Иногда нам нужно проверить контрагента — узнать его юридический адрес, виды деятельности, учредителей. Все эти сведения содержатся в выписке из государственного реестра. Для организаций и предпринимателей ведут разные реестры. Разбираемся, в какой форме предоставляют информацию из госреестров и как ее получить.
Что такое выписка из государственного реестра
Налоговая ведет государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Это информационные ресурсы, в которых содержатся базовые сведения обо всех зарегистрированных организациях и ИП. Оба реестра открыты и общедоступны: каждый желающий может свободно получить сведения о компании или предпринимателе в форме выписки.
Выписка из ЕГРЮЛ
В едином госреестре юридических лиц собирают информацию о российских компаниях. ЕГРЮЛ ведут в электронном виде — любой пользователь может проверить сведения в специальном сервисе ФНС.
В реестре отражается практически вся регистрационная информация о компании (ст. 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Из выписки ЕГРЮЛ можно узнать:
- название;
- организационно-правовую форму;
- ИНН и КПП;
- адрес;
- электронную почту;
- сведения об учредителях и руководителе;
- способ образования;
- размер уставного капитала;
- виды деятельности и их коды по ОКВЭД;
- наличие лицензий и другие данные.
Если вам нужно подтвердить достоверность сведений о своей компании или узнать информацию о своем партнере, закажите выписку из ЕГРЮЛ.
Выписка из ЕГРИП
По аналогии с реестром юрлиц в ЕГРИП хранятся сведения обо всех зарегистрированных российских предпринимателях. Налоговики ведут реестр в электронном виде. Любой пользователь может получить такие сведения об ИП (п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 6 129-ФЗ):
- ФИО и пол;
- дату и место рождения;
- гражданство;
- ИНН;
- виды деятельности и коды ОКВЭД;
- наличие лицензий;
- номер и дату регистрации в СФР;
- дату и способ закрытия (если ИП закрыли).
Сведения о контрагенте-предпринимателе можно получить в следующем виде (п. 13 Регламента из Приказа ФНС от 19.12.2019 № ММВ-7-14/640@):
- Выписка из ЕГРИП — на бумаге или в электронном виде.
- Выписка из ЕГРИП о месте жительства предпринимателя.
- Справка о соответствии или несоответствии персональных данных физлица сведениям из ЕГРИП.
Важно! Адреса ИП в выписке из ЕГРИП нет. Но его можно узнать в налоговой инспекции. Предпринимателя уведомят обо всех, кто запрашивал его адрес.
Еще в выписке не указывают паспортные данные предпринимателя. Номер паспорта, дату его выдачи и выдавший орган налоговики предоставляют только по запросу госорганов, судов, СФР и госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Как получить выписку
Из единого реестра можно запросить данные на себя или на другое лицо. Обычно достаточно электронной выписки: в ней содержится вся базовая информация, к тому же документ заверяют электронной подписью налоговой инспекции, а это значит, что электронная выписка равнозначна бумажной. Но некоторые госорганы не принимают электронные выписки: лучше заранее уточнить у контрагента, в каком формате ему нужны документы.
Порядок получения выписки зависит от того, выписку в какой форме нужно получить. Для электронных и бумажных выписок разные правила, но для ЕГРЮЛ и ЕГРИП — одинаковые.
Электронная выписка
Электронную выписку выдают бесплатно и в режиме реального времени. Ее можно заказать на портале Госуслуги или в специальном сервисе ФНС. Электронную выписку сформируют в виде pdf-файла: электронная подпись на ней визуализирована (Письмо ФНС от 03.12.2015 № ГД-3-14/4585@).
Пользователи Экстерна могут бесплатно запрашивать электронные выписки в неограниченном количестве в течение года. Для этого тарифный план должен включать разрешение «Доступ к федеральным ресурсам» (Проверка контрагентов).
Чтобы заказать выписку, перейдите на главную страницу Экстерна и в разделе «Сервисы для бухгалтера» выберите «Выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и проверка контрагентов». В строке поиска введите известные данные контрагента: ИНН, название, ФИО, ОГРН. Смотрите подробную инструкцию.
