Чек-лист по подготовке отчетности в Экстерне: настройки подписания и новые формы

21 марта 2023 29 224 4

В Экстерне есть всё, чтобы вы отчитались быстро и с первого раза. Мы составили список инструментов и возможностей, которые вам могут понадобиться. В этом чек-листе — про новые формы и настройки подписания, которые нужно проверить перед отчетной кампанией.

Настройте документооборот с СФР

С 1 января 2023 года ПФР и ФСС объединились в Социальный фонд России. Чтобы начать обмениваться документами с СФР, отправьте заявление на подключение страхователя — ЗПЭД. Сделать это должны только те, кто не подключался к приемному комплексу ПФР и не подавал ранее СЗВ-ТД. Если этот отчет вы сдавали из Экстерна, отправлять ЗПЭД не нужно.

В инструкции по подключению к СФР вы найдете подробное описание, в каких случаях требуется отправить ЗПЭД, а в каких — нет. 

Чтобы фонд принял ЗПЭД в электронном виде, его нужно подписать электронной подписью руководителя. Если она недоступна, передайте руководителю ЗПЭД на подпись дистанционно. В Экстерне такая возможность доступна бесплатно, настроить ее можно по инструкции:

Чтобы вы могли отчитываться в СФР от лица уполномоченного представителя, необходимо наделить вас правами. Это можно сделать с помощью формы УПУП. Читайте об этом ниже.

Если отчеты подписывает не руководитель — оформите доверенность

Если подписывать отчетность организации будет не руководитель, а представитель с сертификатом физлица или сертификатом сотрудника, оформите для него доверенности.

Если организация планирует отчитываться в СФР через уполномоченного представителя, то кроме ЗПЭД дополнительно надо подать уведомление о предоставлении полномочий представителю — УПУП.

Чтобы фонд принял УПУП в электронном виде, документы нужно подписать электронной подписью руководителя. Если сертификата у страхователя нет, он должен предоставить УПУП в ПФР лично на бумаге (после этого можно отправить ЗПЭД в электронном виде, подписав его сертификатом представителя).

Если вы хотите подать УПУП в электронном виде, но электронная подпись руководителя недоступна, передайте ему документы на подпись дистанционно, используя инструкции:

Для ФНС можно оформить электронную или бумажную доверенность.

Чтобы работать с больничными в рамках проактивных выплат, подключите организацию к социальному электронному документообороту (СЭДО). Чтобы сотрудник мог подписывать документы, добавьте МЧД для работы с ФСС. Инструкция.

Для Росстата формат МЧД не разработан. Отправляйте статистическую отчетность по старым правилам. При этом рекомендуем оформить бумажную доверенность и отправить ее скан в Росстат через сервис «Письма». Также уточните у территориального органа государственной статистики, нужно ли предоставить им оригинальный документ.

Подробнее о том, что изменится в работе с сертификатами и доверенностями в 2023 году, читайте в нашей статье.

Если руководитель далеко, а доверенности нет — настройте дистанционное подписание

До конца марта 2023 года руководители и ИП должны получить сертификаты электронной подписи в УЦ ФНС и доверенных УЦ, Федеральном казначействе или ЦБ РФ. Такие сертификаты нельзя скопировать на другой компьютер. При этом руководитель бизнеса может просто не иметь возможности прийти со своим сертификатом на подписание отчетности, а у бухгалтера не будет оформлена доверенность. Значит, возникнет вопрос, как подписать отчеты. Решить его поможет сервис дистанционного подписания.

Вот как он работает:

  • Вы покупаете сервис с нужным количеством лицензий и даете доступ руководителю организации. Сколько руководителей вам нужно подключить, столько и нужно приобрести лицензий — даже если один человек является руководителем в двух фирмах.
  • Бухгалтер заполняет отчет в Экстерне, выбирает «Отправить на подпись руководителю».
  • Руководитель, которому вы сделали лицензию на дистанционное подписание, получает уведомление на почту. Перейдя по ссылке из письма, он попадает в ограниченную версию Экстерна в нужный отчет и подписывает его своей электронной подписью.
  • Вы увидите в Экстерне статус подписанного отчета, а также кто и когда его отправил.

В своей ограниченной версии Экстерна руководитель также может:

  • отправить отчет себе на почту;
  • оставить комментарий к отчету;
  • посмотреть список отправленных отчетов, а также поступившие требования.

Используя сервис, можно дистанционно передавать руководителю на подпись:

  • отчеты в ФНС, Росстат и СФР,
  • документы по проактивным выплатам,
  • письма в ФНС и Росстат,
  • запросы на сверку с ФНС (можно подключить АвтоИОН, и бухгалтер будет видеть результаты автоматической сверки),
  • ответы на требования ФНС.

Подробнее о дистанционном подписании

Приобрести сервис дистанционного подписания можно в разделе «Управление тарифом» в Экстерне.

Получите одну лицензию дистанционного подписания
При подключении тарифа «Общий плюс» вы получаете одну лицензию дистанционного подписания (условие действуют при подключении тарифа «Общий плюс» с 09.11.2022).

