Как бухгалтеру на аутсорсинге понять, какие услуги на самом деле нужны клиенту — Контур.Экстерн Баннер

Как бухгалтеру продавать услуги через диагностику: пошаговая инструкция

25 марта 2025

Бухгалтеру на аутсорсинге бывает сложно оценить весь объем работы с клиентом на старте сотрудничества. Во всей красе ситуация открывается позже. Но договор уже заключили, и многие задачи приходится брать в нагрузку без доп. оплаты. Избежать этого поможет диагностическая консультация — подробный разговор об особенностях и проблемах бухгалтерии будущего клиента. 

Итак, вам поступил запрос на бухгалтерское сопровождение. Разберем по шагам, как от запроса прийти к сотрудничеству на выгодных для вас условиях.

Шаг 1

Познакомиться и договориться о консультации

Не стремитесь продать услугу сразу, продающая коммуникация здесь только начинается.

Плохой пример Хороший пример
  • Здравствуйте! Я — ИП на УСН, доходы минус расходы, сколько будет стоить обслуживание?
  • Чем вы занимаетесь и сколько у вас сотрудников?
  • Пять сотрудников, продаем недвижимость, работаем с физлицами.
  • Сумма в месяц — 15000 рублей, будем работать по договору с фиксированной ежемесячной оплатой.
  • Здравствуйте! Я — ИП на УСН, доходы минус расходы, сколько будет стоить обслуживание?
  • Вы хотите получить расчет стоимости обслуживания и посмотреть варианты (с первичкой или только отчетность), верно?
  • Да, хочу узнать, сколько стоят ваши услуги для моей компании.
  • Предлагаю созвониться. Я задам несколько вопросов, чтобы понять специфику вашей работы. Затем направлю коммерческое предложение и дам свои рекомендации по учету. Созвонимся?
  • Если это необходимо, то давайте. Сколько это займет?
  • Обычно разговор занимает около 20 минут. Когда вам будет удобно?

В этом примере слишком мало данных, чтобы называть сумму. Подводные камни становятся заметными только через пару месяцев работы. Может оказаться, что:

  • нужно будет вести еще самозанятых в роли сотрудников;
  • нет никакой системы сбора и хранения первички;
  • УСН вскоре превратилось в ОСНО и т. д.

В этом примере нет быстрого ответа на запрос, но есть переход к диагностической консультации. Продающая коммуникация продолжается, но теперь инициатива уже на стороне бухгалтера. Дальше можно предложить время и формат (например, видеозвонок) — лучше всего в виде вопроса.

Всегда задавайте вопросы. Тот, кто задает вопросы, управляет диалогом. Технология продающей коммуникации строится на вопросах: практически любое ваше высказывание должно завершаться вопросом, как в нашем хорошем примере.

Подготовить, проверить и сдать отчетность через интернет.

Шаг 2

Подготовиться к диагностической консультации

Задача этого шага — продумать, что вы хотите получить от разговора. Например:

Узнать реальные потребности потенциального клиента. Они не всегда соответствуют тем, которые называет сам клиент. Он может их даже не осознавать по-настоящему.

Конкретизировать задачи. Невозможно правильно оценить свою работу, не увидев объем целиком. Это поможет оправдать цену в коммерческом предложении и частично снять вопрос «почему так дорого?».

Показать, что вы умеете решать подобные задачи. Внимательное отношение к содержанию работы отражает вашу экспертность и знания.

Клиенты очень ценят внимание к своему бизнесу и его особенностям. В этом бухгалтера можно сравнить с психологом: каждый ваш дополнительный вопрос — это повод задуматься о процессах в бизнесе, тем более что скрывать правду от бухгалтера бессмысленно.

От этого разговора выигрывают все:

Что дает диагностика клиенту Что дает диагностика бухгалтеру

Знакомство со бухгалтером.

Понимание объема работы бухгалтера из коммерческого предложения.

Анализ процессов в компании.

Выявление задач, о которых ранее никто не думал.

Осознание рисков, описанных в заключении специалиста.

Оценка реального объема работы.

Примерное понимание, в каком состоянии находятся учет, финансы и процессы в компании.

Возможность произвести личное впечатление на клиента.

Возможность продающей коммуникации.

Шаг 3

Провести диагностическую консультацию

Не опаздывайте к оговоренному времени. За пару минут до старта разговора напишите сообщение с вопросом, готов ли ваш собеседник, можно ли позвонить, либо отправьте ссылку для звонка.

Задача этого шага — выяснить все, что вам важно знать о бизнесе клиента, для составления коммерческого предложения.

