Отечественные юрлица обязаны отчитываться в Росстат по форме 4-ОС о понесенных затратах на защиту окружающей среды и экологических платежах. Служба статистики принимает отчет один раз в год. Разберемся, кто и когда должен отчитываться по форме 4-ОС.

Кто должен сдавать отчет 4-ОС

Отчет сдают все юридические лица и индивидуальные предприниматели при условии, что у них есть основные фонды природоохранного назначения и их затраты на охрану окружающей среды или услуги природоохранного назначения составляют более 100 000 рублей в год. При наличии филиалов и подразделений отдельно нужно отчитываться по головной компании и по подразделениям.

Чтобы узнать, должны ли вы сдавать 4-ОС, воспользуйтесь официальным сервисом Росстата. Достаточно указать ОКПО, ИНН или ОГРН, и система покажет все статистические отчеты, которые вы должны сдать в текущем году.

Если в течение года наблюдаемого события не было, то отчетность можно не сдавать. «Нулевых» форм данного отчета не предусмотрено.

Когда и как сдавать 4-ОС

Отчитываться по форме 4-ОС нужно ежегодно до 25-го января года, следующего за отчетным периодом. Если крайняя дата выпадает на праздничный или выходной день, то срок сдачи отчетности переносится на следующий рабочий день.

Отчет сдают в территориальный Росстат по месту фактического ведения деятельности компании или ИП.

Как заполнить форму 4-ОС

Последняя форма отчета 4-ОС утверждена Приказом Росстата от 21.07.2020 № 399. Сам шаблон формы, инструкция по его заполнению и приложения в виде перечня природоохранных фондов и видов природоохранной деятельности закреплены в Приложении № 1. Код формы по ОКУД 0609030.

Помните, что в форме 4-ОС не учитываются следующие затраты:

  • по охране здоровья и улучшению условий труда и повышению техники безопасности;
  • по использованию природных ресурсов (например, за водоснабжение);
  • по предотвращению и борьбе с природными катастрофами и бедствиями;
  • на строительство и ремонт объектов по охране среды;
  • на удешевление стоимости используемого в деятельности сырья и топлива;
  • на покупку основных фондов природоохранного назначения.

Кроме того, в форме не учитываются обязательные налоги и платежи, такие как:

  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • лесные подати;
  • сборы за использование объектов животного мира и водных ресурсов;
  • экологический сбор;
  • прочие налоги и платежи за пользование природными ресурсами.

Форма состоит из титульного листа и табличной части. Заполняется она в тысячах рублей в целых числах. Все суммы указываются без НДС. Разберем каждый элемент подробнее.

Титульный лист

Титульник аналогичен остальным статформам. Вам достаточно указать отчетный год, наименование компании или ИП, почтовый адрес и код ОКПО. После этого можно переходить к заполнению таблицы.

Табличная часть

В таблице много граф, которые разбиты на две крупные группы. Графы с 3 по 10 — затраты на мероприятия по охране окружающей среды для личных нужд, а графы с 11 по 18 — расходы на предоставление услуг в области охраны среды.

Чтобы заполнить графы, пользуйтесь данными первичных документов: приходных накладных на сырье и материалы, платежками, ТТН и пр.

В расходы на охрану среды будут включены:

  • все затраты на содержание и использование основных фондов по охране природы в виде топлива, сырья и электроэнергии;
  • все затраты на ремонт основных фондов;
  • все затраты на персонал, занятый обслуживанием фондов;
  • лизинговые платежи за природоохранные фонды;
  • все затраты на сбор, хранение, захоронение  и утилизацию отходов производства и потребления собственными силами;
  • все затраты на организацию собственными силами контроля за вредным воздействием на природу и мониторинговые мероприятия, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью;
  • затраты на мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды;
  • заработная плата эколога;
  • прочие затраты по снижению негативного воздействия.

При этом в графы 3 и 11 не попадают:

  • затраты на закупку услуг по охране окружающей среды у сторонних компаний (например, платежи за прием и очистку сточных вод, вывоз и утилизацию отходов и так далее) — эти суммы указывайте в графах 7 и 15;
  • затраты на капитальный ремонт природоохранных объектов — эти суммы впишите в графы 8 и 16.

Далее заполняем информацию по строкам. Строка 01 является обобщающей, следовательно, цифра в строке 01 должна быть равна сумме по строкам 02-10. Она нужна для учета текущих затрат в целом по всем мероприятиям, которые будут детально расписаны в строках 02-10 в соответствии с основными фондами из Приложения № 1 и видами природоохранной деятельности из Приложения № 2.

В строку 02 впишите затраты, связанные с охраной атмосферного воздуха. Сюда попадут затраты, связанные с:

  • содержанием и использованием фондов по охране воздуха;
  • контролем за выбросами загрязняющих веществ в воздух;
  • организацией наблюдения и контроля за качеством воздуха;
  • модификацией производственных процессов;
  • административным и экологическим менеджментом, информационным обеспечением и образовательной деятельностью в области охраны воздуха;
  • прочими мероприятиями по защите атмосферного воздуха и предотвращения изменения климата.

Расходы, связанные со сбором и очисткой сточных вод, попадают в строку 03. Здесь учитывайте затраты:

  • на содержание и использование основных фондов для сбора и очистки сточных вод;
  • снижение загрязнения сточных вод в производстве;
  • повторное использование охлаждающей воды и ее очистку перед сбросом;
  • контроль за качеством воды;
  • менеджмент, информационное обеспечение и образовательную деятельность в части очистки вод.

