Маркировка должна защищать рынок от контрафакта, и с каждым годом новые товарные группы попадают под нее. А значит, все больше предприятий начинают работать с кодами маркировки. Разобрали, какие обязанности после введения маркировки возникают у компании в зависимости от ее вида деятельности.
Что такое маркировка
Маркировка позволяет увидеть весь путь товара от его производства до конечного потребителя. Если на каком-то этапе произошли нарушения, участник оборота не сможет принять на баланс или реализовать продукцию. В результате такого контроля выигрывают все: добросовестные продавцы и производители повышают конкурентоспособность, покупатели получают качественную продукцию, а государство «обеляет» рынок и решает налоговые задачи.
Для работы с маркировкой в 2018 году Минпромторг и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) создали государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ) Честный знак. Каждый участник оборота обязан зарегистрироваться в ней и отправлять данные о товаре на всех этапах его движения.
На каждый товар наносится уникальный код — Data Matrix. Он содержит основную информацию о продукте — его наименование, дату и место производства, сроки годности, характеристики, состав, данные о производителе и другое. Участники оборота фиксируют этот код в документах на товар. А потребитель может считать его с помощью мобильного приложения и проверить покупку на подлинность.
Регулирует общие правила маркировки Постановление Правительства
РФ 26.04.2019 № 515, а также постановления для каждой товарной группы.
Как государство запускает маркировку в товарной группе
На момент публикации статьи маркируют уже 17 товарных групп, в том числе молочную продукцию, питьевую воду, табачные изделия, пиво и другие. Для каждой группы товаров маркировку вводят поэтапно.
Сначала ЦРПТ вводит эксперимент: участникам оборота товарной группы предлагают начать наносить коды Data Matrix на продукцию до официального старта маркировки. Эксперты центра помогают на всех этапах, консультируют — это позволяет отработать возможные ошибки заранее. Кроме того, на этапе эксперимента предлагают большие скидки на оборудование для маркировки.
Затем правительство РФ подписывает постановление о старте обязательной маркировки в товарной группе со сроками и правилами. Ввод маркировки поделен на этапы. На первом подключаются производители и импортеры: они обязаны наносить коды и вводить товары в оборот, однако передавать эти данные другим участникам оборота пока не должны.
Далее обязанности появляются у оптовых и розничных организаций. Сначала розница выводит продукцию из оборота на кассе. Затем все участники оборота начинают обмениваться универсальными передаточными документами (УПД), в которых указаны коды маркировки. Кроме того, появляется вывод из оборота по причинам, не связанным с продажей — списание, брак, пересортица, использование для нужд компании и т.д.
Для обмена УПД обязательно использовать электронный документооборот (ЭДО) — он позволяет ускорить и упростить процесс, а Честному знаку так удобнее контролировать полученные данные.
Для товарных групп с большими объемами продаж, например, питьевой воды, молочной продукции сначала вводится объемно-сортовой учет (ОСУ). В этом случае в УПД участники оборота указывают только количество товара и GTIN — его универсальный международный код. Затем вводится поэкземплярный учет: в УПД указывают все нанесенные коды маркировки. В некоторых товарных группах, например, у обуви, учет ведется сразу поэкземплярно.
Автоматизируйте работу с маркировкой
Подберем решение исходя из задач компании: веб-версия сервиса, модуль Контур.Маркировки 1С или коннекторы для других учетных систем
Что сейчас маркируется
На момент публикации статьи обязательная маркировка введена в 17 товарных группах:
- Одежда и предметы одежды из меха.
- Обувь детская, мужская, женская.
- Товары легкой промышленности (одежда и текстиль).
- Табачная и никотинсодержащая продукция.
- Лекарственные препараты.
- Медицинские изделия.
- Антисептики.
- БАДы.
- Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.
- Духи и туалетная вода.
- Шины и покрышки пневматические.
- Кресла-коляски.
- Молоко и молочная продукция.
- Упакованная питьевая вода.
- Слабоалкогольные напитки и пиво.
- Безалкогольные напитки.
- Икра красная и черная.
