Организации, перевозящие грузы, должны сдавать в Росстат форму 1-ТР. Как не ошибиться при ее заполнении и отчитаться в срок с первого раза, расскажем ниже.
Кто должен сдавать 1-ТР
Форму № 1-ТР (автотранспорт) сдают юридические лица, перевозящие грузы на автотранспорте. Также отчитываются организации, у которых в составе основных средств есть автомобильные дороги.
Не нужно заполнять и сдавать форму микропредприятиям, религиозным и общественным организациям, банкам, страховым и финансово-кредитным организациям.
Сроки отчетности по форме 1-ТР
Респонденты должны отправить в Росстат форму до 25 января включительно. Если в отчетном году не было перевозок и нет данных для внесения в форму, можно отправить письмо об отсутствии показателей или пустой бланк, заверенный подписью ответственного лица.
Порядок заполнения 1-ТР
Инструкцию по заполнению и бланк формы можно найти в Приказе Росстата от 31.08.2017 № 564.
1-ТР состоит из титульного листа и трех разделов.
Наименование респондента, юридический и почтовый адрес с индексом отмечают на титульном листе. Первый лист уже содержит код по ОКУД, компании остается внести свой код по ОКПО.
Раздел 1
Сведения в разделе показывают по состоянию на конец года.
Весь транспорт, указанный в разделе, должен быть оприходован и зарегистрирован в ГИБДД. Тип автомобиля определяется по его техпаспорту.
Арендованный и лизинговый транспорт в данном разделе не учитывается.
В третьей графе фиксируют количество транспорта, в том числе находящегося в ремонте, в аренде. Технически исправные автомобили показывают в графе 4. Транспорт, который ожидает ремонта или находится в сервисе, машины без авторезины в графе 4 не учитываются.
Из общего количества машин по графам 5 и 6 выделяют число автомобилей, оборудованных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS.
Строка 100 — это сумма строк 101-107. По указанным строкам показывают самосвалы, грузовые фургоны, цистерны, лесовозы и другие конструкции кузова. Пикапы и легковые фургоны не учитываются.
По строке 108 показывают автомобили-тягачи, предназначенные для постоянной работы с полуприцепом.
По строкам 109–112 (из строки 100) выделяют грузовые автомобили в зависимости от конструкции двигателя и вида топлива. В строке 109 нужно показать транспорт, работающий на бензине, в строке 110 — на дизельном топливе, а по строке 111 — на газу. В строке 112 отмечается транспорт, работающий на других видах топлива. Если сложить данные строк 109–112, то должна получиться цифра, указанная в строке 100.
По строкам 113-115 транспорт, зафиксированный в строке 100, распределяют по категориям в зависимости от максимальной массы транспортного средства (максимально допустимого веса снаряженного автомобиля вместе с грузом). Согласно ГОСТу выделяют три категории:
-
Грузовой транспорт массой до 3,5 тонн.
-
Грузовой транспорт массой от 3,5 тонн до 12 тонн.
-
Грузовой транспорт массой более 12 тонн.
По строке 116 выделяют количество грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов. Если автомобиль перевозит грузы в другой город или страну, его нужно показать в строке 117.
По строке 120 отмечают количество малотоннажных грузовых и грузопассажирских автомобилей с кузовами, сконструированными на шасси легковых автомобилей.
По строке 130 показывают разные типы полуприцепов, которые соединены с седельными тягачами. Также в указанной строке следует учесть запасные полуприцепы (самосвальные, фургоны, контейнеровозы, цистерны и другие).
По строке 131 фиксируют количество полуприцепов-контейнеровозов, по строке 140 — количество автоприцепов (бортовых, самосвальных и т.п.), по строке 150 — количество транспортных средств специального назначения.
Раздел 2
Данный раздел заполняют даже те компании, у которых перевозка грузов не является основной деятельностью.
Учесть нужно грузовой автотранспорт в собственности, в аренде, в лизинге.
Автомобиле-дни приводятся в целых числах, остальные показатели — с одним десятичным знаком после запятой (с точностью до 0,1).
Перевозки и показатели эксплуатации грузовых машин отражаются в форме по видам перемещения: город, пригород, межгород и международное сообщение.