При этом в строку 3 не попадают:

  • расходы на содержание и использование промышленных и коммунальных водоканалов;
  • затраты на содержание и использование городских и промышленных канализационных сетей, не подведенных к очистным сооружениям и сбрасывающих сточные воды прямо в водоемы.

Затраты, связанные с обращением отходов, например, расходы на переработку, компостирование или утилизацию, включайте в строку 04. Здесь учитывайте затраты:

  • на содержание и эксплуатацию фондов, защищающих природу от отходов производства и потребления;
  • на мероприятия по сбору, разделениям, хранению и транспортированию отходов к специальным местам, созданных для хранения, обезвреживанию или утилизации;
  • на измерения и контроль за величиной и структурой отходов;
  • на анализ физико-химического состава отходов;
  • на менеджмент и обучение в области обращения с отходами;
  • на прочие мероприятия.

При этом оснащение транспорта, занятого в перевозке отходов, системой ГЛОНАСС в строке 04 не учитывается.

В строке 05 распишите затраты, направленные на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод. Сюда попадают расходы на:

  • содержание и эксплуатацию специализированных основных фондов;
  • ликвидацию свалок, полигонов, отстойников и так далее;
  • предотвращение инфильтрации загрязнителей в почвы и водные объекты;
  • поддержание водоохранных зон;
  • очистку почв и водных объектов от загрязнения и засорения;
  • предотвращение эрозии и других видов разрушения земли;
  • рекультивацию земли;
  • измерения, контроль и лабораторные исследования земель и вод;
  • менеджмент и образование в области охраны земель и вод;
  • прочие мероприятия по защите и восстановлению земель и вод.

Расходы по охране среды от шумового, вибрационного и иного физического воздействия укажите в строке 06. Сюда попадут следующие затраты:

  • на содержание и эксплуатацию основных фондов, обеспечивающих защиту окружающей среды от физического воздействия, предотвращающие и снижающие шумовое, вибрационное и другое воздействие;
  • измерение и контроль физического воздействия;
  • администрирование, менеджмент и обучение в области защиты среды от различного воздействия;
  • прочие мероприятия.

В строку 07 попали текущие затраты, которые нужны для сохранения биологического разнообразия и охраны природных территорий. Сюда попадает:

  • поддержание, защита и восстановление различных животных, грибов, растений, их среды обитания;
  • поддержка природных территорий;
  • мониторинг биологического разнообразия и состояния окружающей среды;
  • информационное обеспечение, образование, менеджмент и администрирование в этой сфере;
  • прочие мероприятия.

В группировку не нужно включать все затраты, которые касаются зеленых участков дорог, искусственных памятников и ландшафтов, городских садов и парков. А также текущие затраты, которые относятся к другим статформам, например по защите лесов (форма № 12-ЛХ).

В строку 08 впишите текущие затраты на обеспечение радиационной безопасности. В группировку включается:

  • снижение воздействия радиации;
  • обращение с радиоактивными отходами;
  • контроль уровня радиации;
  • информационное обеспечение, образование, менеджмент и администрирование в этой сфере;
  • прочие мероприятия.

Не нужно включать сюда затраты на ликвидацию или профилактику ЧС, а также переработку отходов с низкой радиационной активностью.

По 09 строке покажите затраты на научные исследования и разработки, направленные на снижение негативного воздействия на ОС.

Строка 10 предназначена для учета текущих затрат по другим направлениям в сфере охраны ОС. Сюда попадают все расходы, которые нельзя отнести к предыдущим группам. Например, экологический аудит и консалтинг, развитие системы экологического образования, общая административная деятельность и пр.

Бланк формы 4-ОС

Образец заполнения

Готовую таблицу проверьте по контрольным соотношениям на правильность вычислений и логики в заполнении. Если все корректно, подпишите отчет и направьте в Росстат.

Ответственность за несдачу и просрочку 4-ОС

За нарушения порядка сдачи, которые могут выражаться в опоздании, непредставлении сведений или представлении недостоверных сведений по форме, положен штраф по статье 13.19 КоАП.

Наказание для организации составит от 20 до 150 тысяч рублей в зависимости от типа нарушения и количества подобных прецедентов. Дополнительный штраф может быть наложен на должностное лицо в сумме от 10 до 50 тыс. рублей.

Как сдать 4-ОС через Контур.Экстерн

Электронный способ сдачи отчетов в Росстат — простой и удобный. Вам не придется посещать отделения, нанимать курьеров и по несколько раз переделывать некорректную отчетность.

Экстерн позволяет отчитываться не отходя от компьютера и без дополнительных соглашений с госорганами. Для этого достаточно пройти регистрацию в сервисе и выпустить электронную подпись. У новых пользователей есть возможность получить «тест-драйв» сервиса на три месяца.

Чтобы отправить форму, перейдите в раздел «Росстат» и выберите способ формирования отчета: загрузить готовый или заполнить в интерфейсе сервиса. Система автоматически подставляет в форму известные ей данные о вашей фирме, а после утверждения отчета проводит проверку выполнения контрольных соотношений. Некорректный отчет отправить не удастся, а внести правки можно в режиме редактирования.

После согласования с системой подпишите отчет ЭП и отправьте в службу статистики. Как только Росстат получит и примет отчет, вам придет уведомление.

Все статьи

Напишите нам

Предложение, пожелание, замечание, просьбу, а может вопрос?

Напишите нам

Сообщение отправлено. Ответим в течение 3-х часов.