Налоговый мониторинг с Контуром

Переход на налоговый мониторинг с Контуром – это экспертная помощь в подготовке к вступлению, оценка технической готовности компании, внедрение и сопровождение сервиса для взаимодействия с ФНС.

Переход на налоговый мониторинг с Контуром – это экспертная помощь в подготовке к вступлению, оценка технической готовности компании, внедрение и сопровождение сервиса для взаимодействия с ФНС.

Получить консультацию

Критерии для вступления
в налоговый мониторинг

С 1 июля 2021 года критерии вступления в налоговый мониторинг смягчили в три раза (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Теперь не только крупный, но и средний бизнес попал в список тех, кто может стать участниками налогового мониторинга.

1.

Сумма налогов от 100 млн

Сумма налогов, подлежащих уплате за предыдущий год, — не менее 100 млн рублей

2.

Сумма дохода от 1 млрд

Сумма доходов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

3.

Активы
от 1 млрд

Стоимость активов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Для перехода организации на налоговый мониторинг нужно, чтобы по итогам года, предшествующего подаче заявления, выполнялось одновременно три условия.

В таблице представлены требования, действовавшие до 1 июля 2021 года, и новые критерии.

Критерий Было Стало
Сумма налогов, подлежащих уплате 300 млн рублей * 100 млн рублей **
Доходы по данным бухотчетности 3 млрд рублей 1 млрд рублей
Балансовая стоимость активов на 31 декабря 3 млрд рублей 1 млрд рублей

* — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ

** — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ, НДФЛ, страховые взносы

Для организаций, которые уже участвуют в мониторинге, выполнение этих требований необязательно. Аналогично для участников КГН.

В 2021 году в налоговом мониторинге участвовало 209 компаний. Российские власти планируют, что к 2022 году количество участников составит не менее 3879 налогоплательщиков, а к 2024 году — не менее 7827 налогоплательщиков. Это станет возможно в том числе за счет смягчения условий для перехода. Точных цифр пока не называли, но в «Концепции развития и функционирования налогового мониторинга» прописали, что планируют разрешить участие в мониторинге, если выполняется хотя бы одно из условий п. 3 ст 105.26 НК РФ, а не все три.

Правительство рекомендовало подумать о переходе на налоговый мониторинг ряду акционерных обществ и их дочерних компаний из специального перечня госкомпаний (распоряжение Правительства от 23.01.2003 № 91-р). Туда вошли компании из сферы авиаперевозок, нефтегазовой промышленности, добычи полезных ископаемых, финансово-кредитные организации и другие.

КНД Наименование декларации
1151006 Налог на прибыль организаций
1151056 Налог на прибыль организаций (налоговый агент - при выплате доходов иностранным организациям)
1151038 Налог на прибыль иностранной организации
1151082 Налог на прибыль организаций при выполнении Соглашений о разделе продукции
1151001 Налог на добавленную стоимость
1151088 Налог на добавленную стоимость и акцизы при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС
1151115 Налог на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
1151100 Налог на доходы физических лиц
1151111 Страховые взносы
1151072 Водный налог
1151054 Налог на добычу полезных ископаемых
1152026 Налог на имущество организаций
1151090 Акцизы на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию
1151089 Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы
1151074 Акцизы на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина
1151095 Акцизы на нефтяное сырье
1110012 Сбор за пользование объектами животного мира
1110011 Сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора за добычу (вылов) водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов
1110022 Сведения о количестве объектов водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова, на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и суммах сбора, подлежащих уплате в виде единовременного взноса
1151029 Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Преимущества
для участников

Снижение
нагрузки

За период мониторинга не проводятся камеральные и выездные проверки.

Уменьшается количество требований и запросов от органов.

Компания, проходящая мониторинг, получает репутацию добросовестного и надежного плательщика налогов.

 

Ускорение
процессов

Срок налоговой проверки календарного года сокращается с 4 лет 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.

НДС и акцизы можно возмещать быстрее в заявительном порядке.

 

Удобное взаимодействие с ФНС

Налоговые органы предупреждают, если находят нарушения и ошибки, которые могут привести к штрафам и доначислениям в будущем.

Обмениваться документами и информацией с налоговой можно в режиме реального времени.

В любой момент можно обратиться к инспекторам за мотивированным мнением по сложным вопросам.

Сделайте работу
по новым правилам проще

Работа с данными

Через систему можно загружать и раскрывать регламентные документы и данные СВК, проводить анализ данных и показателей отчетности, сравнивать первичные версии деклараций и корректировки.

Информационное взаимодействие с ФНС

Система поможет настроить структуру раскрытия информации: от самой декларации до учетных регистров. Передавайте в налоговую документы и пояснения по требованиям.

 

Визуализация

Все данные и информация отображаются в удобной форме с возможностью поиска, сортировки и группировки. Действия пользователей логируются. Каждый показатель отчетности можно проследить до уровня проводки или формулы.

Хранение данных

Все документы хранятся в течение требуемого периода времени.

