Малый бизнес обычно не ставит охрану труда в приоритет. Работа в этой сфере начинается при несчастном случае или инспекторской проверке, а вот профилактики, как таковой, нет. Часто это связано с тем, что руководители плохо осведомлены о требованиях закона и последствиях их нарушения. Расскажем, как организовать охрану труда на малом предприятии без лишней нагрузки, чтобы не попасть на штрафы.
В этой статье:
- Какие есть общие нормативные требования
- С чего начать создание охраны труда на предприятии
- Как организовать охрану труда
- Какие документы должны быть на предприятии
- От каких документов можно отказаться
- Что еще можно упростить
- Как наказывают за нарушение в сфере охраны труда
- Как аутсорсинг по охране труда помогает малым предприятиям
Какие есть общие нормативные требования
К малым предприятиям относятся организации и ИП со среднесписочной численностью до 100 человек включительно и годовым доходом до 800 млн. рублей. Среди них выделяют микропредприятия — до 15 человек и до 120 млн. рублей соответственно (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Для малых предприятий нет особых «упрощенных» требований охраны труда (ОТ) или укороченного списка обязательных документов, которые бы отличались от средних и крупных предприятий. Раздел Х Трудового кодекса устанавливает общие обязанности для всех работодателей (ст. 214 ТК РФ). Даже для тех, у кого всего один наемный сотрудник.
Что должен делать работодатель:
- обеспечивать безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
- разрабатывать инструкции по ОТ для каждой должности, проводить обучение и инструктажи для персонала;
- информировать работников о нормативных требованиях, а также условиях труда на их рабочих местах;
- страховать сотрудников от несчастных случаев;
- организовывать медосмотры для работников;
- выдавать СИЗ, а также молоко «за вредность»;
- проводить расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний, микротравм работников.
Особенности в сферах обучения сотрудников, разработки необходимой документации для малых предприятий устанавливаются приказами Минтруда России и ГОСТ Р 12.0.009-2009.
Основных «льгот» четыре:
-
на предприятиях с численностью до 50 человек разрешено не создавать службу охраны труда или держать в штате специалиста (ст. 223 ТК РФ).
-
обучение охране труда на микропредприятиях разрешено заменить инструктажами, если нет работ повышенной опасности (п. 100 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464);
-
в ряде случаев специальную оценку условий труда (СОУТ) можно провести собственными силами, без привлечения экспертной организации (Приказ Минтруда России от 31.10.2022 № 699н);
-
малым предприятиям не нужно сдавать в Росстат форму 1-Т, а микропредприятиям еще и форму 7-травматизм.
Но это очень условные поблажки с учетом того, что в остальном малые предприятия обязаны выполнять такие же обязательные требования, как и крупные компании.
Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки
С чего начать создание охраны труда на предприятии
В помощь предпринимателям мы сделали Памятку по охране труда. В ней вы найдете перечень обязательных требований, мероприятий, документов с нормативными обоснованиями.
Скачать Памятку по охране труда для малого предприятия
В ней собраны все требования, включая обеспечение средствами индивидуальной защиты и молоком «за вредность». Какие из них будут применимы к отдельной компании, зависит от ее видов деятельности. Если у предпринимателя нет рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, то требования для них он выполнять не должен.
Организация ОТ на предприятии начинается с изучения законодательных норм, применимых к конкретному предприятию. Нужно разобраться, какие правила следует выполнять всегда, а какие к деятельности не относятся.
В этом поможет наша Памятка и Единый реестр видов контроля (ЕРВК) — федеральный ресурс, где в том числе собраны обязательные требования по всем видам государственного надзора. Охрана труда входит в раздел трудового законодательства.

Для работодателей есть почти 7 тыс. обязательных требований, но далеко не все из них применимы к конкретному предприятию
После изучения законодательства переходят к созданию ОТ у предпринимателя.
Как организовать охрану труда
Шаг 1
Выбрать, кто будет вести работу в этой сфере. Предприятия с численностью до 50 чел. не обязаны вводить в штат отдельную должность, но тогда охраной труда занимается сам ИП или руководитель, назначенный приказом совместитель. Еще вариант — передать работу на аутсорсинг. Выбранную схему организации ОТ надо закрепить приказом.
