Акт сдачи-приемки выполненных работ: что это и как заполнить — Контур.Экстерн Баннер

Акт сдачи-приемки выполненных работ (форма КС‑2)

Редакция от 11.11.1999

Как заполнить акт сдачи-приемки выполненных работ

Результат выполненных работ закрепляется актом. На практике подписание акта означает, что подрядчик сдал работы, а заказчик их принял и готов оплатить. Разбираемся, по какой форме составить акт выполненных работ и как его заполнить.

Акт сдачи-приемки выполненных работ: что за форма и обязательна ли к заполнению

Акт выполненных работ — итоговый документ, которым стороны фиксируют факт и результаты приемки по договору выполнения работ, подряда, субподряда (ст. 720, 753 ГК РФ). Актом сдачи-приемки подтверждают выполнение любых видов работ:

  • строительно-монтажных;

  • ремонтных;

  • по обслуживанию зданий и сооружений;

  • по благоустройству;

  • по изготовлению, переработке вещей;

  • кадастровых;

  • по подготовке документации и проч.

Обязателен ли акт сдачи-приемки выполненных работ

В обязательном порядке акт составляется только при приемке работ по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). В остальных случаях письменное оформление результатов сдачи-приемки не требуется (ст. 720 ГК РФ). Но на практике сделку всегда закрывают сделку актом сдачи-приемки, поскольку его можно использовать как письменное доказательство в суде — если в будущем у сторон возникнут разногласия (ст. 75 АПК РФ, ст. 71 ГПК РФ).

Кроме того, письменный акт фиксирует дату приемки выполненных работ. А это нужно, чтобы определить момент:

  • перехода к заказчику риска случайной гибели работы (ст. 705 ГК РФ);

  • возникновения обязанности заказчика оплатить работу (п. 1 ст. 711 ГК РФ).

Важно! Акты сдачи-приемки выполненных работ подтверждают исполнение договорных обязанностей подрядчиком, но не могут рассматриваться отдельно, в качестве сделки (ст. 153 ГК РФ). Именно поэтому акт выполненных работ нельзя признать недействительным по правилам о недействительности сделок (Постановление ФАС МО от 29.07.2010 № КГ-А41/7506-10).

По какой форме составляют акт сдачи-приемки выполненных работ

Единой формы акта выполненных работ по договору подряда нет. Исключение — договоры строительного подряда: для приемки строительно-монтажных и ремонтных работ обычно используют унифицированную форму № КС-2 (Постановление ГКС от 11.11.1999 № 100). В остальных случаях используют акты произвольной формы.

Подрядчик и заказчик могут использовать собственные акты или разработать совместную форму, закрепив бланк в приложении к договору (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). За основу можно взять акт КС-2, включив в него реквизиты, необходимые для конкретной сделки.

Как правило, стороны изначально договариваются, что приемка работ оформляется двусторонним актом сдачи-приемки выполненных работ (п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 720 ГК РФ). В договоре подряда согласовывают:

  • форму акта выполненных работ;

  • его содержание, порядок составления, отправки и подписания;

  • последствия отказа от подписания документов приемки.

Помимо акта, приемку выполненных работ можно оформить универсальным передаточным документом (письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@). УПД объединяет в себе счет-фактуру и первичный документ, в данном случае акт выполненных работ.

Можно ли составить акт сдачи-приемки выполненных работ в электронной форме

Да, можно — если стороны договорились об электронном документообороте и согласовали порядок ЭДО в договоре. Обмениваться электронными актами выполненных работ можно через оператора ЭДО, например, Контур.Экстерн. Для подписания актов через оператора используют УКЭП — усиленную квалифицированную электронную подпись (письмо ФНС от 23.04.2018 № ЕД-4-15/7760).

Если обмениваетесь с контрагентами электронными первичными документами, закрепите порядок ЭДО в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Как составить акт сдачи-приемки выполненных работ

Обычно акт выполненных работ составляет подрядчик и передает на подпись заказчику. Документы оформляют на бумаге или в электронном виде — как договорились стороны при заключении договора. Акт составляют в двух экземплярах: один — для заказчика, другой для подрядчика. Но если в сделке участвует третье лицо, например, инвестор, то для него надо сделать еще один экземпляр акта.

В ГК РФ нет строгих требований к содержанию акта. Но поскольку акт сдачи-приемки используют для целей бухгалтерского учета, нужно включить в него все обязательные реквизиты первичных документов (ч. 2 ст. 9 402-ФЗ).

Обязательно укажите в акте:

  • название документа — акт выполненных работ;

  • дату составления (а вот номер не обязателен);

  • наименование или ФИО сторон сделки — подрядчика и заказчика;

  • виды и объемы выполненных работ — это позволит определить, надлежаще ли подрядчик выполнил работы;

  • единицу измерения, цену за единицу и итоговую стоимость работ — если в договоре была приблизительная цена, в акте надо указать окончательную стоимость работ. А если итоговой цены нет, акт не является доказательством выполнения работ;

  • должности и личные подписи тех, кто отвечает за сдачу-приемку работ.

