Росстат интересуется информацией практически обо всех сферах жизни предприятия. Его инвестиционная активность не стала исключением. По итогам каждого года юрлица отчитываются о том, куда и сколько денег вложили. Расскажем, кому и в какие сроки необходимо сдать отчет, а также дадим инструкцию и составим образец заполнения.

Кто сдает П-2 (инвест)

Все организации, независимо от их коммерческой составляющей, ежегодно предоставляют рассматриваемый отчет в Росстат. Деятельность, которую ведет компания, также не имеет значения.

Исключением из списка организаций-респондентов стали субъекты малого- и микропредпринимательства. Это те юрлица, у которых меньше 100 сотрудников и 800 млн рублей годовой выручки. Они должны входить в перечень субъектов МСП.

В общем порядке сдают форму:

  • подразделения и представительства иностранных компаний, которые работают на территории России;
  • организации, которые находятся в процессе банкротства (обязанность отчитаться снимается с них лишь после ликвидации компании);
  • организации, которые занимались инвестиционной деятельностью в течение года, но на данный момент временно приостановили работу.

При отсутствии инвестиционной активности в течение всего прошедшего года организация должна направить официальное письмо-уведомление или пустой отчет с заполненным титульным листом, подписанный руководителем или доверенным сотрудником.

Откуда брать данные для заполнения П-2 (инвест)

Источником информации для заполнения являются данные бухгалтерского учета и первичных документов. Они же — основание для включения инвестиций в отчет.

Учитывайте, что в форме все данные нужно указывать без НДС, кроме случаев, когда налог изначально учтен в стоимости приобретенных или созданных фондов.

Если работы или услуги оплачивали в долларах, евро или других валютах, то суммы пересчитывают в рубли по курсу ЦБ РФ на дату выполнения работы или оказания услуги. Валютные траты на покупки тоже пересчитываются в рубли, но курс надо брать на другие даты. Есть три варианта:

  • дата начала оформления грузовой таможенной декларации;
  • дата пересечения границы;
  • дата смены собственника.

Инструкция по заполнению

Бланк формы утвержден Приказом Росстата от 18.07.2019 № 414, ее код по ОКУД — 0617010. В Приложении 1 к приказу также даны указания по заполнению.

Есть ряд важных правил формирования отчета, которые зависят от деятельности респондента:

  • организации, которые инвестируют в собственный основной капитал, находящийся в нескольких субъектах РФ — формируют отдельные бланки для каждого региона;
  • заказчик реализует инвестиционные проекты, а правом на это его наделил непосредственно инвестор — этими данными отчитывается по форме только заказчик, а инвестор их не включает в отчет;
  • застройщик строит недвижимость и привлекает деньги в рамках долевого строительства — сведения предоставляет только застройщик, а дольщики не включают это в свои инвестиции;
  • лизинговые компании и прочие юрлица, которые занимаются лизингом — учитывают в форме только стоимость приобретенного имущества для собственной работы, а переданное в лизинг имущество не учитывают;
  • обособки и подведомственные подразделения, получившие новые основные средства от головной организации — отражают сведения в своем отчете.

Форма включает в себя титульный лист, два раздела и три подраздела. Разберем порядок заполнения подробнее.

Титульный лист

Титульный лист у формы стандартный. На нем нужно указать отчетный 2019 год, полное и сокращенное наименование юрлица, привести данные о юридическом адресе и заполнить кодовую часть.

Если фактический адрес организации не совпадает с юридическим, то указываются данные фактического местоположения.

Подраздел 1.1

В этой части организация прописывает инвестиционные затраты в основной капитал. Сюда попадают здания и сооружения, земельные объекты, все виды транспорта, оборудование, компьютерная техника, а также различные программы, произведения и разработки.

Не нужно учитывать в этом подразделе покупку активов, чья стоимость составляет меньше 40 тыс. рублей за штуку. Разумеется, если в соответствии с учетной политикой организации, они не числятся в составе основных средств по данным бухгалтерии.

В столбиках каждый вид инвестиций расписывается подробнее.

Графа 1 включает затраты на строительство, реконструкцию/модернизацию и приобретение фондов (в том числе импортированных). Далее они детализируются в графах 2–4.

Тут нужно учитывать инвестиции за счет любых источников, включая возвратные и безвозвратные бюджетные средства, гуманитарную помощь, договоры мены.

Все суммы, которые даны в графах 5–7 не нужно учитывать в первой графе, так как они не формируют инвестиции в капитал.

Графа 5 показывает расходы на основные средства, которые приобретены у других компаний, граждан или ИП и раньше были у них в использовании. Сюда же включаются объекты незавершенки. Вновь построенные основные фонды, приобретенные у застройщика, тоже отражаются тут.

Графа 6 показывает цену имущества, которое организация взяла в лизинг и учитывает на забалансовом счете. Если объект лизинга стоит на балансе компании, то его нужно отразить в первой графе.

Графа 7 отражает стоимость проданных фондов. Указывайте цену без НДС.

По строкам раскрываются виды инвестиций в основной капитал. Строка 01 — агрегатор. В ней собраны все инвестиции компании в основной капитал. Далее она детализируется более подробно.

В строках 02–04 покажите инвентарную стоимость по жилым и нежилым зданиям и сооружениям. Затраты на отопление, водопровод, газопровод, электропроводку, вентиляцию и т.п. тоже включаются в строки.

В строке 06 укажите расходы на улучшение участков земли. В строке 07 — на железнодорожный, морской, воздушный и электрический транспорт. Затраты на ИКТ относятся в строку 09, с выделением системных блоков, мышек, мониторов и другой компьютерной гарнитуры в строке 10. В 12–16 раскройте информацию о вложениях в интеллектуальную собственность.

