке и отправке отчета бухгалтер избавлен от необходимости переходить из программы в программу и самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз ФСС для загрузки отчета или получения документа о его приеме — все делается в рамках одной системы.

Отметим, что сервисы для подготовки и отправки отчетности в ФСС можно использовать как вместе (это оптимальный вариант), так и по отдельности. Сервис по подготовке отчета 4-ФСС доступен только пользователям определенных тарифных планов, зато сервисом по отправке могут воспользоваться все абоненты системы «Контур.Экстерн». Даже если отчет подготовлен в другой программе, лучше воспользоваться данным сервисом, и вот почему.

Во-первых, бухгалтер будет избавлен от необходимости самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз ФСС для загрузки отчета или получения документа о его приеме. Во-вторых, сервис по отправке отчетности зафиксирует время прохождения отчета через сервер «Контур.Экстерн». А это может помочь, если вдруг возникнет спор о времени отправки отчета.

Но главное, что при отправке через «Контур.Экстерн» отчет проходит проверку, максимально приближенную к проверке отчета на портале ФСС. То есть у пользователя есть возможность сразу исправить ошибки, а не ждать результатов проверки в ФСС (что при действующем регламенте приема может привести к опозданию со сдачей отчета).

Как можно улучшить электронную отчетность в ФСС в 2011 году

Стремительный рост количества страхователей, сдающих электронные отчеты в ФСС, происходил в течение всего 2010 года. То есть в электронном виде отчитывались не только те, кто был обязан это делать (страхователи, у которых работало более 100 сотрудников), но и другие страхователи. При этом очень востребованными оказались описанные выше сервисы по подготовке и отправке отчетности. Количество пользующихся этими сервисами страхователей с каждой отчетностью увеличивалась в разы. А это означает, что вопрос об альтернативном варианте сдачи отчетности в ФСС (то есть через спецоператора связи) в 2011 году станет еще более актуальным.

Другим изменением, которое может существенно облегчить жизнь и страхователям, и сотрудникам региональных отделений ФСС, является неформализованный документооборот. Или, говоря проще, возможность страхователей и представителей ФСС обмениваться друг с другом защищенными электронными письмами. Такой сервис смог бы очень серьезно ускорить разбор внештатных ситуаций и исправление ошибок, скажем, в реквизитах отчета.

Как мы уже отмечали, руководство ФСС в настоящий момент более лояльно, чем в начале года, относится к различным инициативам, упрощающим сдачу электронной отчетности в Фонд. Поэтому можно надеяться, что процесс сдачи электронной отчетности в ФСС будет меняться только в лучшую сторону.

Источник: БухОнлайн.ру



Напишите нам

Предложение, пожелание, замечание, просьбу, а может вопрос?

Напишите нам

Сообщение отправлено. Ответим в течение 3-х часов.