По строке 210 показываются дни пребывания транспорта в распоряжении компании отдельно по каждому автомобилю. Учитывают выходные и праздничные дни. Если машина работала в несколько смен в течение суток, то это время считается одним автомобиле-днем.
По строкам 220 и 240 показываются суммарные объемы перевозки грузов и грузооборота, выполненные по дорогам общего пользования.
Перевозки пассажиров в грузовых автомобилях в отчет не записываются.
Объем перевозок грузов по дорогам общего пользования в тоннах и тонно-километрах не учитывается:
- при использовании автомобилей не для грузоперевозки, а для техобслуживания линий электропередач, трубопроводов;
- при перевозке нетоварных грузов (снега, бытовых отходов, строительного мусора и т.п.);
- при использовании автомобилей при научно-изыскательских, геологоразведочных работах;
- если автомобиль перевозит почту, газеты, журналы.
Грузооборот равен сумме произведений веса груза по каждой ездке на расстояние перевозки по каждой ездке.
Пример расчета грузооборота:
14 мая 2020 года было выполнено 5 ездок:
- первая ездка: 2 тонны на расстояние 16 км;
- вторая ездка: 6 тонн на расстояние 25 км;
- третья ездка: 5 тонн на расстояние 9 км;
- четвертая ездка: 4 тонны на расстояние 11 км;
- пятая ездка: 13 тонн на расстояние 22 км.
Перевозка грузов = 2 + 6 + 5 + 4 + 13 = 30 тонн.
Грузооборот = (2 т x 16 км) + (6 т x 25 км) + (5 т x 9 км) + (4 т x 11 км) + (13 т x 22 км) = 557 т.км
Из строк 220 и 240 выделяют перевозки за плату и отражают в строках 221 и 241.
В строках 222-234 отмечают перевозки отдельных видов сырья и материалов. Например, в строке 228 фиксируют перевозки цемента, а в строке 231 — зерно.
Также отдельной строкой выделяют опасные грузы (строка 235). Грузы, перевезенные в контейнерах, пакетах, полуприцепах записывают в строки 236-238 соответственно.
В строке 250 нужно показать пробег автотранспорта за год, а в строке 251 — пробег с грузом.
Общий пробег можно определить по одометру, кроме того, ежедневно пробег отражается в путевом листе машины.
Раздел 3
В этом разделе нужно отразить автомобильные дороги необщего пользования на балансе предприятия и дороги необщего пользования местного значения, находящиеся в собственности муниципальных образований.
В разделе 3 данные приводятся в километрах с одним десятичным знаком после запятой (с точностью до 0,1).
В третьем разделе всего две строки. По обеим строкам нудно указать протяженность автодорог: по строке 300 — на начало года, по строке 310 — на конец года.
Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси.
По графе 3 фиксируют общую протяженность автомобильных дорог. По графе 4 выделяют протяженность дорог с твердым покрытием (цементобетонным, асфальтобетонным, из щебня и гравия и т.д.). По графе 5 отмечают длину дорог с усовершенствованным покрытием.
В указаниях по заполнения 1-ТР можно найти два приложения. Одно из них содержит переводные коэффициенты для определения массы объемных грузов, другое — порядок расчета грузооборота в зависимости от разных факторов.
Скачать образец заполнения формы 1-ТР
В указаниях по заполнению формы приведено более двадцати контрольных соотношений. Если их нарушить, Росстат откажет в приеме отчета. Вручную проверять все контроли придется долго, кроме того, не стоит забывать о человеческом факторе — можно пропустить какой-то контроль или ошибиться в расчете. Чтобы избежать проблем со сдачей формы, воспользуйтесь системой Контур.Экстерн. С помощью удобной навигации выберите нужную форму статистики и внесите в нее достоверные сведения, сохраните. Система автоматически проверит все контрольные соотношения и покажет нестыковки. Если ошибок нет, можно отправлять форму в Росстат. В Экстерн можно загрузить и уже готовый документ, созданный в сторонних программах. Как только отправленный отчет примет Росстат, вы увидите уведомление. Система поможет сдавать любую отчетность без ошибок и в установленные сроки.