По строке 17 нужно отразить любые инвестиции, которые не были учтены ранее.

В 18 укажите проценты за кредит, которые учтены в составе строки 01. В строке 19 — работы по монтажу оборудования из состава компьютерного и прочего. А в строке 20 выделите произведенные за рубежом транспортные средства, ИКТ и прочее оборудование.

Подраздел 1.2

Эта часть служит для дополнительной детализации первого подраздела. Тут всего один столбец — сумма в тысячах рублей. Данные суммы нужно выделить из строк 01, 14 и 17, если такие затраты есть.

Строку 01 нужно детализировать по затратам на проектно-изыскательные работы и затраты по переселению. Строку 14 — по затратам на разведывательное бурение. Строку 17 с прочими инвестициями — на работы по бурению для добычи нефти, газа и конденсата, формирование стада скота, насаждению и выращиванию многолетних культур, покупку библиотечных, НТИ, архивных и прочих фондов, а также приобретение служебных собак и животных для различного типа зоопарков.

Подраздел 1.3

К непроизведенным нефинансовым активам относятся земельные участки, объекты природопользования, контракты, договора, лицензии, деловая репутация и маркетинговые активы.

Затраты на их приобретение считаются инвестициями и учитываются в этом подразделе — их нужно указать в тысячах рублей.

Обычно больше всего вопросов возникает при заполнении строки 32. Напомним, что в ее состав надо также включать договора операционного лизинга, разрешения на пользование природными ресурсами, занятие конкретными видами деятельности и получение в будущем товаров и услуг.

К маркетинговым активам в целях формирования отчета стоит относить фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, торговые марки, коммерческие обозначения, названия брендов, домены в интернете и т.д. В бухучете они названы средствами индивидуализации.

Что касается определения стоимости деловой репутации, то она представляет собой разницу между ценой покупки имущественного комплекса и суммой всех активов и обязательств в бухучете перед его продажей.

Раздел 2

В этом разделе указывайте, за счет каких источников были получены деньги направленные на инвестирование. В этом разделе речь идет именно об основном капитале (строка 01 графа 1).

Дополнительно нужно провести разбивку по кодам видов деятельности в соответствии с ОКВЭД, в которых будут задействованы фонды. Коды и их количество индивидуальны для каждого предприятия.

Сами источники подразделяются на собственные и привлеченные средства — графы 1 и 2 соответственно. Далее привлеченные детализируются в графах 3–14.

Дополнительные пояснения часто требуются по графе 14 «прочие инвестиции». К ним относятся:

  • средства, полученные безвозмездно от головных организаций (холдинговые и акционерные компании, промышленно-финансовые группы);
  • деньги, полученные в результате эмиссии акций или выпуска собственных облигаций;
  • деньги, полученные в виде безвозмездной и невозвратной помощи от иностранных государств и их образований, учреждений, НКО и граждан;
  • средства, вырученные НКО за оказание платных услуг.

После подготовки документа следует проверить соблюдение контрольных соотношений. Далее его подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо.

Куда и в какие сроки сдавать отчет

П-2 (инвест) — ежегодная форма. Организация должна сдать ее в Росстат до 1 апреля года, следующего за отчетным. Если этот день приходится на выходной, то срок откладывается до следующего ближайшего рабочего дня.

В 2020 году 1 апреля — среда, поэтому отчетность можно было сдать вовремя. Но в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией дни с 6 по 30 апреля были объявлены нерабочими. Однако Росстат на своем сайте сообщил, что несмотря на это, крупные и средние компании, которые продолжают работать в офисе или на удаленке, должны отчитаться по всем формам в установленном порядке. Максимальная отсрочка, которой можно было воспользоваться, — до 8 апреля 2020.

Сдать отчет организации необходимо в отдел Росстата, который закреплен по месту ее нахождения. Если в компании есть обособленные подразделения, то на каждое из них заполняется отдельная форма. Формы по обособкам надо сдавать в орган статистики по их местоположению.

Отличия форм П-2 и П-2 (инвест)

Обе эти формы предназначены для отчета об инвестиционной деятельности. Респонденты по каждой из них также совпадают.

Однако с юридической точки зрения формы они абсолютно разные. Первую респонденты сдают по итогам каждого квартала, а вторую — по итогам года.

Кроме того в форме П-2 меньше сведений. Она включает два раздела: первый об инвестициях в нефинансовые активы, а второй об источниках средств.

В годовую они тоже входят, но с большей детализацией. Например, вместо одного раздела в ней сразу три.

Первый и третий подразделы есть в квартальной форме, но в рамках первого. При этом в ней нет информации о разделении инвестиций в основные фонды на покупку и продажу, реконструкцию и самостоятельное производство. Не учтена и информация о фондах, которые были куплены в состоянии б/у или взяты в лизинг.

Второй раздел у форм тоже отличается. В квартальной идет разбивка инвестиций по направлениям, а в годовой источники разделяют по ОКВЭД респондента.

Скачать бланк П-2 (инвест)
Скачать образец заполнения

Как сдать П-2 (инвест) через Экстерн

Чтобы сдать форму П-2 с помощью системы Контур.Экстерн, заполните отчет в системе или загрузите отчет из файла. Перед отправкой Экстерн проверит отчет на ошибки. Если ошибки будут найдены, система не даст отправить отчет. После того как вы исправите ошибки, передайте отчет в Росстат. Отправленный отчет, а также результат проверки, вы сможете посмотреть в разделе «Росстат» > «Отправленные отчеты».

Все статьи

Напишите нам

Предложение, пожелание, замечание, просьбу, а может вопрос?

Напишите нам

Сообщение отправлено. Ответим в течение 3-х часов.