Каждая принятая декларация по НДС проходит камеральную проверку. Сначала ее проверяет автоматизированная система контроля ФНС, а затем, если она нашла ошибки, начинается углубленная проверка. В ходе камералки налоговая может истребовать пояснения и документы, уточненные декларации, запрашивать информацию у контрагентов. Чтобы вопросов у инспекции не было, надо самостоятельно проверять декларацию перед сдачей.
Зачем налоговая проверяет декларацию по НДС
Все плательщики НДС, которые сдали декларацию, должны пройти камеральную проверку. Она начинается автоматически после сдачи отчета. Получать разрешение налогоплательщика или распоряжение руководителя ИФНС для проверки инспекторы не должны, никакое уведомление о ее старте тоже не присылают.
Порядок проведения камералки регулируют ст. 88 Налогового кодекса и письма ФНС, разъясняющие нюансы, например:
- о проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС (письмо ФНС от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129);
- рекомендации по проведению камеральных проверок (письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
- разъяснения по вопросам проверки уточненных деклараций (письмо ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19576);
- правила определения даты начала проверки(письмо ФНС от 16.07.2013 N АС-4-2/12705).
Во время проверки инспекторы смотрят, правильно ли рассчитаны налог и вычеты, совпадают ли данные в декларации налогоплательщика с отчетностью его контрагентов, есть ли противоречия между показателями отчета, правомерно ли использованы льготы. Если найдут нарушения, то начнут углубленную проверку, могут доначислить налог, назначить штрафы и пени.
Контур.НДС+ проверяет ошибки в реквизитах, разногласия в суммах, контрольные соотношения и коды видов операций
Как проходит проверка налоговой по НДС
Камеральная проверка — это первый и обязательный этап контроля. Она проходит на территории налоговой, посещать офис налогоплательщика или приглашать его к себе не будут, но могут запросить пояснения и документы по ТКС.
Камеральную проверку можно разделить на два этапа — автоматизированная и углубленная. На первом этапе декларацию анализирует программа, на втором подключаются люди. Разберемся подробнее.
Автоматизированная камеральная проверка по НДС
Программа АСК НДС анализирует данные декларации и проверяет их на:
- выполнение контрольных соотношений, расчет НДС и вычетов;
- согласованность показателей внутри декларации;
- согласованность показателей с другими отчетами этого года;
- согласованность показателей с данными контрагентов по счетам-фактурам, книгам покупок и продаж, журналам учета счетов-фактур.
По итогам этой проверки станет ясно, правильно ли налогоплательщик рассчитал НДС к уплате, и не заявил ли он вычеты, по которым контрагенты не уплачивали налог в бюджет по ошибке или из-за фиктивности операции.
Важно! Если в декларации нарушены контрольные соотношения, установленные приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-15/519, налоговая посчитает ее непредставленной. В этом случае из инспекции придет соответствующее уведомление. Налогоплательщику нужно будет в течение пяти рабочих дней сдать исправленную декларацию.
Если все в порядке, камеральная проверка закончится и налогоплательщика не побеспокоят. Если же АСК НДС обнаружит несогласованность, то начнется углубленная проверка.
Углубленная камеральная проверка по НДС
Этот этап запускается только при наличии оснований, предусмотренных НК РФ. Кроме случаев, когда в декларации нашли ошибки или несоответствия, углубленная проверка проводится, если налогоплательщик заявил НДС к возмещению или заполнил раздел 7 декларации.
ООО «Аполлон» направило декларацию, в разделе 8 отразило входящий счет-фактуру № 355-А с суммой НДС 555 000 рублей, а ее контрагент ООО «Артемида» отразило в разделе 9 исходящий счет-фактуру с той же суммой налога, но неверным номером № 35-А. Из-за этого автоматическая проверка показала разрыв по НДС. Чтобы разобраться в ситуации, налоговая направит требование о даче пояснений.
