При открытии ООО важно не только верно оформить документы, но и оплатить госпошлину. Расскажем, за что берут госпошлину при открытии ООО, как и в каком размере ее оплачивать, можно ли не платить или вернуть уплаченную пошлину.
За что взимают госпошлину при регистрации ООО
Госпошлина — это сбор, который государство взимает с юридических и физических лиц, обратившихся за юридически значимыми действиями в государственный или иной уполномоченный орган (п. 1 ст. 333.16 и ст. 333.17 НК РФ). Частые ситуации, при которых уплачиваются госпошлины: выдача российского или заграничного паспорта, сделки с недвижимостью, обращение в суд или к нотариусу.
При открытии ООО пошлину платят за рассмотрение регистрирующим органом (ФНС) представленных документов и за саму регистрацию общества.
Уплата госпошлины не гарантирует, что ООО зарегистрируют. ФНС откажет в регистрации в случаях, установленных законодательством, например, при подаче документов в ненадлежащую ИФНС (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Уплаченная пошлина «сгорит», и при повторной подаче исправленного комплекта документов на регистрацию ООО придется ее заплатить еще раз, так как налоговики будут повторно анализировать комплект документов будущего юрлица.
А вот если отказали в регистрации из-за того, что документы поданы не в полном комплекте или с нарушениями, разрешается однократно досдать в регистрирующий орган недостающие или исправленные бумаги в течение трех месяцев со дня отказа. При этом повторно платить пошлину не надо (п. 6 ст. 23 и п. 7 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Подготовить, проверить и сдать отчетность через интернет.
Какой размер госпошлины при открытии ООО
Размер пошлины при регистрации ООО — 4 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Ее уплачивают все получатели госуслуги (учредители компании) в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).
Например, если учредителями выступают 4 физлица, каждый из них заплатит госпошлину в сумме 1 000 руб. Для снижения рисков споров с регистрирующим органом безопаснее, чтобы каждый учредитель уплачивал свою часть госпошлины по отдельному платежному документу.
Представлять документ об уплате госпошлины при регистрации ООО необязательно. Хотя он и указан в перечне подаваемых документов, налоговики его не требуют, так как получают информацию об уплате из ГИС ГМП (п. «д» ст. 12 Закона № 129-ФЗ, п. 44 Административного регламента, утв. Приказом ФНС от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@).
Когда можно не платить госпошлину за регистрацию ООО
Госпошлину можно не уплачивать, если регистрационные документы учредители подают в электронном виде через сайт ФНС или через портал Госуслуг, а также через МФЦ или нотариуса (п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ). При этом есть нюансы:
- для самостоятельной подачи документов в электронном виде каждый учредитель должен иметь УКЭП;
- передавать документы через портал Госуслуг удобно, если у ООО единственный учредитель, имеющий УКЭП;
- не все отделения МФЦ оказывают услугу по представлению документов на регистрацию ООО;
- при подаче документов через нотариуса придется оплатить его услуги, и не факт, что расходы окажутся меньше госпошлины.
Регистрацию ООО в электронном виде без уплаты пошлины предлагают и некоторые банки. Рекомендуем учесть условия, установленные банком — они могут включать, к примеру, обязательное открытие счета с выбором дорогостоящего тарифа на обслуживание. Такой вариант будет дороже обычной регистрации ООО с уплатой госпошлины.
При создании ООО с единственным учредителем, одновременно выступающим руководителем общества, можно подать документы в электронном виде без уплаты госпошлины через сервис ФНС Старт бизнеса онлайн. Он функционирует в экспериментальном режиме до 01.03.2026 (Постановление Правительства от 13.02.2024 № 144). Однако воспользоваться им смогут только заявители, имеющие подтвержденные учетную запись на портале Госуслуг и биометрию в Единой биометрической системе.
А если единственный участник — руководитель ООО согласен применять типовой устав, можно зарегистрировать компанию в электронном виде без уплаты госпошлины за сутки, используя приложение Госключ.
Если подаете регистрационные документы на бумаге, неуплата госпошлины приведет к тому, что они не будут рассмотрены, а значит ООО не зарегистрируют.
Когда и как оплачивать госпошлину за регистрацию ООО
Уплатить пошлину можно в любой день, начиная с даты учреждения компании (не ранее даты оформления протокола учредителей или решения единственного учредителя о создании ООО) и до момента подачи документов на регистрацию в ФНС (подп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).
Есть несколько способов оплаты:
Способ 1 — через платежные терминалы, но они есть не во всех регистрирующих ИФНС.
Способ 2 — через систему «Банк-Клиент» или через операциониста банка. При этом не исключены ошибки в реквизитах платежного документа, а значит, есть риск отказа в регистрации.
Способ 3 — через сервисы ФНС: Государственная онлайн-регистрация бизнеса, Определение реквизитов ИФНС, органа государственной регистрации ЮЛ/ИП, обслуживающих данный адрес, Заполненение платежного документа.
Способ 4 — через Экстерн. В этом случае не нужно оплачивать госпошлину при подаче заявлений, а ответные документы поступят прямо в сервис, ходить за ними в налоговую не нужно.
Узнайте больше о сервисе Регистрация бизнеса
Отчитайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.
Основания для возврата госпошлины за открытие ООО
Вернуть уплаченную госпошлину можно в двух случаях (подп. 1, 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ): если уплачено больше 4 000 руб. (возвращается разница) или если до подачи документов в ФНС учредители передумали открывать ООО.
В других случаях вернуть госпошлину не получится. Например, если учредители передумали регистрировать компанию уже после подачи документов в ФНС.
На возврат госпошлины дается 3 года с даты ее уплаты. Для этого в налоговую подается заявление по форме по КНД 1122030 (приложение № 7 к Приказу ФНС от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133@). Желательно, хоть и необязательно, приложить к заявлению документ об оплате пошлины. Но если он утрачен, налоговики получат подтверждение уплаты через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Бумажное заявление на возврат госпошлины подается в ИФНС очно, через представителя или по почте. Представителю физлица-учредителя потребуется нотариальная доверенность. Заявление в электронном виде — через личный кабинет налогоплательщика.
Пошлину должны вернуть в течение месяца.
У нас также есть статья Почему отказывают в регистрации ООО: как обжаловать решение. Читайте, чтобы узнать:
- о законных и незаконных причинах отказа;
- как нельзя называть компанию;
- как зарегистрировать ООО, чтобы не отказали;
- как оспорить отказ, если это все-таки случилось, и составить жалобу.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.