Шаг 2
Провести обучение по ОТ руководителю и (или) специалисту, ответственному за охрану труда (п. 44, 85 Правил в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464). ИП-работодатель проходит такую подготовку до приема на работу первого сотрудника. Обученные специалисты смогут проводить инструктажи и проверку знаний других работников на самом предприятии. Это нужно, чтобы проводить инструктажи и проверку знаний других работников на самом предприятии.
Шаг 3
Распределить приказом и должностными инструкциями ответственность в сфере ОТ. Разработать Положение о системе управления охраной труда — СУОТ (п. 1, 13 Примерного положения в ред. Приказа Минтруда от 29.10.2021 № 776н).
Шаг 4
Составить реестр нормативных правовых актов с требованиями ОТ для компании. Он должен поддерживаться в актуальном состоянии и быть доступен всем работникам (ст. 214 ТК РФ). Сделать реестр помогут наша Памятка и ЕРВК.
Шаг 5
Провести специальную оценку условий труда (СОУТ) и оценку профессиональных рисков (ОПР) на рабочих местах (ст. 214 ТК РФ). По их результатам составить и утвердить приказом:
- списки работ с повышенными требованиями безопасности, работ, для которых нужен наряд-допуск;
- перечень профессий и видов деятельности, где нужно выдавать СИЗ и смывающие средства; порядок их выдачи (ст. 221 ТК РФ);
- список профессий, должностей, видов работ, где нужно отдельное обучение по ОТ; порядок обучения; список освобожденных от обучения (Правила № 2464);
- категории работников для предварительных и периодических медосмотров (ст. 220 ТК РФ);
- перечень должностей и профессий с вредными и опасными условиями труда для выдачи лечебно-профилактического питания, других компенсаций, а также льготного пенсионного обеспечения;
- перечень инструкций по охране труда;
- план мероприятий по ОТ.
Инструкции по охране труда должны быть на каждую должность в штате. Это следует из ст. 214 ТК РФ. И такую же позицию озвучивает Роструд на сайте «Онлайнинспекция.рф».
Шаг 6
Закупить сертифицированные СИЗ и организовать их выдачу работникам.
Шаг 7
Разработать и утвердить инструкции по охране труда, Положение о работе с подрядчиками (если у компании больше одного договора подряда в год), порядок выполнения работ повышенной опасности.
Шаг 8
Организовать работу по медосмотрам; расследованию несчастных случаев, профзаболеваний, микротравм.
Это только подготовительные работы по организации ОТ у предпринимателя. В процессе текущей деятельности нужно будет поддерживать безопасность на рабочих местах, для чего составлять и выполнять Планы мероприятий, актуализировать документацию. Разобраться с ведением охраны труда на постоянной основе поможет наша Памятка.
Какие документы должны быть на предприятии
Минимально необходимый список включает:
- Приказ о распределении ответственности по ОТ, назначении ответственных.
- Положение о системе управления охраной труда.
- Программы инструктажей и журналы для регистрации их результатов.
- Инструкции по охране труда на каждую должность в штате.
- График обучения ответственных лиц.
- Планы мероприятий по охране труда, включая обеспечение СИЗ, проведение СОУТ, ОПР.
- Результаты аудитов и проверок по ОТ.
- Результаты ОПР, СОУТ.
- Документы по медосмотрам.
- Реестр нормативных правовых актов по ОТ, доступный всем работникам.
- Положение о работе с подрядчиками (не всегда).
- Эксплуатационная и проектная документация на здания и сооружения, сертификаты на СИЗ.
Полный перечень документов зависит от специфики деятельности компании. Общий принцип: «Чем больше опасностей на рабочих местах, тем объемней будет комплект документации». Разобраться поможет наша Памятка.
От каких документов можно отказаться
Повторим, что малые предприятия не освобождены от выполнения требований охраны труда. Упрощение в объеме документации и обязательных мероприятий может быть связано только с видами деятельности. Например, предпринимателю-владельцу парикмахерской не нужно обучать сотрудников работам на высоте, а хозяину продуктового магазина — выдавать продавцам молоко «за вредность».
Но от отдельных документов малые предприятия все-таки могут отказаться.
- Не нужно сдавать отчетность в Росстат по форме 1-Т «Условия труда» (приложение 2 к приказу Росстата от 29.07.2022 № 532). Микропредприятия дополнительно освобождены от сдачи формы 7-травматизм (приказ Росстата от 01.07.2022 № 485).
