Расходы на услуги: как снизить риски претензий от налоговой

24 мая 2023 1 675

Налоговики традиционно с особым вниманием проверяют расходы на такие виды услуг, как: маркетинговые, юридические, информационно-консультационные. О том, как максимально обезопасить себя с налоговой точки зрения заказчику подобных услуг мы и поговорим в данной статье.

Как подтвердить расходы на услуги документами — от теории к практике

Глава 39 ГК РФ, регулирующая гражданско-правовые аспекты оказания услуг, ничего не говорит о документальном подтверждении факта их оказания. Поэтому ряд специалистов делает вывод, что составлять первичный документ, подтверждающий факт оказания услуг, стороны не обязаны, если иное не установлено договором на оказание услуг или не предусмотрено специальными нормами права. Причем такая позиция отражена и в ряде писем налоговых органов (письмо Минфина от 26.03.2020 N 03-11-11/24008), и судебных решений по гражданско-правовым спорам сторон договора на оказание услуг.

В то же время статья 783 ГК РФ предусматривает возможность применения правил, регулирующих правоотношения сторон по договору подряда, к правоотношениям сторон по сдаче-приемки услуг. Таким образом, существует мнение, что факт оказания услуг должен в обязательном порядке оформляться актом или иным документом согласно (ст. 783, 720 ГК РФ). Данная позиция представляется нам более обоснованной. И вот почему:

  1. Оформление любого факта хозяйственной жизни, в т.ч. факта оказания услуг, первичным документом предусмотрено законодательством о бухучете (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). 

  2. В п. 2 ст. 272 НК РФ прямо предусмотрено оформление первичного документа —акта приемки-передачи для услуг производственного характера, а ст. 313 НК РФ говорит о необходимости ведения налогового учета на основании первичных документов. 

  3. Косвенно подтверждают вывод о необходимости наличия акта об оказании услуг для целей налогообложения и некоторые письма налоговиков (например, п. 4 Письма ФНС от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).

Таким образом, считаем, что отсутствие первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг, может привести к налоговому спору с высоким риском доначислений. Сторонам договора на оказание услуг рекомендуется закрепить приложением к договору форму первичного документа (акта, УПД, отчета и т.п.), которым они оформят факт оказания услуг. Такой документ должен содержать не только обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 N 402-ФЗ. В Письме Минфина России от 09.04.2014 N 02-06-10/16186 отмечено, что законодательство не требует детализации оказанных услуг в акте сдачи-приемки. Однако это теория, а на практике при проверке затрат на рассматриваемые услуги одного акта или УПД с указанием обобщенного наименования оказанных услуг («маркетинговые услуги», «услуги по анализу рынка» и т.п.) чаще всего недостаточно (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2011 по делу N А55-9414/2010).

Ниже мы поговорим о том, какие нюансы учесть, оформляя первичку при получении маркетинговых, юридических, информационно-консультационных услуг с тем, чтобы снизить риски налоговых претензий.

extern

Отчитывайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!

Оформление маркетинговых услуг

С точки зрения налогообложения, маркетинговые услуги — это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения, включая характеристику товаров, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы (п. 2 Приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014).

Кроме того, под маркетингом подразумевается деятельность по изучению текущего рынка сбыта (Письмо ФНС РФ от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@).

Чтобы минимизировать налоговые риски, в договоре нужно подробно прописать конкретный перечень оказываемых услуг, порядок их оказания, а также предусмотреть обязательство исполнителя представить отчет и содержание такого отчета. В качестве ориентира при составлении отчета стороны могут использовать статью 33 Международного кодекса МТП и ЕСОМАР по практике маркетинговых и социальных исследований. В частности, составленный по указанной методике отчет об оказании маркетинговых услуг состоит из 4 блоков:

  1. Основные данные (для кого и кем проводились исследования; сфера и цель исследования; указание на привлеченных исполнителем субподрядчиков).

  2. Предмет исследования (описание, размер, характер и география предмета исследования, объем собранных данных; применяемые методы изучения предмета исследования, а также использованные методы оценки).

  3. Сбор данных (описание методов, с помощью которого проводился сбор информации).

  4. Представление результатов (важнейшие выводы, полученные в результате исследования). Важно, чтобы в качестве результатов в отчете были приведены данные (информация, рекомендации), позволяющие заказчику получить положительный экономический эффект от их практического использования (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.04.2006 N А33-9867/05-Ф02-1356/06-С1 по делу N А33-9867/05).  

Совокупность грамотно составленного договора на оказание маркетинговых услуг, акта, а также подробного отчета исполнителя, с большой долей вероятности позволит доказать правомерность учета расходов на маркетинговые услуги.

