С 2022 года социальные пособия оформляют и выплачивают по проактивной схеме. Это значит, что не компания, а ФСС инициирует расчет пособия, учитывая конкретные факты: болезнь, рождение ребенка и пр. В статье вы найдете ответы на горячие вопросы о том, как работать с пособиями в текущий период.
Содержание
- Как работать в переходный период? Есть ли штрафы?
- Как начать работу с проактивными выплатами?
- Когда надо направить «Сведения о застрахованном лице» в ФСС?
- Как создать форму «Сведения о застрахованном лице» в Экстерне?
- Почему не приходят уведомления о больничных?
- Как ответить на запрос сведений от ФСС?
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Как работать в переходный период? Есть ли штрафы?
Для проактивных выплат установлен переходный период. Пока, как и в 2021 году, можно действовать по-старому: получив номер ЭЛН от сотрудника, запросить в ФСС больничный и направить в фонд расчет и реестр прямых выплат. При этом новая проактивная схема тоже работает. На 3 февраля через Контур.Экстерн отправлено 182 114 сведений о застрахованном лице и 796 ответов на запрос ФСС.
Организация может выбрать, как работать в переходный период. Если пока она не перешла на проактивную схему, штрафов за это не предусмотрено.
Как начать работу с проактивными выплатами?
Подробный порядок действий описан в инструкции. Основное, что нужно сделать:
1. Подключиться к СЭДО.
- На главной странице Экстерна выберите пункт меню «ФСС» → «Настроить СЭДО».
- Введите регистрационный номер организации. Если у вас филиал, укажите дополнительный код филиала. Чтобы разделить потоки документов, лучше чтобы филиалы были зарегистрированы в ФСС.
- Нажмите «Включить СЭДО». При успешном включении СЭДО появится статус «Включен СЭДО».
- После включения СЭДО все входящие документы по проактивным выплатам будут поступать в раздел «ФСС» → «Проактивные выплаты» → «Входящие».
2. Отправить форму «Сведения о застрахованном лице» (СЗЛ) по каждому сотруднику, чтобы получать от ФСС документы.
Получив СЗЛ, ФСС сможет определить, кто является работодателем для сотрудника, и в дальнейшем будет присылать уведомления об ЭЛН и запросы этому работодателю.
Когда надо направить «Сведения о застрахованном лице» в ФСС?
ФСС рекомендует распределить передачу сведений о застрахованных лицах на несколько этапов, с приоритетом в отношении женщин, находящихся или планирующих отпуск по беременности и родам и (или) отпуск по уходу за ребенком.
В фонде говорят, что целесообразно завершить передачу сведений в начале 2022 года, в том числе по уволенным работникам — на случай, если у них наступит заболевание или травма в течение 30 дней после увольнения.
Как создать форму «Сведения о застрахованном лице» в Экстерне?
Можно загрузить готовый файл из учетной системы, нажав «Загрузить из файла». Либо заполнить форму в Экстерне, нажав «Создать сведения о застрахованном».
Особенности заполнения формы:
- Способ получения пособия можно не указывать, если заполняете сведения на нового сотрудника, у которого банковская карта еще в процессе выпуска и нет возможности указать ее данные.
- Адрес регистрации также не обязателен.
Форма СЗЛ передается в ФСС в формате xml (требования к формату указаны на http://lk-test.fss.ru/sedo.html — см. файл «Проактив»).
Есть ли массовая отправка для СЗЛ?
Когда ФСС утвердит формат реестра, в Экстерне появится возможность массово отправлять СЗЛ на сотрудников, то есть передавать сразу несколько форм в одной отправке.
Почему не приходят уведомления о больничных?
«Сведения о застрахованном лице» надо направить в ФСС до выхода сотрудника на больничный, в противном случае уведомление не придет.
Также уведомление не придет постфактум — например, если передать СЗЛ в феврале, то уведомления о больничных за январь не поступят.
Как ответить на запрос сведений от ФСС?
Документы по проактивным выплатам, на которые необходимо ответить, поступают в раздел «ФСС» → «Проактивные выплаты» → «Входящие».
Запрос сведений приходит, если больничный дольше 3-х дней. В нем ФСС показывает, какие данные есть и каких недостаточно. Нужно проверить и дополнить эти данные и отправить ответ на запрос.
Порядок действий в Экстерне:
1. Нажмите «Ответить» → «Заполнить ответ».
2. Заполните обязательные поля. При необходимости исправьте данные.
3. Проверьте, подпишите и отправьте запрос.
Отправленные ответы на запрос сведений находятся в раздел «ФСС» → «Проактивные выплаты» → «Отправленные».
Если вы создали ответ, но не отправили, он попадет в черновики (в раздел «ФСС» → «Проактивные выплаты» → «В работе»).
Каким документом это закреплено?
Изначально все статьи, семинары, вебинары (ваши в том числе) говорили о том, что как только открывается больничный "сотрудник медорганизации оформляет, подписывает и направляет электронный лист нетрудоспособности (далее — ЭЛН) в ФСС.
После этого ФСС отправляет запрос в ПФР, чтобы выяснить, где трудоустроен застрахованный. ПФР в течение одного календарного дня отвечает, после этого ФСС отправляет уведомления:
- работодателям, трудоустройство у которых подтвердил ПФР;
- самому застрахованному через госуслуги.
Получив уведомление об открытии ЭЛН, работодатель будет в курсе, что сотрудник на больничном, даже если он сам не сообщил, что болеет."
Теперь вы пишите, что нужно сначала отправить сведения о сотрудниках, потом мы будем получать уведомления.. При этом даже по сотрудникам, по которым сведения отправлены в прошлом году при страховом случае, уведомления не приходят.
Разработчики 1С (мы ведем учет в 1с) говорят, что если нет больничного, то создать Сведения невозможно.
На какой документ нужно ссылаться о необходимости передать сведения до начала больничного?
Я тоже слушала вебинар от сотрудников ФСС в конце 2021 г и они говорили все то же самое, что вы описали.
На вебинаре я прям вопрос задавала по вновь принятым сотрудникам, если з.п. карты открываются в течение 2-х недель, о каких 3-х днях может идти речь. Ответ конечно был не очень внятный, но сводилось к тому, что как заболеет, так и передадите данные.
Просто получается, что проект никак не работает пока мы не отправим сведения (это следует из настоящей статьи). Смысл этого всего?
На дворе середина февраля, проект не работает. У меня в этом году уже 7 б/л, на очереди еще несколько болеющих. Сегодня звонила в ФСС и мне ответили, что неизвестно когда все это заработает, мол, работайте по старому.
Все хотели как лучше, а получилось как всегда )))
Банк.реквизиты, да, работник может позднее предоставить, но а все остальное?
Никаких б/л не приходит. Как у других?
Или обязательно отправить ответ на запрос (через кнопку Ответить)?
Как работать с проактивами и 1С в автоматическом режиме(загрузить,выгрузить) и когда это будет доступно?
Информацию о том, как ответить на запрос сведений или загрузить готовый файл ответа, вы можете посмотреть на сайте Контур.Справки: https://support.kontur.ru/pages/viewpage.action?pageId=83871780#id-Работасчерновиками-Загрузитьизфайла
Также вы можете установить модуль сервиса Контур.Экстерн для работы в 1С с документами ФСС через проактивные выплаты.
Установить последнюю версию Модуля Контур.Экстерн для 1С можно на нашем сайте http://update.kontur.ru/ke1c/.
Инструкция по настройке и работе в сервисе доступна по ссылке https://kext-doc.readthedocs.io/. Воспользуйтесь ей, пожалуйста. Если появятся вопросы, мы будем рады помочь.