Информационная система в налоговом мониторинге — главный инструмент, с помощью которого инспектор и компания обмениваются информацией и документами. Расскажем, как будущим участникам мониторинга подготовить свои информационные системы для взаимодействия с ИФНС и какие решения предлагает Контур.
Содержание
Способы взаимодействия в налоговом мониторинге
Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, который ведется через удаленный доступ к информационным системам организации. Инспекторы самостоятельно анализируют данные и проверяют правильность расчета налогов в режиме реального времени.
Доступ к данным организации ИФНС может получить тремя способами:
- изучая документы, переданные компанией по ТКС;
- через учетную систему организации;
- через аналитическую витрину данных.
Первый способ неудобен для обработки данных и отменяется с 2024 года. Актуальным остаются прямой доступ к информационным системам — второй и третий способы.
По статистике ФНС, предпочтительный способ — витрина данных: она является «единой точкой входа» для инспектора и содержит все необходимое для анализа отчетности.
Как выбрать разработчика решения для налогового мониторинга
Вы можете самостоятельно разработать и внедрить витрину данных. Но сначала оцените свои возможности: требования к участникам налогового мониторинга постоянно меняются, появляются новые методы взаимодействия, технологии и правила. Соотнесите затраты и риски.
Другой способ — воспользоваться услугами разработчика. Сегодня на рынке достаточно предложений от компаний, которые разрабатывают сервисы взаимодействия с ФНС.
При выборе разработчика витрины обратите внимание не только на функциональность сервиса, но и на возможности поставщика в целом. Например, Контур — разработчик продуктов для бизнеса — предлагает интегрировать витрину данных с сервисами:
- отправки отчетности по ТКС;
- электронного документооборота;
- другими, необходимыми для реализации контроля отчетности и контрагентов.
Вот на что стоит обратить внимание при выборе поставщика услуг:
- надежность в области хранения, передачи и шифрования данных;.
- опыт взаимодействия с ИФНС по обмену электронными документами, разработке аналогичных сервисов, накопленная экспертиза;
- комплексный подход к решению: от анализа учетных систем организации, оценки их использования и интегрирования в сервис до внедрения решения под ключ;
- квалифицированная и доступная техническая и экспертная поддержка;
- российская разработка, присутствие в перечне отечественного ПО.
Налоговый мониторинг от Контура — витрина в облаке
Витрина данных от Контура — облачный сервис. Облачные технологии — это современные технологические ресурсы с возможностью эффективно реагировать на потребности заказчика.
Основные преимущества облачного решения:
- Безопасность. В любой облачной инфраструктуре несколько уровней защиты информации, а также достаточный уровень резервирования (бэкапа) на случай аварийного восстановления.
- Обновления и работоспособность. Аппаратная и программная части облачного решения принадлежат поставщику, именно он выполняет все задачи по обслуживанию.
- Сетевой доступ пользователям. Ресурсы облака при наличии интернета доступны из любого места планеты в любое время суток.
Стаж Контура в создании облачных сервисов — 20 лет. Первым таким сервисом стал Контур.Экстерн — передача отчетности в ФНС по телекоммуникационным каналам связи. Сегодня у Контура десятки онлайн-сервисов для документооборота с контролирующими органами.
Налоговый мониторинг от Контура
Система поможет настроить структуру раскрытия информации, передавать в налоговую документы и пояснения и хранить документы в удобной форме с возможностью поиска, сортировки и группировки
Витрина данных — многофункциональный сервис
При реализации витрины разработчики Контура учли все необходимые сценарии пользователей — как со стороны компаний, так и со стороны ИФНС.
Витрина данных Контура — это:
- «Место встречи» документов организации, необходимых для подтверждения отчетности, в едином окне. Загрузка данных на витрину не привязана к конкретной учетной системе: можно работать не только с одной системой, но и с разными одновременно. В витрину загружаются регистры, проводки, реестры и первичные документы (либо ссылки на них), на основе которых формируются показатели отчетности. Это удобно: все связанные документы отображаются в одном информационном поле, не надо искать каждый.
После загрузки данных формируется протокол, он позволяет проверить правильность загружаемых показателей до их публикации. - Разговоры о важном с инспектором. С помощью запросной системы налоговики могут уточнить информацию либо попросить недостающий документ. В сервисе хранится вся история запросов, их статусы, уведомления о поступлении и сроках исполнения. А еще компания или инспектор могут обратиться в техподдержку Контура с помощью виджета.
- «Контрольный пункт» для деклараций и документов. В сервисе реализованы форматно-логический контроль и сравнение деклараций. Компания может проверить загруженные данные до просмотра их инспектором. А также проанализировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетом.
- Уютный интерфейс. Дизайн сервиса разработан в едином стиле Контура, его удобство оценили многие пользователи других продуктов. Разделы и вкладки расположены по иерархии важности, а показатели логически связаны между собой. Есть фильтры, сквозные переходы, экспорт и печать.
Все сценарии проверены юзабилити-тестами, в том числе протестированы инспекторами. При необходимости пользователь может оставить пожелания и замечания о работе сервиса. - «Пропускной пункт» с надежной охраной. Сервисом могут пользоваться только зарегистрированные пользователи. Данные передаются по защищенным каналам и хранятся на аттестованных площадках. Действия пользователей логируются в журнале событий.
- В ногу со временем. Специалисты Контура оперативно отслеживают и внедряют законодательные изменения, необходимые для функционирования сервиса: обновление форм, соответствие требованиям к информсистемам, интеграция с АИС Налог-3 и другие новшества налогового мониторинга.

Вступайте в налоговый мониторинг с Контуром
Сервисы Контура помогут наладить удобное взаимодействие с ИФНС