- Политику по ОТ можно оформить разделом в Положении о системе управления охраной труда, а не отдельным документом (п. 9 Примерного положения о СУОТ в ред. приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н).
- Целями и задачами в этой сфере считать Планы мероприятий по улучшению условий на рабочих местах (п. 4.2.2 ГОСТ Р 12.0.009-2009).
- С 1 сентября 2022 года обучение по ОТ и оказанию первой помощи работникам микропредприятий разрешено проводить в виде инструктажей на рабочем месте (п. 100 Правил № 2464). При этом можно совмещать вводный и первичный инструктажи, а все результаты регистрировать в Едином журнале.
- Микропредприятиям разрешено не создавать отдельную комиссию по проверке знаний.
Совсем отказаться от обучения по ОТ не получится. Как минимум, один сотрудник на микропредприятии должен пройти внешнюю подготовку в учебном центре или у аккредитованного ИП (Приложение 4 к Правилам № 2464). Он сможет проводить инструктажи и проверку знаний работников.
Что еще можно упростить
С 1 марта 2023 года микропредприятия могут проводить СОУТ самостоятельно, не привлекая экспертную организацию (Приказ Минтруда России от 31.10.2022 № 699н). Но только при соблюдении ряда условий.
-
Их основной вид деятельности указан в п. 2 Особенностей по Приказу № 699н. Это, например, консалтинг, финансовые услуги, право и бухучет.
-
У них нет «вредников» и льготников по пенсионному обеспечению (п. 3 Особенностей по Приказу № 699н).
-
При СОУТ не выявлен один или несколько опасных или вредных факторов (п. 8 Особенностей по Приказу № 699н).
Спецоценка по «упрощенным правилам» предусматривает заполнение проверочного листа по форме в Приказе № 699н. Ее проводят представители работодателя и работников.
Малое предприятие без работ повышенной опасности может провести оценку профессиональных рисков самыми простыми методами. Например, заполнением контрольных листов (п. 28 Рекомендаций в редакции Приказа Минтруда России от 28.12.2021 № 926).
Как наказывают за нарушение в сфере охраны труда
За невыполнение обязательных требований работодателя привлекут к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Та предусматривает штрафы до 150 тыс. рублей или приостановку деятельности при повторных нарушениях.
Если на предприятии произойдет несчастный случай с тяжким вредом здоровью или смертью пострадавшего, ответственных должностных лиц могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.
Как аутсорсинг по охране труда помогает малым предприятиям
Напомним, что организации с численностью до 50 человек могут не создавать отдельную службу или держать в штате специалиста. Трудовой кодекс разрешает передать функцию по ОТ на аутсорсинг (ст. 223 ТК РФ).
Экономическая выгода договора ГПХ
Затраты работодателя (ИП) | Штатный специалист | Аутсорсинг ОТ |
---|---|---|
Разовые затраты: организация рабочего места (обучение, компьютер, оргтехника, мебель) | ~ 70 000 руб. | — |
Ежемесячные: зарплата, страховые взносы, канцелярия, связь, базы нормативной документации и др. | ~ 45 000 руб. | В 3-4 раза меньше (~ 10-15 000 руб.) |
Главное преимущество аутсорсинга для малого предприятия — экономия бюджета на охрану труда. Кроме того, такие услуги оказывают профессиональные специалисты, аккредитованные Минтруда (Постановление Правительства от 16.12.2021 № 2334). Они рискуют репутацией, поэтому добросовестно относятся к своей работе. Перечень аккредитованных специалистов и организаций размещен в ЕИСОТ Минтруда России.
Риски у аутсорсинга по ОТ такие же, как при работе с другими подрядными организациями: сохранность информации, ненадежность исполнителя. Но вы всегда сможете их снизить, если воспользуетесь встроенным в Экстерн сервисом проверки контрагентов.
По этому же адресу размещены рекомендации, что делать, если вы не нашли свое предприятие в Реестре МСП.
— врачей Вы обязательно обучаете применению СИЗ, поскольку у них есть вредные факторы, и по программе Б — они относятся к категории «специалисты». По программе ППП и В нужно смотреть трудовую функцию. Учитывайте, что, например, для военврача по закону обязательно обучение ППП.
— административных работников с классом 2 Вы можете освободить от обучения по программе Б, если выполняются условия по п. 54 Правил № 2464. Но учитывайте, что руководителей все равно надо еще учить по программе А.