Заказчик несет серьезные налоговые риски:

  • в отсутствие отчета исполнителя;

  • если отчет исполнителя носит «шаблонный» характер, т.е. в качестве результата маркетинговых исследований в отчете отражена общедоступная информация, получение которой не требует специального маркетингового исследования или же информация, которой заказчик услуг обладал до заключения договора на маркетинговые услуги (Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2020 N 304-ЭС20-2138 по делу N А27-12134/2018);

  • если из договора и первичных документов нельзя однозначно установить, что заказчик может использовать результат маркетинговых исследований в своей коммерческой деятельности (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.10.2019 N Ф10-4814/2019 по делу N А35-3954/2018).\

extern

Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн

Оформление юридических услуг

В договоре на юридические услуги нужно прописать конкретный перечень оказываемых исполнителем услуг, например, разработка шаблона трудового договора, представление интересов организации при рассмотрении судебного спора с контрагентом и т.п. (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 11.03.2009 N 16-15/021311).

Цена юридических услуг чаще всего устанавливается исходя из стоимости часа работы исполнителя, поэтому в договоре желательно указать не только общую цену, но также стоимость часа работы и общий объем работы исполнителя в часах.

Факт оказания юридических услуг можно оформить актом, форму которого желательно утвердить приложением к договору. В акте нужно привести информацию о перечне оказанных услуг (которые должны соответствовать предмету договора), стоимости часа работы, объеме часов, потраченных исполнителем и общей стоимости услуг.

Нередко юридические услуги по представлению интересов компании в судебных спорах, в ФНС и прочих госорганах предусматривают расходы исполнителя, подлежащие компенсации заказчиком: расходы на проезд в место расположения суда, госоргана, расходы на проживание в данном месте и т.п. 

В договоре на оказание юридических услуг нужно прописать: 

Какие конкретно расходы исполнителя компенсируются заказчиком. Желательно не прописывать в качестве возмещаемых расходов те виды затрат, которые проверяющие могут признать экономически неоправданными, например, расходы на питание исполнителя. Такие затраты исполнителя безопаснее заложить в стоимость часа работы, т.е. оплатить в составе цены договора без выделения в качестве отдельной составляющей.

Какие документы исполнитель предоставляет заказчику по компенсируемым расходам. Как правило, это отчет исполнителя о компенсируемых расходах с приложением к нему заверенных копий документов, подтверждающих расходы: платежных поручений на оплату проживания, проезда, бланков проездных документов, счетов гостиниц и т.п.

При проверке налоговый орган может высказать претензии о необоснованности расходов на юридические услуги, если в компании есть штатный юрист, юридическая служба (Письмо Минфина РФ от 06.12.2006 N 03-03-04/2/257). Чтобы минимизировать риски споров в такой ситуации, желательно составить приказ руководителя о заключении договора на оказание юридических услуг с мотивировкой целесообразности заключения подобного договора. Мотивировать можно, прежде всего, необходимостью привлечения юристов, обладающих специальной квалификацией, необходимой для успешного разрешения возникшей юридической проблемы. Например, в случае судебного спора с ФНС обосновано привлечение юристов, специализирующихся на налоговом праве, если штатный юрист компании является специалистом по гражданско-правовому, трудовому законодательству и не имеет опыта споров с налоговыми органами.

Оформление информационно-консультационных услуг

Информационно-консультационные услуги, наряду с маркетинговыми, считаются одними из самых подозрительных для проверяющих. Поэтому при их оформлении нужно придерживаться того же подхода, который описан выше для маркетинговых и юридических услуг. 

Сложность оформления информационно-консультационных услуг заключается в том, что при заключении договора зачастую невозможно конкретно описать какие именно консультации (информационные услуги) и по каким вопросам будут оказаны. В таком случае нужно указать в договоре сферы деятельности компании, по которым будут оказаны информационно-консультационные услуги.

Пример формулировки. «В рамках настоящего договора Исполнитель оказывает Заказчику информационно-консультационные услуги по следующим сферам хозяйственной деятельности Заказчика: юридическое оформление, а также отражение в бухгалтерском и налоговом учете операций, осуществляемых Заказчиком. Услуги включают в себя разработку образцов договоров, локальных нормативных актов, первичных документов». 

При таком «рамочном» описании услуг в договоре крайне важно подробно прописать фактически оказанные информационно-консультационные услуги в акте или прилагаемом к акту отчете. 

Если консультирование, информирование осуществлялось в письменном виде, в качестве отчета к акту могут быть приложены непосредственно письменные консультации, образцы разработанных исполнителем договоров, первичных документов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2009 по делу N А56-11610/2008). Если же консультационно-информационные услуги оказывались устно, то в акте или отчете рекомендуется отразить даты оказания консультаций, темы, длительность консультаций в часах.

Все вышесказанное справедливо и в случае, если согласно условиям договора, исполнитель оказывает заказчику абонентское обслуживание в рамках консультационно-информационных услуг. Если стороны не будут раскрывать в акте, отчете, детальную информацию об оказанных услугах, в т.ч. конкретный перечень оказанных за месяц (квартал) консультаций, их объем, налоговые органы и суд могут прийти к выводу о документальной неподтвержденности и экономической неоправданности таких расходов (Определения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-667/10 по делу N А32-22042/2009, от 19.01.2009 N ВАС-17223/08 по делу N А72-1944/08-7/83).

Главное на почту — и памятка по расчету выплат, налогов и взносов в подарок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Главное на почту — и памятка по расчету выплат, налогов и взносов в подарок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий