Вступают в силу новые требования к электронному документообороту c ФНС

30 июня 2016

С 1 июля ужесточатся требования к компаниям, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде. Речь идет об обязанности налогоплательщиков получать электронные требования от налоговой инспекции.

Кого коснется

Изменения в статьях 23 и 76 НК РФ, которые внес Федеральный закон от 01.05.16 № 130-ФЗ, затронут налогоплательщиков, обязанных сдавать отчетность в налоговые органы через оператора электронного документооборота (ЭДО). К ним относятся все плательщики НДС и компании с численностью сотрудников свыше 100.

Для тех организаций, которые пользуются системой ЭДО добровольно, все останется по-прежнему. Они смогут получать требования от налоговой как в электронном, так и в бумажном виде.

Что изменится

Основной смысл поправок заключается в том, что компания должна обеспечить получение сообщений и документов от налоговой инспекции в 10-дневный срок с момента, как возникла обязанность отчитываться по ТКС. В противном случае налоговики получают право заблокировать счет (п. 3 ст. 76 НК РФ), пока компания не обеспечит прием документов от инспекции.

Как выполнить новое требование?

Порядок действий будет зависеть от того, как отчитывается компания — непосредственно через оператора ЭДО или через посредника.

Если вы отчитываетесь напрямую через оператора:

  1. Убедитесь, что ваш договор с оператором действует.
  2. Проверьте, не истек ли срок действия вашего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.

Обратите внимание, что у пользователя системы ЭДО должны быть полномочия получать документы. У руководителя такие полномочия есть по умолчанию. А вот если он передал свои полномочия одному из сотрудников (например, главному бухгалтеру), на него должна быть составлена доверенность.

Если вы отчитываетесь через посредника:

  1. Заключите договор с посредником.

Не забудьте прописать в договоре обязанность посредника получать документы от налоговых органов, отправлять в ответ квитанцию о приеме, а затем доставлять полученные документы вам. Доверенность дает посреднику право делать это, а право — это не обязанность. Если в договоре не будет предусмотрен этот пункт, а посредник по каким-то причинам не отправит квитанцию и вам заблокируют счет, вы не сможете предъявить ему никаких претензий.

  1. Оформите доверенность на своего уполномоченного представителя.

В доверенности рекомендуется указать не только компанию-посредника, но и сотрудника, ответственного за передачу отчетности. Крайне важно подробно прописать объем передаваемых полномочий. В частности, там должно быть зафиксировано право отправлять и получать документы из налоговой инспекции и отправлять квитанции о приеме документов.

  1. Отправьте доверенность в налоговые органы.

Согласно Федеральному закону от 01.05.2016 №130-ФЗ у налогоплательщиков есть всего 3 дня после передачи полномочий, чтобы представить копию доверенности в налоговый орган. Сделать это можно не только лично, но и по телекоммуникационным каналам связи. Правда, конкретный порядок передачи данного документа пока не разработан.

  1.  Убедитесь, что у посредника заключен договор с оператором ЭДО.

С момента подписания доверенности фактическим абонентом системы ЭДО становится посредник, а значит, у него должен быть договор с оператором и сертификат ключа подписи. Контролировать такие договоры налоговая инспекция будет так же, как и при прямых контактах с организацией-налогоплательщиком.



Напишите нам

Предложение, пожелание, замечание, просьбу, а может вопрос?

Напишите нам

Сообщение отправлено. Ответим в течение 3-х часов.