С 2022 года основные средства в бухгалтерском учете нужно отражать по новому стандарту ФСБУ 6/2020. Это заметно изменило порядок бухучета имущества. Применять новый стандарт должны все организации — коммерческие и некоммерческие, исключение сделано только для бюджетных учреждений. Расскажем о новом порядке учета имущества.
В этой статье:
- Что относится к основным средствам по новому стандарту
- Что является инвентарным объектом по ФСБУ 6/2020
- Как классифицируют ОС по видам и группам
- Как начислять амортизацию ОС по ФСБУ 6/2020
- Как определить элементы амортизации
- Как списать основное средство
- Какие сведения об ОС нужно раскрывать в бухгалтерской отчетности
Что относится к основным средствам по новому стандарту
К основным средствам можно отнести объекты, которые выполняют требования п. 4 ФСБУ 6/2020:
-
у имущества есть материально-вещественная форма — прежде это условие подразумевалось на практике, но не было прописано в стандарте;
-
объект приобретен для использования в обычной деятельности компании — коммерческой или некоммерческой; он может и не использоваться регулярно, если нужен для особых случаев: например, в списке вариантов применения основных средств есть охрана окружающей среды;
-
организация намерена использовать имущество долгий период времени, чтобы получать доход (для бизнеса) или достигать иных целей (для некоммерческих организаций); период эксплуатации объекта должен превышать 12 месяцев.
К основным средствам по новому стандарту не относятся такие виды имущества, даже если они подходят под перечисленные условия (п. 6 ФСБУ 6/2020):
Капитальные вложения — затраты на новое строительство, техническое перевооружение, проектно-изыскательные работы, все это учитывают по отдельному стандарту ФСБУ 26/2020.
Долгосрочные активы для перепродажи — имущество, которое больше не используют и планируют продать, или матценности, которые остались от выбытия, ремонта или реконструкции активов и не классифицируются как запасы. В эту категорию не попадает имущество, которое не используется временно, учет активов этой категории ведут согласно ПБУ 16/02.
Одно из отличий нового стандарта — отсутствие предельной величины стоимости ОС в бухучете. По прежнему стандарту ПБУ 6/01 она составляла 40 тыс. рублей, теперь компания может устанавливать лимит стоимости самостоятельно и закреплять его в учетной политике (п. 5 ФСБУ 6/2020). Имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев, но стоимостью ниже установленного лимита можно относить к расходам сразу.
Лимит устанавливают не для группы объектов, а отдельно на каждый объект исходя из существенной информации о нем (письмо Минфина от 25.08.2021 года № 07-01-09/68312). Если установить слишком большой лимит, часть объектов может не облагаться налогом на имущество, поэтому рекомендуется придерживаться такого же лимита, как в налоговом учете, — 100 тыс. рублей. К тому же это помогает синхронизировать два вида учета.
Что является инвентарным объектом по ФСБУ 6/2020
Единица учета ОС — это инвентарный объект. Другими словами, имущество принимается к учету как инвентарные объекты: каждому объекту в организации заводят отдельную карточку учета и дают инвентарный номер. В новом стандарте практически нет разницы в определении инвентарных объектов по сравнению с прежним ПБУ 6/01.
Инвентарным объектом может быть ОС целиком со всеми деталями и приспособлениями. Скажем, автофургон как инвентарный объект включает запасное колесо, аптечку, набор инструментов.
Некоторые ОС состоят из нескольких частей, у которых заметно отличаются сроки полезного использования, тогда каждую из частей принимают к учету как самостоятельный инвентарный объект. Например, самолет как основное средство состоит из корпуса, двигателя, оборудования и отделки салона. Корпус может служить 25 лет, а двигатель рассчитан на 10 лет, салон требует обновления каждые 5-7 лет. Тогда корпус принимается к учету как один объект, двигатель — как другой, салон — как третий. Другой пример: высокопроизводительный компьютер можно принять к учету как комплекс разных инвентарных объектов.
Ведите бухгалтерский и налоговый учет основных средств прямо в Экстерне
Как классифицируют ОС по видам и группам
Для классификации имущества применяют «Общероссийский классификатор основных фондов» 013-2014 (СНС 2008), утв. приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст. В нем основные средства разделены на 7 видов, в каждом из них есть уточняющие группировки. При классификации имущества можно опираться на положения этого классификатора.
ФСБУ 6/2020 требует классифицировать основные средства по видам и группам. В качестве примера в п. 11 стандарта приводятся такие группы ОС:
-
недвижимость;
-
машины и оборудование;
-
транспортные средства;
-
производственный и хозяйственный инвентарь.
