Создать автономную некоммерческую организацию (АНО) чуть сложнее, чем обычную. Учредители не могут забирать себе прибыль АНО и вложенное имущество. Подробнее о регистрации и деятельности АНО читайте в статье.
Что такое АНО и в каких случаях ее удобно создавать
Автономная некоммерческая организация (АНО) — юридическое лицо, созданное для предоставления услуг в социально значимых сферах без цели извлечения прибыли.
АНО можно создавать для оказания платных и бесплатных услуг в образовании, здравоохранении, культуре, науке, спорте и других сферах. Как АНО могут работать частные школы, медицинские центры, спортивные клубы и т.п.
АНО может вести и коммерческую деятельность, если она соответствует уставным целям и полученные доходы направляются на их выполнение. Например, образовательный центр получает доходы от платных курсов и за счет этого проводит бесплатные занятия для детей из малообеспеченных семей.
Подготовить, проверить и сдать отчетность через интернет.
Особенности правового положения и управления АНО
Учредителями АНО могут быть физические или юридические лица, учредитель может быть и один (ст. 123.24 ГК РФ).
Отчетность некоммерческих организаций
Учредители АНО не становятся ее членами и могут пользоваться услугами АНО только на общих основаниях. Учредители не отвечают по обязательствам АНО, а организация — не отвечает по их обязательствам.
Передав имущество в АНО, учредители теряют на него права. При ликвидации АНО оставшееся имущество будет направлено на уставные цели или на благотворительность, а если такой возможности нет — зачислено в доход государства (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ).
Учредители АНО формируют коллегиальный высший орган управления — собрание учредителей. Собрание созывается с периодичностью, указанной в уставе, и принимает стратегические решения.
Текущим управлением АНО занимается единоличный руководитель, назначенный учредителями — директор, председатель и т.п. Таким руководителем может быть как один из учредителей, так и сторонний специалист.
Также учредители могут при необходимости создать и постоянно действующий коллегиальный орган управления: правление, наблюдательный совет (ст. 29 закона № 7-ФЗ, ст. 123.25 ГК РФ).
Бухгалтерский учет и налогообложение АНО
Как любая некоммерческая организация, АНО имеет право вести упрощенный бухучет. Есть два исключения, когда АНО придется вести бухгалтерию по общим правилам (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
Упрощенный бухучет: кому доступен и какие преимущества
Исключение 1 — организацию признали иностранным агентом.
Исключение 2 — организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с требованиями законодательства. Например, если годовой доход АНО от предпринимательской деятельности превысит 800 млн руб. (пп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Если АНО совмещает безвозмездное оказание услуг и коммерческую деятельность, нужно вести раздельный учет доходов и расходов по этим направлениям.
Как и все организации, АНО после регистрации по умолчанию считается работающей на общей налоговой системе (ОСНО), но можно перейти на спецрежимы. Самый популярный вариант, доступный для АНО — упрощенная система налогообложения (УСН).
Стандартные налоговые ставки для УСН — 6% от дохода или 15% от разницы между доходами и расходами. Региональные власти могут вводить на своей территории льготные ставки УСН для отдельных направлений деятельности.
Ставки УСН по регионам в 2025 году
Основные критерии для УСН в 2025 году: до 130 сотрудников, стоимость основных средств до 200 млн руб. и годовой доход — до 450 млн руб. В данном случае нужно учитывать только поступления от коммерческой деятельности. Гранты, пожертвования и прочие безвозмездные поступления для обеспечения уставной деятельности АНО при расчете лимита при УСН не учитываются.
Если годовой доход АНО на УСН от коммерческой деятельности превысит 60 млн руб., организация станет плательщиком НДС. Можно воспользоваться льготой, если деятельность относится к направлениям, освобожденным от НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ. Например, не облагаются НДС услуги в сфере образования и социального обслуживания.
Если деятельность не подпадает под льготу по НДС, организация на УСН может платить НДС:
На общих основаниях — по ставке 20% и с применением вычетов.
Без вычетов — с оборота от коммерческой деятельности по сниженным ставкам:
- 5% при годовой выручке от 60 до 250 млн руб.;
- 7% при годовой выручке от 250 до 450 млн руб.
