Учет основных средств

Учет основных средств в бухгалтерском учете имеет ряд особенностей. Чтобы учет был достоверным, важно своевременно проводить переоценку основных средств, безошибочно отражать амортизацию и движение объектов.

Учет основных средств на предприятии в 2018 году: что изменилось

В 2018 году в коммерческих фирмах учет основных средств ведется по прежней схеме.

Принципиальное различие бухгалтерского и налогового учета — стоимость основных средств.

Характерные особенности бухгалтерского и налогового учета основных средств смотрите здесь.

Учет основных средств в бюджетных учреждениях с 2018 года изменился. Вступил в действие новый федеральный стандарт (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257Н). В частности, данный стандарт расширил перечень способов начисления амортизации. Также бухгалтеры госучреждений с 2018 года должны заполнять отчетность по ОС с учетом утвержденного федерального стандарта.

Поступление основных средств: порядок бухгалтерского учета

На учет объекты ставятся по первоначальной стоимости. Важно помнить, что первоначальная стоимость — это не только стоимость самого объекта, указанная в чеке или накладной, это еще и ряд дополнительных затрат.

В первоначальную стоимость включают (п. 8 ПБУ 6/01):

  • стоимость объекта;
  • затраты на доставку, транспортировку;
  • затраты на монтаж;
  • таможенные пошлины (в случае ввоза объекта из-за границы);
  • госпошлину (например, пошлину при регистрации автомобиля);
  • зарплату и взносы, если объект основных средств был построен силами работников, и т.д.

Все затраты включаются в первоначальную стоимость за вычетом НДС.

В бухгалтерском учете все затраты следует накапливать на счете 08. Только при вводе основного средства в эксплуатацию собранные затраты в полном объеме переносятся на счет 01.

Пример. ООО «Метр» приобрело автомобиль «Рено» в автосалоне за 526 000 рублей, в том числе НДС 80 237,29 рубля. Регистрация в ГИБДД обошлась ООО «Метр» в 2 850 рублей.

Бухгалтер Оськина Р. Л. отразила все операции так:

Дебет 08 Кредит 60 — 445 762,71 —отражена стоимость «Рено»;

Дебет 19 Кредит 60 — 80 237,29 — выделен НДС;

Дебет 08 Кредит 60 — 2 850 — отражена пошлина, уплаченная за регистрацию «Рено»;

Дебет 01 Кредит 08 — 448 612,71 (445 762,71 +2 850) — автомобиль «Рено» введен в эксплуатацию.

Амортизация и переоценка основных средств в бухучете

Основные средства, в отличие от материалов, следует амортизировать. Таким образом происходит перенос стоимости объекта на затраты.

Счет для отражения амортизации в бухучете имеет код 02.

Начислять амортизацию бухгалтер может такими способами:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Самый простой и распространенный способ на практике — линейный. Выбранный способ амортизации нужно обязательно отразить в учетной политике.

Сущность каждого способа амортизации расписана в ПБУ 6/01. Начислять амортизацию в общем случае следует каждый месяц.

Из-за инфляции некоторые основные средства со временем могут обесцениться, то есть их стоимость в учете будет далека от рыночной стоимости схожих основных средств. Чтобы свести к минимуму возникающую разницу, компании вправе проводить переоценку основных средств (п. 15 ПБУ 6/01).

Результаты переоценки отражают в учете на 31 декабря. В результате переоценки меняется и балансовая стоимость имущества, и начисленная амортизация. Стоимость основного средства может не только увеличиться, но и в некоторых случаях, наоборот, понизиться.


Отчетность в налоговую в срок и без ошибок!
Дарим доступ на 3 месяца в Контур.Эктерн!

Попробовать


Организация бухгалтерского учета при продаже ОС

Из компании основные средства могут выбывать разными способами. Один из наиболее распространенных — продажа.

При реализации основного средства важно верно оформить все документы и сделать правильные проводки.

Помимо стандартных документов при реализации (УПД, накладная, счет-фактура), следует подписать акт ОС или ОС-1.

Пример. ООО «Метр» решило продать автомобиль «Рено», приобретенный в 2017 году. За 15 месяцев использования «Рено» была начислена амортизация в размере 131 450 рублей. Первоначальная стоимость «Рено» составляет 526 000 рублей, остаточная — 394 550 рублей (526 000 — 131 450). Стоимость реализации составляет 490 000 рублей.

Бухгалтер ООО «Метр» сделал проводки:

Дебет 62 Кредит 91 — 490 000 — показана выручка от продажи «Рено»;

Дебет 91 Кредит 68 — 74 745,76 — начислен НДС с выручки от продажи «Рено» (490 000 х 18/118);

Дебет 01 субсчет «Выбытие» Кредит 01 — 526 000 — списана первоначальная стоимость «Рено»;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — 131 450 — списана амортизация, начисленная по «Рено» за период эксплуатации в ООО «Метр»;

Дебет 91 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — 394 550 списана остаточная стоимость «Рено».

Что важно помнить при продаже недостроенных объектов

Чаще всего компании продают целостные основные средства. Но бывает и такое, что реализации подлежат недостроенные объекты. К примеру, организация начала строительство здания для собственных нужд и в процессе стройки решила его продать.

Проводки отличаются от проводок по обычной продаже. При продаже недостроенного объекта будет использоваться счет 08, а проводки по амортизации будут отсутствовать. На этапе строительства у объекта отсутствует первоначальная стоимость. В любом случае организация вправе списать понесенные расходы при строительстве.

Нюансы бухучета передачи ОС в уставный капитал ООО

Погрузчик, системный блок, кондиционер — абсолютно любое основное средство может стать вкладом в уставный капитал сторонней организации.

Подобную операцию бухгалтеры оформляют актом ОС-1. В акте бухгалтер фиксирует все данные, в том числе НДС. Налог по вкладу ОС в уставный капитал придется восстановить (ст. 170 НК РФ). Счет-фактура по передаче ОС в уставный капитал не оформляется.

Основное средство передается по стоимости, определенной участниками сделки. Если объект оценят дороже, чем его учетная стоимость, передающая сторона отнесет разницу на доходы. Если объект оценят ниже его учетной стоимости, образуются расходы.

Ликвидация ОС в бухучете

Ликвидируют основные средства, которые износились или морально устарели. По сути, ликвидация — это списание с учета и дальнейшее уничтожение или демонтаж объекта.

Пример. ООО «Метр» решило списать устаревший станок (модель АВ458). Первоначальная стоимость — 323 000 рублей, начисленная амортизация — 272 000 рублей. Демонтаж станка обошелся ООО «Метр» в 3 900 рублей. НДС не облагается.

Дебет 01 субсчет «Выбытие» Кредит 01 — 323 000 — списана первоначальная стоимость станка АВ458;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие» — 272 000 — списана амортизация;

Дебет 91 Кредит 01 субсчет «Выбытие — 51 000 (323 000 — 272 000) — списан остаток стоимости станка АВ458;

Дебет 91 Кредит 60 — 3 900 — списаны затраты по демонтажу.

Если в ходе демонтажа получены запчасти, их приходуют на счет 10 (Дебет 10 Кредит 91).

Все статьи

Напишите нам

Предложение, пожелание, замечание, просьбу, а может вопрос?

Напишите нам

Сообщение отправлено. Ответим в течение 3-х часов.