В 2025 году блогеров окончательно признали предпринимателями, создав для них новые коды ОКВЭД. Еще у них появилась обязанность регистрироваться в Роскомнадзоре, маркировать рекламу и платить рекламный сбор. Блогеров касается и обработка персональных данных, а в некоторых случаях и лицензирование образовательной деятельности. Расскажем об этих обязанностях.
Уведомить Роскомнадзор
Если блогер ведет страницу, канал или группу, на которую подписались более 10 000 человек, он должен уведомить Роскомнадзор о своей деятельности (Федеральный закон от 08.08.2024 № 303-ФЗ, Приказ Роскомнадзора от 10.12.2024 № 238). Уведомление можно подать через портал госуслуг. Это нужно сделать в течение 10 рабочих дней, после того как число подписчиков превысит 10 000 человек.
Требование касается тех блогеров, чьи материалы нацелены на российскую аудиторию и находится на одной из следующих площадок: YouTube, Rutube, Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, TikTok, Twitch, Pinterest, Yappy, Likee, LiveJournal, Пикабу, Дзен.
Речь идет строго об аудитории на одной площадке. Если у вас по 6 000 подписчиков в Telegram и в группе ВКонтакте, регистрироваться в Роскомнадзоре не нужно.
Без регистрации «десятитысячники» не должны распространять рекламу и размещать в блоге ссылки для донатов. Роскомнадзор может потребовать у площадок заблокировать аккаунты блогеров без регистрации, а пользователям запретить репостить их материалы.
Штрафы за нарушение этой нормы начнут действовать с 1 сентября 2025 (ст. 14.3 КоАП РФ):
Кого оштрафуют | Сумма, ₽ |
---|---|
Физлицо |
до 10 000 |
ИП |
до 50 000 |
Юрлицо |
до 500 000 |
Штраф может получить и рекламодатель, если рекламируется у незарегистрированного блогера (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). Также новая норма запрещает размещать рекламу на иностранных площадках, признанных нежелательными, — штрафы за нарушение аналогичные.
Выбрать коды ОКВЭД
С 1 мая 2025 года блогеров официально признали как предпринимателей и ввели для них специальные коды ОКВЭД (Приказ Росстандарта от 21.03.2025 № 208-ст). До этого блогеры применяли общие коды, которые не отражали суть их работы, а теперь могут выбирать из четырех кодов:
- 73.11.1 — распространение рекламы в соцсетях;
- 70.21.1 — распространение информации в соцсетях»;
- 70.21.9 — прочие связи с общественностью;
- 73.11.9 — рекламное агентство.
Добавить новые коды в ЕГРИП или ЕГРЮЛ можно через Госуслуги, личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или через учетный сервис, например Контур.Экстерн. Если блогер — самозанятый без статуса ИП, то коды ему не нужны.
- ИП добавляют новые коды ОКВЭД с помощью заявления в инспекцию по форме Р24001.
- ООО сначала должно провести собрание участников и подписать протокол, а если учредитель один, он оформляет решение о новых кодах. Протокол или решение не нужны, только если в вашем Уставе открытый перечень видов деятельности. Затем ООО подает в инспекцию заявление по форме Р13014.
Сроков для изменения кодов в законе нет, но лучше не откладывать процедуру. Без подходящих кодов ваша деятельность не будет соответствовать заявленной в регистрационных документах, это может вызвать дополнительные запросы и проверки ФНС. А еще такие недостоверные сведения могут привести к штрафу до 10 000 рублей (ст. 14.25 КоАП РФ).
Подготовить, проверить и сдать отчетность через интернет.
Маркировать рекламу
Блогеры обязаны маркировать рекламу, которую размещают в своих каналах, страницах и в группах, еще с 2022 года (ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). А с 2023 года введены санкции за неисполнение этого требования (ч. 15-17 ст. 14.3 КоАП РФ):
Кого оштрафуют | Сумма, ₽ |
---|---|
Физлицо |
до 100 000 |
ИП |
до 200 000 |
Юрлицо |
до 700 000 |
Если блогер заказывает рекламу, он может передать сведения в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) сам или делегировать это распространителю рекламы.
Если блогер сам распространяет рекламу на своем канале или странице, он должен самостоятельно отчитаться в ЕРИР.
Маркировать креативы и отчитываться не нужно, если это социальная реклама, или блогер снимается в рекламе продукта для сторонней площадки, или рекламирует собственные продукты через рассылку по email и на своих страницах в соцсетях.
Платить 3% сбор за рекламу
С 1 апреля 2025 года вступили в силу дополнения к закону «О рекламе» в ст. 18.2, которые вводят 3% сбор за рекламу. Его платят:
- рекламодатели — если размещают рекламу в иностранных источниках с трансляцией на российских граждан;
- распространители рекламы — если размещают по заказу рекламу в своих блогах, на сайтах и каналах;
- операторы рекламных систем — компании, транслирующие рекламу;
- посредники и агентства.
Ежеквартальные платежи составляют 3% от дохода за рекламу. Роскомнадзор сам определит сумму сбора по информации, которые передают распространители, заказчики рекламы и посредники в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Ожидается, что в личный кабинет ЕРИР будет приходить уведомление с суммой к уплате до середины квартала, следующего за отчетным. У блогера будет 10 дней, чтобы проверить сумму, и еще 10 дней на отправку платежа.
Корректно обрабатывать персональные данные
Многие блогеры собирают и обрабатывают персональные данные (ПД): любая форма обратной связи с именем, фамилией и телефоном человека, регистрация на вебинар или рассылка связана с обработкой персданных. Тогда появляется обязанность регистрироваться в Роскомнадзоре в качестве оператора и соблюдать правила обработки, даже если аудитория блога менее 10 000 человек (ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Кто и когда должен уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных?
С 30 мая 2025 года резко выросли штрафы за нарушения при работе с ПД (поправки в ст. 13.11 КоАП РФ по Федеральному закону от 30.11.2024 № 420-ФЗ). До этого санкции были незначительными — в пределах нескольких тысяч рублей. Теперь за отсутствие уведомления в Роскомнадзор о сборе ПД штраф для блогера-ИП составит до 300 000 рублей, штраф за утечку ПД — до 15 млн рублей.
Поэтому блогерам, которые собирают персданные, нужно оперативно подать уведомление в Роскомнадзор. Затем организовать работу с данными по новым стандартам и подготовить документы для работы с ПД, например:
- политику по обработке персональных данных;
- согласие пользователя на обработку;
- обязательства о неразглашении ПД для сотрудников и подрядчиков, если они тоже участвуют в обработке персданных.
А еще важно правильно настроить работу сайта: выложить чекбокс об обработке данных и уведомление о сборе cookies.
Отчитайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.
Получить лицензию
Новые нормы о блогерах не вводят требования получать лицензию на образовательную деятельность. Но такая лицензия нужна любому блогеру, если он выдает документы об образовании гособразца и его деятельность выходит за рамки разовых семинаров или консультаций.
Лицензию получать не нужно, если:
- блогер проводит занятия самостоятельно, не привлекая других преподавателей;
- обучение носит разовый характер: лекции, вебинары, консультации;
- обучение проходит в рамках репетиторства;
- курсы и лекции оформляются как консультационные услуг, без выдачи документов об образовании.
Но если блогер работает без лицензии, когда она необходима, он может получить штраф: до 2 500 рублей для физлиц и до 5 000 рублей для ИП (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).
У нас есть большая экспертная статья «Обязанности оператора персональных данных», советуем изучить ее, чтобы разобраться, являетесь ли вы оператором персданных, и узнать, как снизить риск получить штрафы.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.