Имущество объединяют в группы исходя из сходного способа их использования. В одну группу можно заключить, например, здания для производства, сооружения для производства, машины и оборудование для производства, транспортные средства, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и пр.
Справка. В отдельную группу выделяют недвижимость, которую сдают в аренду или получают доход от роста ее стоимости. Такую группу ФСБУ 6/2020 определяет как инвестиционную недвижимость.
На все ОС из одной группы распространяется один способ оценки и способ амортизации (п. 13, 34 ФСБУ 6/2020). Для разных групп можно закрепить разные способы. Значит чем больше вы введете групп ОС, тем удобнее будет вести их учет, так как появится больше возможностей для маневра.
Как начислять амортизацию ОС по ФСБУ 6/2020
Начислять амортизацию по объектам ОС должны все организации, на которых распространяется ФСБУ 6/2020. По-прежнему не надо амортизировать земельные участки и другие объекты, которые не теряют свои свойства со временем. А еще по новому стандарту не нужно амортизировать инвестиционную недвижимость, которую компания отражает в учете по переоцененной стоимости (п. 28 ФСБУ 6/2020).
Начислять амортизацию следует с даты принятия объекта к учету, а завершать — в день списания. Но компания может отразить в учетной политике другое правило: начинать и заканчивать начисление амортизации с 1 числа месяца, который следует за месяцем принятия к учету или месяцем выбытия имущества (п. 33 ФСБУ 6/2020).
Амортизацию начисляют независимо от того, используется основное средство постоянно или простаивает. При этом начислять ее ежемесячно не обязательно — можно делать это сразу за отчетный период.
Как определить элементы амортизации
При постановке ОС на учет компания должна определить для него элементы амортизации: ликвидационную стоимость, срок полезной эксплуатации, способ начисления амортизации.
Ликвидационная стоимость — это деньги, которые компания планирует получить при выбытии ОС в конце срока эксплуатации (п. 30 ФСБУ 6/2020). Значение может быть нулевым, если выгоды от выбытия объекта в конце срока эксплуатации не ожидается, если такая выгодна незначительна или ее трудно определить (п. 31 ФСБУ/2020).
Срок полезной эксплуатации в бухгалтерском учете для каждого инвентарного объекта компания рассчитывает самостоятельно исходя из условий эксплуатации, ожидаемого технического и морального устаревания и планов по замене объекта (п. 9 ФСБУ 6/2020).
Но в работе удобнее, когда сроки полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете одинаковы. Поэтому можно устанавливать такой срок исходя из специальной классификации ОС, утвержденной Постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1. Она включает 10 амортизационных групп со сроком использования от года до 30 лет.
Стандарт учета требует начислять амортизацию так, чтобы к концу установленного срока эксплуатации балансовая стоимость имущества равнялась его ликвидационной стоимости (п. 32 ФСБУ 6/2020). Если из-за переоценки объекта балансовая стоимость сравнялась с ликвидационной до завершения срока полезной эксплуатации, начисление амортизации приостанавливается, а объекты отражаются в учете по ликвидационной стоимости ОС.
Ведите бухгалтерию прямо в Экстерне, а система заполнит отчеты по сведениям из учета и проверит перед отправкой
Способ начисления амортизации компания должна выбрать для каждой группы ОС. В стандарте есть три разных метода:
-
линейный способ;
-
способ уменьшаемого остатка;
-
способ расчёта пропорционально количеству продукции или объему работ.
Выбор способа зависит от того, как будут распределяться во времени выгоды от использования объекта (п. 34 ФСБУ 6/2020). Скажем, офис или склад приносят компании приблизительно одинаковую пользу в первый и двенадцатый год использования. Значит в этом случае подойдет линейный способ амортизации, формула здесь простая:
Сумма амортизации = (Балансовая стоимость — Ликвидационная стоимость) / Оставшееся число лет эксплуатации
Автомобиль или производственное оборудование в первые годы эксплуатируют в полную силу, постепенно переходят к щадящему режиму. Здесь подойдет способ, который учитывает интенсивность эксплуатации.
При методе уменьшаемого остатка амортизация за каждый последующий год становится все меньше, а формулу компания разрабатывает самостоятельно. При метода расчета пропорционально количеству продукции срок полезного использования ОС привязывают к реальной производительности объекта, тогда амортизация рассчитывается по объему продукции или работ — только не поступившей выручки (п. 36 ФСБУ 6/2020). Формулу компания тоже должна составить сама.