Важно! Акт сдачи-приемки составляют в рублях. Но если по условиям сделки стоимость работ рассчитывается и оплачивается в иностранной валюте, акт выполненных работ составляют в валюте договора — законом это не запрещено. Содержание и обязательные реквизиты акта от этого не меняются. Но чтобы отразить стоимость работ в бухучете, ее надо перевести в рубли — по курсу ЦБ РФ на дату подписания акта сдачи-приемки (ч. 3 ст. 12 402-ФЗ, п. 4, 20 ПБУ 3/2006).

Помимо обязательных реквизитов, стороны могут включить в акт и другие сведения (п. 4 ст. 421 ГК РФ). К примеру, чтобы избежать спорных ситуаций, в акт выполненных работ включают:

  1. Реквизиты договора подряда, по которому составлен этот акт. Указывают дату заключения и номер договора. Это важная информация, поскольку между подрядчиком и заказчиком может быть заключено несколько договоров. Ссылаясь на конкретные реквизиты, вы определяете, по какому именно договору выполнили работы и составили акт. А вот если не указать реквизиты договора, могут возникнуть сложности при использовании акта как доказательства в суде — его могут признать не имеющим отношения к делу (ч. 1 ст. 67 АПК РФ, ст. 59 ГПК РФ).

  2. Сведения о недостатках, обнаруженных в работе. Если во время приемки заказчик выявил недостатки, он может описать их в акте выполненных работ (п. 2 ст. 720 ГК РФ). Если же в акте не будет раздела или графы для указания недостатков, но по факту они есть, заказчик вправе не подписывать документы приемки. Но тогда он должен перечислить выявленные недостатки в отдельном документе и передать его подрядчику.

Обратите внимание: заказчик может заявить об обнаруженных скрытых недостатках и после приемки работ. Но если он принял работу без проверки и подписал акт сдачи-приемки, в дальнейшем сослаться на явные недостатки (которые выявляют при первичной проверке) у него не получится (п. 3, 4 ст. 720 ГК РФ).

Как подписать акт сдачи-приемки выполненных работ

Акт должны подписать уполномоченные лица заказчика и подрядчика. Только так он приобретает доказательственную силу.

От юрлица акты сдачи-приемки подписывает тот, кто действует от имени организации, к примеру, генеральный директор. Если же руководитель передал полномочия по приемке и подписанию документов своему представителю, он должен указать в акте реквизиты доверенности. От ИП акт подписывает сам предприниматель или же его доверенный представитель.

Важно! Стороны определяют в договоре лиц, которые могут принимать работу и подписывать акт сдачи-приемки. Также они могут согласовать возможность использования факсимильных подписей или электронное подписание документов.

Печать на акте ставить не обязательно. Но если вы используете печать, можете поставить оттиск в документах приемки.

Когда подписать и направить акт сдачи-приемки выполненных работ

По правилам, осмотр и приемка работ заказчик проводит в присутствии подрядчика (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Акт составляют и подписывают либо во время приемки, либо сразу же после нее. Но иногда акт направляют до приемки, например, при выполнении строительно-монтажных работ. Так подрядчики уведомляют заказчика о готовности работ к приемке.

Порядок подготовки, направления и подписания акта выполненных работ следует также согласовать в договоре — чтобы избежать возможных разночтений. К примеру, можно четко прописать адрес направления акта, сроки осмотра выполненных работ и перечень документов, которые нужны заказчику для приемки. Например, помимо акта могут потребоваться документы по оборудованию или отчет о давальческих материалах, которые предоставил заказчик для выполнения работ.

Вот пример формулировки по подписанию акта выполненных работ в договоре подряда:

После завершения работы подрядчик направляет заказчику акт выполненных работ по адресу: _________. К акту прилагаются: ____________. Заказчик осматривает, принимает работу и подписывает акт в течение _______ дней.

Порядок направления акта выполненных работ стороны также определяют в договоре. Можно отправить документы приемки по почте, по факсу, в электронном виде. Если отправить акт через Контур.Экстерн, у вас на руках будет подробная информация о движении документа — с датой и точным временем отправки подрядчиком и получения заказчиком. Эти данные вы сможете использовать в суде как доказательство своевременной передачи акта и его подписания со стороны заказчика.


Другие формы

Иконка рубрики РАР
РАР

Попробуйте Экстерн в деле

Оставьте заявку, наш консультант свяжется с вами в ближайшее время.

Он проведет презентацию сервиса, ответит на ваши вопросы и поможет подобрать подходящий тариф.