Разберитесь со сроками сдачи разделов ЕФС-1 и порядком заполнения

Отчитываться в СФР нужно по форме ЕФС-1. Она объединила в себе 4-ФСС, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и ДСВ-3. Отслеживать сроки сдачи разделов ЕФС-1 вы можете в Таблице отчетности — для этого воспользуйтесь инструкцией.

Также вам помогут наши материалы:

Узнайте, как заполнить новый отчет ПСВ для ФНС

С января 2023 года появился новый отчет по сотрудникам — персонифицированные сведения о физических лицах (ПСВ). Если у вас остались вопросы по форме, предлагаем во всем разобраться.

Отчет сдают в ФНС плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам. В нем нужно показывать персональные данные всех застрахованных лиц и суммы выплат, начисленные в пользу каждого из них в отчетном месяце.

ПСВ подают ежемесячно — до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Отслеживать сроки сдачи можно в Таблице отчетности.

Подробнее о том, как подготовить и сдать ПСВ, читайте в статье «Персонифицированные сведения о физических лицах: новый отчет с 2023 года».

Используйте раздел «Сотрудники» — это упростит подготовку отчетов

В Экстерне появился раздел сотрудников, в котором можно посмотреть и при необходимости отредактировать персональные данные ваших сотрудников или добавить новых.

Проверьте данные сотрудников заранее, чтобы в отчетность уже только добавлять сотрудников в отчет.

Данные по сотрудникам попадают в раздел автоматически при отправке отчетов СЗВ-ТД, ЕФС-1 и СоЗЛ. Также можно сохранить данные вручную по кнопке «Сохранить данные в справочник сотрудников» из редакторов отчетов, где есть работа с сотрудниками.

На списке сотрудников в разделе есть система фильтров, работает поиск. Вы можете:

  • найти человека по ФИО;
  • добавить нового сотрудника, если вы берете его на работу;
  • отфильтровать сотрудников по статусу «работает» или «уволен».

Со списка сотрудников можно перейти в личную карточку сотрудника — там отображаются его персональные данные, статус «работает» или «уволен», адрес, банковские реквизиты. Все данные можно отредактировать.

В раздел сотрудников можно попасть прямо с главной страницы Экстерна. Пока он подключен не всем пользователям. Если вы хотите работать с разделом сотрудников, обратитесь в техподдержку.

Сотрудники

Решите, как будете хранить документы

Проверьте, что у вас включена настройка «Хранение расшифрованных документов». Это позволит всем пользователям, которые имеют доступ к документам организации, просматривать в Экстерне и в мобильном приложении отчеты ФНС, ПФР и Росстата, а также документы по проактивным выплатам без сертификата.

Если у вас подключена групповая работа, вы можете подключить по запросу шифрование отчетов на сертификаты пользователей, которые работают в одной  группе. В этом случае у всех участников группы будет доступ к отчетам друг друга (которые они отправят после активации настройки).

Главное на почту — и памятка по расчету выплат, налогов и взносов в подарок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Главное на почту — и памятка по расчету выплат, налогов и взносов в подарок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Как сохранить доступ к отчетности в Экстерне во время смены сертификата

Если вы используете для входа в Контур.Экстерн только сертификат электронной подписи сотрудника, то рискуете потерять доступ к отчетности, когда эти сертификаты перестанут действовать. Избежать катастрофы просто — настройте дополнительный вход в сервис по логину и паролю или номеру телефона. Рассказываем, что нужно сделать, чтобы сохранить доступ в сервис.

Проверьте и обновите список людей, у которых есть доступ к вашему Экстерну

В сервисе есть возможности, которые позволяют забрать права доступа у одного пользователя и передать другому. Рассказываем, почему стоит воспользоваться ими прямо сейчас, и как это сделать.

Используйте новую выгрузку ответов на требования ФНС в Экстерне для отправки УоНПД

На странице документооборота по требованию в Экстерне есть возможность скачать информацию по ответам на требование в формате Excel. Мы добавили в выгрузку новые данные, теперь ее можно использовать при отправке уведомления о невозможности представить документы (УоНПД). Рассказываем, как это сделать.

Инструкция для бухгалтеров: что делать, когда вас много, а Экстерн один

В Экстерне есть многопользовательский режим — это несколько сервисов, которые помогают организовать работу всего коллектива в одной учетной записи. Рассказываем, как настроить совместную работу в системе в конкретных ситуациях.

4 комментария
Г
Григорий 1 мая
доброе утро , если нет сотрудников отчет отправляли всегда нулевой . сейчас что делать для отчета вообще его не отправлять ?
Дарья Изотова, техподдержка 2 мая
Григорий, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, по какому именно отчёту у вас вопрос?
Н
Нина 19 мая
Добрый день. Аналогичный вопрос. Все отчеты отправляли ранее нулевые. Нужно ли сейчас отчет ЗПЭД отправлять?
Дарья Изотова, техподдержка 19 мая
Нина, добрый день! Проверить, нужно ли направлять ЗПЭД в СФР, можно по инструкции, посмотрите, пожалуйста.