До конца 2024 года стартует обязательная маркировка еще в 7 товарных группах:
- Технические средства реабилитации.
- Растительные масла.
- Ветеринарные препараты.
- Корма для животных.
- Консервы.
- Велосипеды и велосипедные рамы.
- Безалкогольное пиво.
Еще у четырех товарных групп эксперименты завершатся в 2024 году — это оптоволоконная продукция (например, оптические датчики, световоды), детские игрушки, строительные материалы, фармацевтическое сырье. Однако по ним правила маркировки еще не утверждены постановлениями правительства.
Как работают с маркировкой участники оборота
Маркировка начинается с регистрации в Честном знаке. Однако дальше у каждого участника оборота своя система взаимодействия с государственной системой и схема работы с кодами маркировки. Разберем подробнее, какие обязанности возникают, если ваша компания:
Производитель
После регистрации в Честном знаке нужно зарегистрироваться в Национальном каталоге и создать номенклатурные карточки всех маркируемых товаров. Затем — заказать в Честном знаке коды маркировки на партию товаров. После этого нанести их на каждую единицу, создать и отправить в Честный знак отчет о нанесении для ввода в оборот.
После введения ЭДО производитель отправляет покупателям УПД либо по объемно-сортовому, либо по поэкземплярному учету. Он не выводит товары из оборота при продажах на кассе, но может выводить по причинам, не связанным с реализацией, — браку, списанию, использованию для собственных нужд.
Если при маркировке или хранении товара нанесенный код испортился или потерялся, производитель должен нанести его заново — перемаркировать.
Импортер
Необходимо промаркировать всю купленную за рубежом продукцию. Это можно сделать на зарубежном предприятии у продавца, на консолидированном складе за пределами России или на таможенном складе на территории России. Для этого импортер заказывает в Честном знаке коды маркировки и посылает туда, где их будут наносить. После печати кодов он отправляет в систему отчет о нанесении и вводит товары в оборот.
После старта обязательной маркировки в товарной группе импортерам дается еще месяц, чтобы провезти через таможню товары, купленные до начала маркировки. Однако на территории России их важно промаркировать до истечения этого месяца.
С введением этапа ЭДО импортер начинает обмениваться с контрагентами УПД, при необходимости может списать или перемаркировать товар.
Оптовик
Оптовые организации подключаются к маркировке после введения обязательного ЭДО. При приемке и отгрузке товара они должны обмениваться с контрагентами УПД по ОСУ или поэкземплярному учету. Также они выводят товар из оборота по причинам, не связанным с продажей, — браком, пересортицей, списанием.
Розничный магазин
Подключаются к маркировке на этапе вывода товара из оборота при продажах на кассе. Розница принимает товары по УПД, реализует их и отправляет через оператора фискальных данных сообщение о выводе из оборота в Честный знак.
HoReCa и госучреждения
Представители гостинично-ресторанного бизнеса и общепита относятся к участникам оборота маркируемой продукции. Чаще всего они приобретают товары не для дальнейшей продажи. После введения ЭДО HoReCa должны принимать УПД с данными о поставленном товаре и выводить его из оборота. В сообщении в Честный знак нужно указать причину: «для собственных нужд» или «в производственных целях».
Госучреждения закупают маркируемые товары для обеспечения офисов, столовых для сотрудников и тд. Как и HoReCa, они должны принимать УПД на продукцию, а затем выводить из оборота по причине «для собственных нужд».
Фермер
Наравне с производителем обязан заказывать коды маркировки в Честном знаке, наносить их на товары, отправлять данные о вводе в оборот. После введения ЭДО — обмениваться УПД с контрагентами. А если продает товары на кассе, то и выводить из оборота.
Крестьянско-фермерские хозяйства подключаются к маркировке позже производителей и импортеров: как правило, у них есть несколько месяцев, чтобы проанализировать опыт коллег.
Продавец на маркетплейсе
После введения ЭДО обязан принимать и отправлять УПД с количеством товара и GTIN, либо с кодами маркировки. При продажах на маркетплейсе товар может выведен из оборота двумя способами:
- через подачу документа о выводе товара из оборота в Честный знак при отгрузке со склада. В этом случае укажите причиной «дистанционная продажа»;
- через кассу маркетплейса.