Налоговый мониторинг от Контура — удобное решение для перехода компании на систему налогового мониторинга

Простота
и гибкость

Не требует серьезных изменений учетной системы компании. Может интегрироваться с несколькими системами и электронными хранилищами данных, чтобы принимать документы для налогового мониторинга.

Вариативность
решений

Взаимодействие с налоговым органом можно организовать за счет внедрения и настройки сервиса, который будет получать необходимые сведения из источников данных, или через разработанный сервис («коробочный» продукт).

 
Дополнительная
польза

Информационную систему можно использовать также для внутренних бизнес-процессов компании: анализа и среза данных, подготовки отчетности.

Круглосуточная
техподдержка

Наши специалисты всегда на связи и готовы оказать необходимую помощь.

Переход на налоговый мониторинг — это просто

Для этого не придется серьезно менять учетную систему, а для доступа ко всем документам можно интегрировать программу сразу в несколько информационных систем и хранилищ данных. Вы можете настроить сервис по своим параметрам или пользоваться «коробочным» продуктом со стандартными настройками.

Вопросы и ответы

Налоговый мониторинг — это одна из форм налогового контроля. Проверяющие следят, чтобы организация правильно рассчитывала, полностью и вовремя платила налоги, сборы и взносы. Его главное отличие от других контрольных мероприятий — участие в мониторинге добровольное.

В процессе налогового мониторинга организация взаимодействует с проверяющими в режиме реального времени:

  • предоставляет отчетность, регистры и учетные данные для анализа;
  • дает пояснения, документы и информацию по запросам от налогового органа;
  • исправляет ошибки по замечаниям контроллеров;
  • запрашивает разъяснения по своим вопросам.

Особенность налогового мониторинга в том, что все взаимодействие происходит онлайн — организация дает проверяющим удаленный доступ к своей информации и отчетности. Это можно сделать, предоставив им полный доступ к информационной системе, витрине данных или направляя отдельные сведения и документы по ТКС через оператора ЭДО. Такая схема работы уменьшает количество запрашиваемых документов и помогает предвидеть риски и некорректные действия компании, что поможет избежать нарушений.

Так как налоговый мониторинг идет непрерывно, обычных камеральных и выездных проверок за его период не будет. Проверки возможны только в исключительных случаях, например, при досрочном прекращении налогового мониторинга или при проверке работы ваших инспекторов вышестоящим налоговым органом (п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ).


Он поможет получить освобождение от стандартных выездных и камеральных проверок. Во время мониторинга вы сможете получать от налоговой мотивированное мнение по возникающим вопросам, которое защитит от штрафов и пеней в случае ошибки. А за счет постоянного контроля можно будет предотвратить возможные нарушения.


В мировой практике основная цель налогового мониторинга — укрепить взаимное доверие между бизнесом и государством и сделать так, чтобы обе стороны лучше понимали свои обязательства и права.

Подход и цели ФНС России сформулированы в Концепции налогового мониторинга. Его основная задача — обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату налогов, сборов и взносов, повысить эффективность налогового контроля и снизить затраты на налоговое администрирование, уменьшить налоговые риски для организаций.


В стандартном случае за период налогового мониторинга проверки не проводят. Они возможны только при следующих обстоятельствах:

  • мониторинг прекращен досрочно;
  • вышестоящий налоговый орган проверяет работу ваших инспекторов;
  • мотивированное мнение налоговой не исполнено в срок;
  • подана уточненная декларация за период мониторинга, в которой уменьшена сумма к уплате, увеличена сумма возмещаемого НДС (акциза) или увеличена сумму убытка.

Период налогового мониторинга — один календарный год. Срок его проведения — 1 год и 9 месяцев (ст. 105.26 НК РФ).

Пример. Организация подала заявление о переходе на мониторинг до 1 сентября 2022 года. В этом случае проверять будут период с 1 января по 31 декабря 2023 года. Сам мониторинг начнется 1 января 2023 года и закончится 1 октября 2024 года.

Если не отказаться от проведения налогового мониторинга, инспекция будет его автоматически продлевать на следующий год (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).

Срок мониторинга может быть увеличен по инициативе руководителя или заместителя руководителя ИФНС. Такое возможно, если налогоплательщик подает уточненную декларацию или расчет за периоды мониторинга, наступившие после 1 июля 2021 года. Максимальное продление — шесть месяцев для уточненок по НДС и акцизам к возмещению и три месяца для других деклараций и расчетов.


Стандартный срок мониторинга одного календарного года — 1 год и 9 месяцев. Он может быть продлен при подаче уточненных деклараций или прекращен досрочно за нарушения.


Чтобы стать участником налогового мониторинга со следующего года, нужно подать заявление и документы до 1 сентября текущего года. Это делается только один раз, повторно подавать заявление для продления мониторинга на следующий год не требуется.

Документы для вступления в налоговый мониторинг

Вместе заявлением подайте следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информация об участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 %;
  • учетная политика;
  • документы, регламентирующие работу системы внутреннего контроля (далее — СВК).