Во время углубленной проверки задача инспектора понять, было ли нарушено законодательство. Для этого проводят мероприятия налогового контроля:
- истребуют счета-фактуры, книги покупок и продаж и другие документы, но только в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 88 НК РФ;
- истребуют пояснения, в том числе приглашая в инспекцию для разговора, или представление уточненной налоговой декларации;
- проводят «встречную» проверку — запрашивают документы и информацию по сделкам с налогоплательщиком у его контрагентов;
- проводят осмотр офиса, территорий, документов и предметов, если это предусмотрено п. 1 ст. 92 НК РФ.
Как правило, при наличии ошибок в декларации запрашивают только пояснения и уточненки. Соответствующее требование придет через оператора ЭДО. Нужно будет направить квитанцию о его приеме в течение шести рабочих дней и еще в течение пяти дней дать ответ.
Если же в декларации будут несоответствия, из-за которых занижена сумма НДС к уплате или завышена сумма к возмещению из бюджета, налоговики запросят документы: счета-фактуры, первичку и пр. (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Устраняйте расхождения по НДС, получайте полный вычет с Контур.НДС+
Срок проведения камеральной проверки по НДС
Камеральная проверка начинается со дня, когда налоговая инспекция получила декларацию по НДС (Письмо Минфина России от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955, п. 2.2 Письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).
В стандартном случае она идет ровно два месяца. Например, если инспекция получила декларацию по НДС 25 июля, то проверять ее будут до 25 сентября. Если инспекторы заподозрят нарушения законодательства, проверку могут продлить до трех месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ). Соответствующее решение руководителя налогового органа направляют налогоплательщику в личный кабинет или по почте.
Когда налогоплательщик сдает уточненную декларацию, срок начинает отсчитываться сначала. Проверку первичной декларации, если она еще не завершена, останавливают и начинают проверять уточненку.
Оформление результатов проверки
Если нарушений на проверке не обнаружено, то ее результаты никак не оформляют.
Если же нарушения есть, инспекция в течение 10 рабочих дней готовит акт. В случая несогласия налогоплательщика с выводами проверяющих он может подать возражения на акт в течение месяца. С их учетом принимается итоговое решение по результатам проверки:
- о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение;
- об отказе в привлечении к ответственности, если нарушения есть, но привлечь налогоплательщика нельзя.
Решение выносят в течение 10 рабочих дней после истечения срока на обжалование акта. Решение, к слову, тоже можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде.
Что сделать, чтобы проверка по НДС прошла успешно
Успешной проверка считается, когда заканчивается еще на автоматическом этапе. Это значит, что декларация составлена в соответствии с контрольными соотношениями, расхождений с контрагентами нет и вопросов у налоговой не возникло.
Отчитываться с первого раза поможет Контур.НДС+ — специальный модуль для Экстерна, который снижает риск доначислений по налогу. Все разделы декларации, книги покупок и продаж можно загрузить в сервис, чтобы он проверил их на ошибки и несогласованность. Правки можно будет внести прямо в сервисе.
Дополнительно нужно проверить, нет ли расхождений в счетах-фактурах с контрагентами. Для этого проводят сверку записей в книгах покупок и продаж и отдельных счетов-фактур. В сервис НДС+ можно пригласить своих контрагентов, тогда по каждой декларации будет проходить автоматическая проверка согласованности реквизитов, дат, сумм и номеров счетов-фактур. Это существенно снижает вероятность требований из инспекции.
Если налоговая уже нашла ошибки и прислала требование о даче пояснений или уточнении декларации, на него нужно отреагировать. В первую очередь направить квитанцию о приеме, а потом в течение пяти дней подготовить ответ. Если ответить грамотно, у налоговой не останется вопросов. Когда вы согласны с претензией ИФНС, сдайте уточненную декларацию с исправленными ошибками. Если же считаете, что правы вы, укажите это в пояснениях. В них же можно исправить и ошибки, которые привели к тому, что программа нашла расхождение. Например, если была ошибка в номере счета-фактуры, укажите в пояснениях правильный.
НДС+ понятно объясняет причину, по которой налоговая выставила требование, и подсказывает, что нужно исправить в декларации. Если проблема в расхождениях с контрагентами, сервис покажет реквизиты и суммы из декларации контрагента, что поможет найти ошибку.