Что нужно знать бухгалтеру про маркировку и Честный знак — Контур.Экстерн Баннер

Честный знак и маркировка: что нужно знать бухгалтеру

31 июля 2024 4

Маркировка должна защищать рынок от контрафакта, и с каждым годом новые товарные группы попадают под нее. А значит, все больше предприятий начинают работать с кодами маркировки. Разобрали, какие обязанности после введения маркировки возникают у компании в зависимости от ее вида деятельности.

Фотография Ирина Смоляная Ирина Смоляная Ведущий копирайтер Контур.Маркировки

Что такое маркировка

Маркировка позволяет увидеть весь путь товара от его производства до конечного потребителя. Если на каком-то этапе произошли нарушения, участник оборота не сможет принять на баланс или реализовать продукцию. В результате такого контроля выигрывают все: добросовестные продавцы и производители повышают конкурентоспособность, покупатели получают качественную продукцию, а государство «обеляет» рынок и решает налоговые задачи.

Для работы с маркировкой в 2018 году Минпромторг и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) создали государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ) Честный знак. Каждый участник оборота обязан зарегистрироваться в ней и отправлять данные о товаре на всех этапах его движения. 

На каждый товар наносится уникальный код — Data Matrix. Он содержит основную информацию о продукте — его наименование, дату и место производства, сроки годности, характеристики, состав, данные о производителе и другое. Участники оборота фиксируют этот код в документах на товар. А потребитель может считать его с помощью мобильного приложения и проверить покупку на подлинность. 

Регулирует общие правила маркировки Постановление Правительства

РФ 26.04.2019 № 515, а также постановления для каждой товарной группы.

Как государство запускает маркировку в товарной группе

На момент публикации статьи маркируют уже 17 товарных групп, в том числе молочную продукцию, питьевую воду, табачные изделия, пиво и другие. Для каждой группы товаров маркировку вводят поэтапно.

Сначала ЦРПТ вводит эксперимент: участникам оборота товарной группы предлагают начать наносить коды Data Matrix на продукцию до официального старта маркировки. Эксперты центра помогают на всех этапах, консультируют — это позволяет отработать возможные ошибки заранее. Кроме того, на этапе эксперимента предлагают большие скидки на оборудование для маркировки.

Затем правительство РФ подписывает постановление о старте обязательной маркировки в товарной группе со сроками и правилами. Ввод маркировки поделен на этапы. На первом подключаются производители и импортеры: они обязаны наносить коды и вводить товары в оборот, однако передавать эти данные другим участникам оборота пока не должны.

Далее обязанности появляются у оптовых и розничных организаций. Сначала розница выводит продукцию из оборота на кассе. Затем все участники оборота начинают обмениваться универсальными передаточными документами (УПД), в которых указаны коды маркировки. Кроме того, появляется вывод из оборота по причинам, не связанным с продажей — списание, брак, пересортица, использование для нужд компании и т.д. 

Для обмена УПД обязательно использовать электронный документооборот (ЭДО) — он позволяет ускорить и упростить процесс, а Честному знаку так удобнее контролировать полученные данные. 

Для товарных групп с большими объемами продаж, например, питьевой воды, молочной продукции сначала вводится объемно-сортовой учет (ОСУ). В этом случае в УПД участники оборота указывают только количество товара и GTIN — его универсальный международный код. Затем вводится поэкземплярный учет: в УПД указывают все нанесенные коды маркировки. В некоторых товарных группах, например, у обуви, учет ведется сразу поэкземплярно.

Автоматизируйте работу с маркировкой

Подберем решение исходя из задач компании: веб-версия сервиса, модуль Контур.Маркировки 1С или коннекторы для других учетных систем

Реклама 16+.

Что сейчас маркируется

На момент публикации статьи обязательная маркировка введена в 17 товарных группах:

  • Одежда и предметы одежды из меха.
  • Обувь детская, мужская, женская.
  • Товары легкой промышленности (одежда и текстиль).
  • Табачная и никотинсодержащая  продукция.
  • Лекарственные препараты. 
  • Медицинские изделия.
  • Антисептики.
  • БАДы.
  • Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.
  • Духи и туалетная вода.
  • Шины и покрышки пневматические.
  • Кресла-коляски.
  • Молоко и молочная продукция.
  • Упакованная питьевая вода.
  • Слабоалкогольные напитки и пиво.
  • Безалкогольные напитки.
  • Икра красная и черная.