Преимущества АНО
Преимущество | Комментарий |
---|---|
Свобода деятельности в рамках социальной сферы |
Можно выбирать любое направление в этой области |
Упрощенный бухучет для большинства случаев |
Есть исключения |
Защита собственности учредителей |
Сверх переданного имущества они не несут ответственности по обязательствам АНО |
Гибкая структура управления |
Позволяет оперативно решать текущие вопросы и контролировать общее направление развития |
Разные варианты финансирования |
Как гранты и пожертвования, так и поступления от предпринимательской деятельности |
Недостатки АНО
Недостаток | Комментарий |
---|---|
Сложная регистрация по сравнению с коммерческими компаниями |
Больше перечень обязательных документов, выше требования к ним, дольше срок рассмотрения |
Возможные конфликты при управлении компанией |
Например, между наблюдательным советом и директором, не входящим в состав учредителей |
Нельзя распределять прибыль между учредителями |
Весь доход от коммерческой деятельности следует направлять на цели, предусмотренные уставом |
Учредители не могут получить внесенное в организацию имущество после ликвидации |
Оно идет на уставные цели, благотворительность или в доход государства |
Как создать АНО: пошаговая инструкция
Шаг 1 — подготовьте документы. Перечень обязательных документов при регистрации АНО приведен в п. 5 ст. 13.1 закона № 7-ФЗ:
Документ | Пояснение, комментарий |
---|---|
Заявление по форме Р11001 |
Подписывает один из учредителей |
Устав |
В 3 экземплярах с обязательными сведениями, предусмотренными п. 3 ст. 14 закона № 7-ФЗ:
|
Решение о создании для единственного учредителя или протокол собрания, если их несколько |
2 экземпляра. В документе должны быть сведения о сформированных органах управления организацией |
Сведения обо всех учредителях |
2 экземпляра: копии паспортов для физических лиц или выписки из госреестра для юридических лиц |
Подтверждение юридического адреса |
Если помещение находится в собственности одного из учредителей, предъявите выписку из ЕГРН и согласие остальных собственников, если они есть. При аренде помещения потребуется гарантийное письмо от арендатора и также выписка из ЕГРН. Точный адрес должен быть внесен в федеральную адресную базу |
Квитанция об уплате госпошлины |
4 000 ₽. При подаче документов в электронном виде госпошлина не нужна |
Если в название АНО включена информация, защищенная законом, приложите документ, подтверждающий права на ее использование. Например, это может быть имя гражданина или название уже существующей организации.
Шаг 2 — зарегистрируйте АНО в Минюсте. Документы на регистрацию АНО нужно подать в территориальный орган Минюста РФ одним из следующих способов (п. 1 ст. 9 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ):
- Принести лично или передать через представителя с нотариальной доверенностью.
- Направить в электронном виде через Госуслуги — если есть усиленная квалифицированная электронная подпись.
- Выслать по почте заказным письмом.
- Направить через МФЦ.
- Переслать через нотариуса.
Сроки для регистрации АНО (п. 8 ст. 13.1 закона № 7-ФЗ):
Этап регистрации | Срок |
---|---|
Проверка Минюста |
14 рабочих дней |
Регистрация в ФНС |
До 5 рабочих дней |
Передача сведений о регистрации от ФНС в Минюст |
1 рабочий день |
Выдача Минюстом заявителю свидетельства о регистрации АНО |
3 рабочих дня |
Таким образом, максимальный срок от подачи документов на регистрацию АНО до получения свидетельства составляет 23 рабочих дня.
В течение 30 календарных дней после регистрации АНО разместите устав в личном кабинете организации на сайте Минюста (Приказ Минюста РФ от 05.06.2024 № 180).
Шаг 3 — сформируйте имущество АНО. Для некоммерческих организаций нет понятия уставного капитала, но потребуется имущество для ведения деятельности. АНО может получать имущество от учредителей, в виде грантов и пожертвований, доходов от предпринимательской деятельности и другими способами, не запрещенными законом (ст. 26 закона № 7-ФЗ):
Сроки и размеры поступления имущества от учредителей определяются учредительными документами АНО. Если в уставе АНО указана коммерческая деятельность, компания должна владеть имуществом с рыночной стоимостью не ниже минимального размера уставного капитала ООО, т.е. 10 000 рублей (п. 5 ст. 50 ГК РФ).
Коротко об АНО и порядке ее открытия
АНО создают для некоммерческой деятельности в социально значимых сферах. Учредителями АНО могут быть как физические, так и юридические лица. Стратегическое управление деятельностью АНО осуществляют учредители, а текущее — директор, а при необходимости наблюдательный совет или правление.
АНО может также вести и предпринимательскую деятельность, но учредители не имеют права забирать себе прибыль — весь доход идет на достижение уставных целей. Доходы и расходы от некоммерческой и коммерческой деятельности АНО учитывают раздельно.
Максимальный общий срок регистрации АНО — 23 рабочих дня. В течение 30 календарных дней после регистрации нужно разместить устав АНО на сайте Минюста.
Отчитайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.