Формы заявления и других документов утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. Документы по СВК должны соответствовать требованиям, утвержденными в приложении к приказу ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@.

Порядок подачи заявления и документов

Заявление и документы направьте в ИФНС по месту нахождения организации. Крупнейшие налогоплательщики подают их в инспекцию по месту учета в качестве крупнейших. Сделать это всем следует до 1 сентября.

Отказать в мониторинге могут в следующих случаях (п. 5 ст. 105.27 НК РФ):

  • поданы не все документы;
  • выполнены не все условия для вступления;
  • регламент информационного взаимодействия не соответствует форме и требованиям;
  • СВК не соответствует требованиям.

Налоговая рассмотрит документы до 1 ноября и примет решение о проведении налогового мониторинга или об отказе. В течение пяти рабочих дней после принятия ИФНС направит свое решение организации. Если оно положительное, то с 1 января следующего года начнется мониторинг.


Чтобы пройти мониторинг в следующем году, нужно подать заявление и документы до 1 сентября текущего года. Их примет ИФНС по месту нахождения, проверит, а затем вынесет решение о проведении либо об отказе в проведении мониторинга.


Процесс проведения налогового мониторинга регламентируется статьей 105.29 НК РФ. Инспекторы анализируют риски организации, проверяют эффективность работы системы внутреннего контроля. Это дает возможность перейти от сплошной проверки к оценке налоговых рисков совместно с проверяемой организацией.

Совместная оценка рисков

Налогоплательщики раскрывают налоговой финансово-хозяйственную информацию и ежеквартально представляют информацию (приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@):

  • о рисках организации, идентифицированных СВК, с указанием их описания и источника, вероятности, возможных последствий и группы;
  • о рисках по отдельным сделкам и операциям с указанием вида и суммы сделки, сведений о контрагенте, реквизитов договора.

В свою очередь инспекторы оценивают отраслевые риски, анализируют контрольные процедуры и риски организации, а затем формируют план проведения мониторинга и объем мероприятий контроля.

Если во время мониторинга проверяющие находят противоречия и несоответствия в документах налогоплательщика, они направляют требование о представлении пояснений или внесении исправлений. Дополнительно для оценки рисков налоговый орган может привлекать специалистов и экспертов, проводить осмотры.

Если проверяющие найдут факты, которые свидетельствуют о том, что налоги, сборы, страховые взносы исчислены неправильно, уплачены не полностью или несвоевременно, то уведомят о наличии оснований для подготовки мотивированного мнения по ст. 105.30 НК РФ. В течение 15 дней организация вправе представить пояснения или внести исправления, сообщив об этом налоговой. Если с учетом этого выявленные нарушения не будут опровергнуты, инспекторы составят мотивированное мнение.

Мотивированное мнение

Мотивированное мнение — это позиция проверяющих по вопросам расчета и уплаты налогов, сборов, взносов. Также в мотивированном мнении налоговики могут оценить, насколько вы соблюдаете налоговое законодательство при отражении сделок и их результатов.

Мотивированное мнение может быть составлено:

  • по запросу организации — при возникновении у вас сомнений в правильности расчетов и уплаты налогов, учета операций и по другим фактам;
  • по инициативе инспекции — при выявлении нарушений законодательства.

По запросу организации мотивированное мнение налоговая должна направить в течение месяца. Срок может быть продлен, если инспекторы истребуют дополнительные документы или информацию.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в течение срока проведения мониторинга. Его направляют организации в течение пяти рабочих дней после составления. Мотивированное мнение не является основанием для штрафа. На него можно отреагировать двумя способами:

  • согласиться с ним — в течение месяца после получения сообщить о согласии и подтвердить выполнение указаний;
  • не согласиться с ним — в течение месяца после получения направить разногласия и пройти взаимосогласительную процедуру в ФНС России, по итогам которой мнение может изменится или остаться прежним.

При невыполнении мнения до 1 декабря года, следующего за периодом мониторинга, инспекция проводит в организации выездную проверку, по итогам которой может оштрафовать, доначислить налоги или привлечь к другим видам ответственности.

Регламент информационного взаимодействия

Регламент составляется по форме, утвержденной в приложении № 7, и в соответствии с требованиями, перечисленными в приложении № 8 к приказу ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@.

В нем должно быть прописано:

  • способ взаимодействия с налоговым органом: с помощью доступа к информационной системе, доступа к аналитической витрине данных, по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • порядок раскрытия показателей налоговой отчетности;
  • данные о СВК с описанием, применяемых методиках, контрольных процедурах, порядке документирования.

Этот документ важно тщательно проработать, чтобы налоговая не отказала во вступлении в мониторинг. В будущем нарушение организацией регламента может стать причиной досрочного прекращения мониторинга.


Начните переход на налоговый мониторинг уже сегодня

Заполните заявку, мы свяжемся с вами и ответим на ваши вопросы.