До конца 2024 года стартует обязательная маркировка еще в 7 товарных группах:

  • Технические средства реабилитации.
  • Растительные масла.
  • Ветеринарные препараты.
  • Корма для животных.
  • Консервы.
  • Велосипеды и велосипедные рамы.
  • Безалкогольное пиво.

Еще у четырех товарных групп эксперименты завершатся в 2024 году — это оптоволоконная продукция (например, оптические датчики, световоды), детские игрушки, строительные материалы, фармацевтическое сырье. Однако по ним правила маркировки еще не утверждены постановлениями правительства.

Как работают с маркировкой участники оборота

Маркировка начинается с регистрации в Честном знаке. Однако дальше у каждого участника оборота своя система взаимодействия с государственной системой и схема работы с кодами маркировки. Разберем подробнее, какие обязанности возникают, если ваша компания:

Производитель

После регистрации в Честном знаке нужно зарегистрироваться в Национальном каталоге и создать номенклатурные карточки всех маркируемых товаров. Затем — заказать в Честном знаке коды маркировки на партию товаров. После этого нанести их на каждую единицу, создать и отправить в Честный знак отчет о нанесении для ввода в оборот. 

После введения ЭДО производитель отправляет покупателям УПД либо по объемно-сортовому, либо по поэкземплярному учету. Он не выводит товары из оборота при продажах на кассе, но может выводить по причинам, не связанным с реализацией, — браку, списанию, использованию для собственных нужд.

Если при маркировке или хранении товара нанесенный код испортился или потерялся, производитель должен нанести его заново — перемаркировать.

Импортер

Необходимо промаркировать всю купленную за рубежом продукцию. Это можно сделать на зарубежном предприятии у продавца, на консолидированном складе за пределами России или на таможенном складе на территории России. Для этого импортер заказывает в Честном знаке коды маркировки и посылает туда, где их будут наносить. После печати кодов он отправляет в систему отчет о нанесении и вводит товары в оборот.

После старта обязательной маркировки в товарной группе импортерам дается еще месяц, чтобы провезти через таможню товары, купленные до начала маркировки. Однако на территории России их важно промаркировать до истечения этого месяца.

С введением этапа ЭДО импортер начинает обмениваться с контрагентами УПД, при необходимости может списать или перемаркировать товар. 

Оптовик

Оптовые организации подключаются к маркировке после введения обязательного ЭДО. При приемке и отгрузке товара они должны обмениваться с контрагентами УПД по ОСУ или поэкземплярному учету. Также они выводят товар из оборота по причинам, не связанным с продажей, — браком, пересортицей, списанием. 

Розничный магазин

Подключаются к маркировке на этапе вывода товара из оборота при продажах на кассе. Розница принимает товары по УПД, реализует их и отправляет через оператора фискальных данных сообщение о выводе из оборота в Честный знак. 

HoReCa и госучреждения

Представители гостинично-ресторанного бизнеса и общепита относятся к участникам оборота маркируемой продукции. Чаще всего они приобретают товары не для дальнейшей продажи. После введения ЭДО HoReCa должны принимать УПД с данными о поставленном товаре и выводить его из оборота. В сообщении в Честный знак нужно указать причину: «для собственных нужд» или «в производственных целях».

Госучреждения закупают маркируемые товары для обеспечения офисов, столовых для сотрудников и тд. Как и HoReCa, они должны принимать УПД на продукцию, а затем выводить из оборота по причине «для собственных нужд».

Фермер

Наравне с производителем обязан заказывать коды маркировки в Честном знаке, наносить их на товары, отправлять данные о вводе в оборот. После введения ЭДО — обмениваться УПД с контрагентами. А если продает товары на кассе, то и выводить из оборота.

Крестьянско-фермерские хозяйства подключаются к маркировке позже производителей и импортеров: как правило, у них есть несколько месяцев, чтобы проанализировать опыт коллег.  

Продавец на маркетплейсе 

После введения ЭДО обязан принимать и отправлять УПД с количеством товара и GTIN, либо с кодами маркировки. При продажах на маркетплейсе товар может выведен из оборота двумя способами: 

  • через подачу документа о выводе товара из оборота в Честный знак при отгрузке со склада. В этом случае укажите причиной «дистанционная продажа»;
  • через кассу маркетплейса.

Также селлер выводит товар из оборота по причинам, не связанным с продажей. 

Сдавайте отчетность за сотрудников. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Что нужно для работы с маркировкой: пошаговая инструкция

Шаг 1. Оформите квалифицированную электронную подпись (КЭП). Она понадобится как для регистрации в Честном знаке, так и после введение ЭДО. Важно оформить ее на руководителя компании.