Элементы амортизации проверяют и пересматривают раз в год. Если меняются условия, нужно менять и способ начисления амортизации (п. 37 ФСБУ/2020). Скажем, если станки в производственном цехе устаревают из-за развития новых технологий, их ликвидационную стоимость снижают.
Пример. Компания построила склад из модульных блоков, первоначальная стоимость — 8 млн рублей. Его планируют использовать 6 лет, затем демонтировать и продать блоки за 2 млн рублей. Амортизацию начисляют линейным способом.
За первый год амортизация объекта составит: (8 млн — 2 млн) / 6 = 1 млн рублей.
За второй год: (8 млн — 2 млн — 1 млн) / 5 = 1 млн рублей, и так далее.
После трех лет эксплуатации склада цены на стройматериалы выросли, организация увеличила ликвидационную стоимость до 3 млн рублей. Значит амортизация за четвертый год и далее сократится.
За четвертый год амортизация составит: (8 млн — 3 млн — 3 млн) / 3 = 666 666 рублей.
Как списать основное средство
Причины для списания ОС могут быть следующими (п. 40 ФСБУ 6/2020):
-
объект фактически выбыл: сломался и не подлежит восстановлению, украден, передан другому лицу;
-
его нельзя больше эксплуатировать из-за истечения срока использования;
-
он больше не может приносить экономическую выгоду: технически и морально устарел, а продать его невозможно и придется демонтировать и продавать детали или утилизировать ОС.
Амортизация и обесценение уменьшают первоначальную стоимость объекта или переоцененную стоимость, если проводилась переоценка (п. 42 ФСБУ 6/2020). Если при демонтаже появились матценности, которые можно использовать или продать, их стоимость тоже сокращает первоначальную стоимость имущества.
Оставшуюся стоимость на балансе включают в расходы периода. Затраты на демонтаж и другие процессы при выбытии тоже включают в текущие расходы (п. 44 ФСБУ 6/2020). Если компания создавала оценочное обязательство под выбытие объекта, расходы на выбытие списывают за счет такого обязательства.
Пример. У компании был склад из модульных блоков, его первоначальная стоимость 8 млн рублей. После четвертого года эксплуатации он сгорел. Руководство решило разобрать склад и по возможности реализовать оставшиеся блоки. Демонтаж проводил сторонний подрядчик, стоимость услуг — 60 000 рублей. Стоимость модульных блоков, которые можно продать, — 1 200 тыс. рублей. Накопленная амортизация — 3 666 666 рублей. При оформлении выбытия бухгалтер сделает такие проводки:
-
Дт 01 «выбытие» Кт 01 — 8 000 000 — списали первоначальную стоимость ликвидируемого основного средства;
-
Дт 02 Кт 01 «выбытие» — 3 666 666 рублей — накопленная амортизация сократила стоимость ликвидируемого ОС;
-
Дт 41 Кт 01 «выбытие» — 1 200 000 рублей — учли стоимость подходящих для реализации блоков;
-
Дт 91.2 Кт 01 «выбытие» — 3 133 334 рубля — списали на прочие расходы остаточную стоимость склада;
-
Дт 91.2 Кт 60 — 60 000 рублей — учли затраты на демонтаж в расходах.
Какие сведения об ОС нужно раскрывать в бухгалтерской отчетности
По новому стандарту в бухгалтерской отчетности показывают больше сведений с учетом их существенности (п. 45 ФСБУ 6/2020):
-
отражать сведения об ОС в разрезе групп и показывать балансовую стоимость, суммы амортизации, движения в отчетном периоде;
-
приводить данные о переоценке и обесценении ОС;
-
давать сведения об особых группах на балансе: объектах, сданных в аренду, не использующихся и пр.;
-
отражать сведения об элементах амортизации ОС и их корректировках.
Малый бизнес с упрощенным бухучетом может не раскрывать в отчетности сведения о переоценке и обесценении, не показывать элементы амортизации (п. 3 ФСБУ 6/2020).
Вести учет основных средств теперь можно и в Экстерне: у системы есть модуль для бухгалтерского учета и зарплаты. Отражайте в учете операции, связанные с имуществом, а Экстерн построит на этом материале отчетность и проверит ее перед отправкой.
Итак, учет основных средств по новому ФСБУ 6/2020 должны вести все организации кроме бюджетных. Малые предприятия, которые ведут упрощенный бухучет, могут применять стандарт в урезанном виде. Стандарт дает организациям право самостоятельно определять лимит стоимости ОС, требует классифицировать ОС по группам для начисления амортизации и выбирать способы начисления амортизации.