Бумажная выписка
Если вам нужна бумажная выписка с подписью сотрудника ИФНС и печатью налоговой, за изготовление придется заплатить. Такие документы делают несколько дней и только по запросу заявителя.
Вот как получить бумажную выписку:
- Подготовьте запрос на получение документов. Унифицированной формы не предусмотрено, составьте заявление в произвольном виде.
- Оплатите выписку. Стоимость зависит от срочности заказа: 200 рублей за обычный и 400 рублей за срочный. Квитанцию об оплате приложите к заявлению.
- Подайте запрос в любую налоговую, которая выдает сведения из ЕГРЮЛ. Список таких инспекций опубликован на сайте ФНС. Чтобы узнать адрес ИФНС, выберите регион и нужную инспекцию. Запрос можно отправить лично, по почте или через МФЦ.
- Получите готовую выписку. Обычно ее делают за пять дней после получения запроса, а срочную выписку подготовят на следующий рабочий день. Налоговики предоставят выписку в том количестве экземпляров и тем способом, которые вы указали в запросе. Если запрашивали выписку в МФЦ, готовые документы пришлют именно в МФЦ.
Выписку могут не выдать, если сведений о компании нет в ЕГРЮЛ или из запроса не понятно, по какому юрлицу нужна информация. Налоговики сформируют справку об отсутствии запрашиваемой информации в ЕГРЮЛ.
Важно! Оплатить выписку можно на сайте ФНС — через сервис «Уплата госпошлины». Там же формируют квитанции для оплаты в банке. А если хотите перечислить пошлину обычной платежкой, проверьте реквизиты для оплаты на этой же странице.
Выписка о месте жительства ИП и справка о соответствии персональных данных
Если вам нужны сведения о месте жительства предпринимателя, напишите об этом в заявлении на получение выписки из ЕГРИП (пп. 3 п. 16 Административного регламента). Такую информацию получают в том же порядке, что и бумажную выписку — оплачивают пошлину и подают запрос в налоговую. Сроки предоставления документов те же:
- пять дней для обычной выписки;
- один рабочий день для срочной выписки.
Заявление на получение адреса и справки о соответствии персональных данных может составить и подать только физлицо. В запросе необходимо указать паспортные данные заявителя. Подавать такую заявку в налоговую нужно лично, предъявив паспорт.
Электронный доступ к ЕГРИП и ЕГРЮЛ
Пользователь может получить полноценный доступ к ЕГРИП и ЕГРЮЛ через сайт ФНС. Электронный доступ нужно сначала оплатить, а потом отправить запрос в инспекцию. После обработки заявления налоговики направят вам уведомление с атрибутами доступа к разделу сайта с госреестром (пп. 6 п. 13, п. 14 Регламента).
Можно выбрать любую опцию доступа:
- Однократный — за 50 000 рублей. Если вы уже оформляли однократный доступ, можно приобрести обновление реестра на текущую дату за 5 000 рублей.
- Годовой — за 150 000 рублей. Пользователь получит годовое абонентское обслуживание для одного рабочего места.
Запрос на доступ составляют по унифицированной форме (Приложение к Приказу ФНС от 19.12.2019 № ММВ-7-14/640@). В заявке указывают:
- сведения о заявителе — наименование, ОГРН или ИНН для юрлиц и ФИО, ИНН, паспортные данные для физлиц;
- контакты для связи с заявителем — телефон, почтовый адрес, электронка;
- реестр — ЕГРИП;
- вид услуги — однократный доступ, обновление сведений или годовое обслуживание;
- реквизиты документа об оплате — номер и дату оплаченной квитанции;
- способ получения ответа — по обычной или электронной почте.
Подпишите заявление, укажите ФИО и инициалы. Если отправляете запрос от юрлица, проставьте должность заявителя. Отправьте заявку по почте.
Сколько действует выписка из госреестра
Фактически, выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП действуют бессрочно. Но некоторые органы устанавливают определенные требования к сроку действия таких документов. К примеру, если подаете исковое заявление в арбитражный суд, выписки из госреестра об истце и ответчике нужно получить максимум за 30 дней до обращения в суд (п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).
По сути, чем меньше срок от даты получения выписки, тем актуальнее информация в документе. Рекомендуем заранее узнать у контрагента, есть ли у него особые требования к сроку выписки.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.