Шаг 2. Зарегистрируйтесь в ГИС МТ Честный знак в сроки, указанные в постановлении о маркировке вашей товарной группы. Здесь будет происходить вся основная работа с маркировкой — заказ кодов, ввод и вывод из оборота.

Шаг 3. Зарегистрируйтесь в Национальном каталоге. Опишите продукт в карточке товара в соответствии с требованиями для его группы. Система сформирует его цифровой паспорт и GTIN.

Шаг 4. Определитесь с сервисом для работы с маркировкой. Для этого изучите бизнес-задачи компании: нужны ли интеграция с учетной системой, ПО для связи с оборудованием на производстве, поддержка ЭДО. Сервис должен поддерживать необходимые вам функции. Например, Контур.Маркировка предлагает коробочное решение, в которое входит регистрация в Честном ЗНАКе, заполнение карточек в ГС1 РУС, модуль для 1С и обучение. Сервис также поможет с выбором поставщиков оборудования и настроит интеграцию.

Шаг 5. Купите оборудование и ПО для работы с маркировкой. Для этого нужно определить способ нанесения кода. Также выбор оборудования будет зависеть от объемов компании, уровня автоматизации производственной линии, потребностей в ЭДО и агрегации товара в транспортные упаковки.

Шаг 6. Проведите обучение для сотрудников, которые будут работать с маркировкой. Заранее протестируйте все этапы маркировки, чтобы отловить возможные ошибки. Если необходимо доработать вашу учетную систему или ПО, сделайте это с интеграторами.

Шаг 7. Заранее выберите оператора ЭДО и настройте в компании электронный документооборот. Без него не обойтись всем участникам оборота.

Шаг 8. Если компания относится к рознице или общепиту, введите товароучетную систему, которая сможет работать с Честным знаком и передавать на кассу перечень маркированных товаров. 

Как накажут, если не работать с маркировкой

За продажи немаркированной продукции и с поддельными кодами можно получить большие штрафы, конфискацию товара или реальные сроки. 

Нарушение Наказание для должностных лиц Наказание для юридических лиц

Оборот товара без маркировки, в том числе продажа, хранение, перевозка и покупка с целью сбыта 

Штраф
от 5 000 до 10 000 рублей и конфискация продукции

Штраф
от 300 000 рублей и конфискация продукции

Передача товаров юридическому лицу без отправки информации о ней в систему маркировки

Штраф
от 1000 до 10 000 рублей

Штраф
от 50 000 до 100 000 рублей

Нарушение сроков передачи сведений в систему Честный знак

Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями

Если ущерб от оборота товара без маркировки оценивается в особо крупных размерах, виновные могут получить штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до 5 лет.

Из-за сознательных нарушений или ошибок при маркировке компания может не только получить штраф, но и потерять товар, получить возвраты от контрагентов и лишиться их доверия и дальнейшего сотрудничества.

Читайте также:

Ирина Смоляная
Автор статьи

Кто в вашей компании занимается маркировкой? Поделитесь опытом в комментариях.

Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Фотография Ирина Смоляная Ирина Смоляная Ведущий копирайтер Контур.Маркировки
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
4 комментария
Е
Екатерина 13 марта
Интересно, как быть с маркировкой в нашем случае.
Наше предприятие специализируется на пошиве текстиля с рекламным нанесением. В основном футболки, толстовки, жилеты и пр. мы шьем самостоятельно. Но иногда, мы покупаем стандартные изделия, например, у Проект 111, (т.е. получаем материал), условно футболки, на которых делаем вышивку и продаем уже не просто футболку, а футболку с фирменным логотипом "Ромашка". Это же не перепродажа, Почему для таких случаев в Честном знаке не предусмотрено ничего?
О
Интересно, но многое мне не понятно. Сложно будет остаться на плаву, я производитель мини, натуральное мыло на растительных маслах. И для меня это сложно, вся эта регистрация и т. д. Есть продажи на маркетплейсе небольшие, самозанятая. Может есть возможность какая-та для мини производителей?
Артём, эксперт 11 февраля
Ольга, в каких случаях самозанятый может продавать товары, попадающие под маркировку, хорошо описано в следующей статье, ознакомьтесь, пожалуйста. Не очень ясно, что вы имеете в виду под возможностями, т.к. сама маркировка, если товар попадает под неё, обычно всё же обязательна. Но можно попробовать уточнить, подробно описав сам вопрос, например, в поддержке Честного знака, контакты можно найти на этой странице.
Л
Так что же для бухгалтерской работы должен знать бухгалтер о маркировки ? В статье ничего для бухгалтера НЕТ!