Реклама в интернете, пожалуй, самый распространенный способ донести информацию до потенциальных клиентов.Она доступна по цене, не требует согласований и разрешений органов власти. В этой статье мы ответим на самые популярные вопросы бухгалтеров. Можно ли включить затраты на интернет-рекламу в расходы и в каком размере? Какие документы для этого потребуются? Имеет ли значение порядок оплаты и применяемый режим налогообложения? Что будет, если оплата рекламы проходит через третьих лиц, в т.ч. сторонние интернет-ресурсы?
Что такое реклама
Прежде чем переходить к вопросам учета, нужно определиться с терминологией. А именно — какие конкретно публикации в сети считаются рекламой.
Реклама — информация, которая направлена на привлечение внимания к объекту, формирование или поддержание интереса к нему, его продвижение на рынке, и адресована неопределенному кругу лиц. Способ и средства, при помощи которых распространяется такая информация, значения не имеют (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
Кроме рекламы, компании зачастую размещают в интернете объявления о продаже. Или, выражаясь юридическим языком, публичные оферты.
Оферта — это не реклама, а один из этапов заключения договора (ст. 426 ГК РФ). Несмотря на то, что объявления также адресованы неопределенному кругу лиц и содержат информацию, способную привлечь внимание потенциальных клиентов, их цель — не привлечение внимания к продукции и ее продвижение, а заключение договора с конкретным покупателем. Кроме того, реклама не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора, тогда как для оферты они обязательны (п. 2 ст. 437 ГК РФ).
Объявление о продаже (оферта) — это не реклама. Поэтому затраты на размещение таких объявлений в интернете, в том числе в личных кабинетах маркетплейсов и т.п., надо учитывать как расходы, связанные с реализацией.
Можно ли отражать рекламу в расходах организации на ОСНО и УСН
Для целей налогообложения затраты на рекламу в Интернете не нормируются.
Перечень рекламных затрат, которые можно учитывать при налогообложении в полном объеме, приведен в п. 4 ст. 264 НК РФ, который применяется и при УСН (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Среди прочих видов рекламы там упоминается продвижение через телекоммуникационные сети. В свою очередь, интернет — это и есть телекоммуникационная сеть общего пользования (ст. 18.1, пп. «б» п. 1 ч. 2.2 ст. 27, пп. «г» п. 3 ч. 2.2 ст. 27 Закона «О рекламе»).
Затраты на рекламу через интернет, учитываются при налогообложении в фактически понесенном размере (письмо Минфина от 29.01.2007 № 03-03-06/1/41).
При этом вид рекламы не важен. В расходы можно включить стоимость текстовых или иных визуальных блоков, а равно и затраты на производство и размещение аудио и видео-роликов (письмо Минфина от 07.12.2011 № 03-03-06/1/812).
Сами рекламные расходы учитываются при налогообложении не только при ОСНО, но и при УСН:
- на ОСНО — включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.
- на УСН — уменьшают доходы на основании пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В обоих ситуациях на расходы относят затраты, связанные с рекламой как продукции (товаров, работ, услуг), производимых или перепродаваемых налогоплательщиком, так и используемого при этом товарного знака или знака обслуживания.
Сдать всю отчетность через интернет — с подсказками и проверкой на ошибки.
Документальное подтверждение расходов на рекламу
Как и любые другие расходы, затраты на рекламу через Интернет должны быть подтверждены документами (п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).
Конкретный перечень документов, которые необходимы для подтверждения рекламных интернет-расходов, в НК РФ не приведен. Поэтому для этих целей можно использовать любую документацию. Главное, чтобы из нее было очевидно какие именно затраты были осуществлены (письма Минфина от 19.03.2019 № 03-03-06/1/17927, от 21.03.2019 № 03-03-07/19097).
Применительно к расходам на рекламу через интернет это значит, что в подтверждающих документах должны быть следующие сведения:
- период,
- цель,
- средства распространения,
- способы и порядок оплаты,
- подтверждение соответствия распространяемой информации критериям рекламы с точки зрения Закона «О рекламе» и объектов рекламирования, приведенных в НК РФ.
Факт оказания услуг и выполнения работ по рекламным мероприятиям через интернет может подтверждаться договорами и приложениями к ним, актами сдачи-приемки работ, счетами-фактурами, рекламными материалами (письмо УФНС по г. Москве от 27.09.2012 № 16-15/091449). Также для этих целей можно использовать данные автоматизированных систем расчетов (систем биллинга) и справки бухгалтера, составляемые самим налогоплательщиком на их основании (письмо Минфина от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17847).
Обратите внимание, что сами подтверждающие документы могут быть составлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде (письмо Минфина от 02.10.2019 № 03-11-11/75556).
Можно ли оплачивать рекламу через сторонние ресурсы
Если реклама заказана и оплачена через сторонние ресурсы, то для подтверждения затрат понадобятся дополнительные документы.
Они, в первую очередь, должны подтверждать роль, которую выполняет такой посредник. Принимает ли он только платежи за рекламу, размещаемую налогоплательщиком самостоятельно, или предоставляет возможность такого размещения при помощи соответствующих ресурсов и ПО. Или, может, оказывает услуги полного цикла, включающие создание и размещение интернет-рекламы.
Кроме того, при такой организации процесса рекламирования могут потребоваться документы, подтверждающие внесение платы именно за рекламу, а не за иные услуги, оказываемые посредником (аналитика, консультирование и т.п.).

Отчитывайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!
Соответственно в подобных ситуациях для подтверждения расходов понадобится договор с посредником. А если он оказывает услуги полного цикла, то также различные отчеты, графики и т.п. материалы, указывающие на фактическое размещение рекламы. Также для этих целей могут использоваться подписанные обеими сторонами акты (письма Минфина от 22.06.2012 № 03-03-06/2/71 и от 06.09.2012 № 03-03-06/1/467).