Также селлер выводит товар из оборота по причинам, не связанным с продажей.
Сдавайте отчетность за сотрудников. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Что нужно для работы с маркировкой: пошаговая инструкция
Шаг 1. Оформите квалифицированную электронную подпись (КЭП). Она понадобится как для регистрации в Честном знаке, так и после введение ЭДО. Важно оформить ее на руководителя компании.
Шаг 2. Зарегистрируйтесь в ГИС МТ Честный знак в сроки, указанные в постановлении о маркировке вашей товарной группы. Здесь будет происходить вся основная работа с маркировкой — заказ кодов, ввод и вывод из оборота.
Шаг 3. Зарегистрируйтесь в Национальном каталоге. Опишите продукт в карточке товара в соответствии с требованиями для его группы. Система сформирует его цифровой паспорт и GTIN.
Шаг 4. Определитесь с сервисом для работы с маркировкой. Для этого изучите бизнес-задачи компании: нужны ли интеграция с учетной системой, ПО для связи с оборудованием на производстве, поддержка ЭДО. Сервис должен поддерживать необходимые вам функции. Например, Контур.Маркировка предлагает коробочное решение, в которое входит регистрация в Честном ЗНАКе, заполнение карточек в ГС1 РУС, модуль для 1С и обучение. Сервис также поможет с выбором поставщиков оборудования и настроит интеграцию.
Шаг 5. Купите оборудование и ПО для работы с маркировкой. Для этого нужно определить способ нанесения кода. Также выбор оборудования будет зависеть от объемов компании, уровня автоматизации производственной линии, потребностей в ЭДО и агрегации товара в транспортные упаковки.
Шаг 6. Проведите обучение для сотрудников, которые будут работать с маркировкой. Заранее протестируйте все этапы маркировки, чтобы отловить возможные ошибки. Если необходимо доработать вашу учетную систему или ПО, сделайте это с интеграторами.
Шаг 7. Заранее выберите оператора ЭДО и настройте в компании электронный документооборот. Без него не обойтись всем участникам оборота.
Шаг 8. Если компания относится к рознице или общепиту, введите товароучетную систему, которая сможет работать с Честным знаком и передавать на кассу перечень маркированных товаров.
Как накажут, если не работать с маркировкой
За продажи немаркированной продукции и с поддельными кодами можно получить большие штрафы, конфискацию товара или реальные сроки.
Нарушение | Наказание для должностных лиц | Наказание для юридических лиц |
---|---|---|
Оборот товара без маркировки, в том числе продажа, хранение, перевозка и покупка с целью сбыта |
||
Штраф |
Штраф |
|
Передача товаров юридическому лицу без отправки информации о ней в систему маркировки |
Штраф |
Штраф |
Нарушение сроков передачи сведений в систему Честный знак |
||
Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями |
Если ущерб от оборота товара без маркировки оценивается в особо крупных размерах, виновные могут получить штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до 5 лет.
Из-за сознательных нарушений или ошибок при маркировке компания может не только получить штраф, но и потерять товар, получить возвраты от контрагентов и лишиться их доверия и дальнейшего сотрудничества.
Читайте также:
- Отмену алкогольных деклараций перенесли: что нужно знать продавцам пива, сидра, медовухи и пуаре
- Что должен делать бухгалтер
Ирина Смоляная
Автор статьиКто в вашей компании занимается маркировкой? Поделитесь опытом в комментариях.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
Наше предприятие специализируется на пошиве текстиля с рекламным нанесением. В основном футболки, толстовки, жилеты и пр. мы шьем самостоятельно. Но иногда, мы покупаем стандартные изделия, например, у Проект 111, (т.е. получаем материал), условно футболки, на которых делаем вышивку и продаем уже не просто футболку, а футболку с фирменным логотипом "Ромашка". Это же не перепродажа, Почему для таких случаев в Честном знаке не предусмотрено ничего?