Во время диагностики разговор строится на вопросах бухгалтера. Поначалу можно использовать стандартный набор, а со временем дополнять его на основе накопленного опыта. Например, для предпринимателей, которые работают на маркетплейсах, появится целый блок вопросов, которые касаются особенностей только их работы: не переезжали ли они в регион со ставкой 1%, как ввозят товар, сколько у них юрлиц и др.

Мы подготовили бланк с вопросами для общей диагностической консультации — скачайте его, чтобы заполнить во время разговора с потенциальным клиентом.

Стандартные блоки могут быть такими:

Блок 1 — установление контакта. Узнаем больше о специфике бизнеса и сложностях или задачах, которые хочет решить клиент.

Блок 2 — регистрационные и юридические детали. Уточняем, с кем работает клиент — с юридическими или физическими лицами, город регистрации и фактической работы, есть ли в компании юрист или бухгалтеру предстоит заполнять договоры.

Блок 3 — системы налогообложения и отчетность. Проверяем, может ли неожиданно измениться система налогообложения: например, если придется платить НДС в ближайшем будущем из-за роста доходов.

Блок 4 — прием денег и оплат. Выясняем все детали по платежам, особенно при работе с физлицами: есть ли эквайринг, сколько касс и терминалов, как проводятся возвраты, сколько счетов открыто и привязаны ли к ним вклады.

Блок 5 — расчеты с юрлицами. Разбираемся, кто выставляет счета и оформляет платежки.

Блок 6 — сотрудники и подрядчики. Прорабатываем требования к ведению сотрудников. Часто сами заказчики даже не думают об этом, поскольку привыкли к порядку вещей, а для бухгалтера это может стать неожиданной нагрузкой. Например, вместо наемных сотрудников — самозанятые с договорами и чеками, а также «серая» зарплата или отсутствие кадрового делопроизводства.

Блок 7 — документы и расходы. Освещаем систему хранения первичных документов и учета расходных материалов.

Блок 8 — управленческий учет. Проверяем, нужен ли он вообще.

Блок 9 — прибыль и финансовый учет. Пытаемся понять, всегда ли хватает средств на расходы и кто распоряжается прибылью.

Блок 10 — завершение диагностики. Обсуждаем организационные вопросы и оставшиеся проблемы компании.

В конце разговора поблагодарите собеседника за уделенное время и расскажите, сколько времени у вас займет составление диагностического заключения и коммерческого предложения. Обязательно задайте вопрос о том, каким способом клиенту удобно получить эти документы — на электронную почту или в мессенджер.

Задав 50 вопросов потенциальному клиенту, вы узнаете все необходимое для взвешенной оценки своих будущих услуг. А еще станете единственным в его жизни бухгалтером, который с первого же разговора копал так глубоко. Настолько глубоко, что, вероятно, сразу же вскрыл проблемные места. И это вы еще даже не начали работать.

Именно этот подход делает диагностическую консультацию частью продающей стратегии. Клиентам важно видеть ваше внимание к их проблемам, доверие растет. По моему опыту, вероятность продажи после такой беседы — 90% и выше.

Шаг 4

Подготовить и отправить коммерческое предложение

Задача этого этапа — детализировать расчет и продать свои услуги.

Клиента интересует не ваше предложение, а то, как вы решите его проблему. Поэтому у хорошего коммерческого предложения как минимум три составляющих:

  1. Подсветить проблемные зоны в процессах клиента.
  2. Предложить варианты для задач, которые не решены в компании.
  3. Детализировать расчет и оценить ваши услуги.

Помните, изначальный запрос был очень обобщенный: «бухгалтерские услуги». Но в разговоре вы выявили скрытые запросы. Обязательно укажите это в предложении. Например:

Предложите несколько тарифов, которые будут отличаться набором услуг и, соответственно, ценой. В этом случае заказчик будет выбирать не между вами и другим бухгалтером, а между двумя вашими вариантами.

Разделите предложение на два блока: ежемесячный набор услуг и дополнительные разовые позиции. Это поможет четко разделить, что вы будете делать в рамках абонентского обслуживания, а что оценивать отдельно.

Напишите небольшое диагностическое заключение по итогам обсуждения. Достаточно короткого документа не более одной страницы, где будут кратко описаны риски и пути решения. Даже в самом маленьком бизнесе всегда есть бухгалтерские проблемы.

Отправьте предложение в назначенный срок и уточните, когда можно ожидать решения.

Отчитайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.

Шаг 5

Проработать возражения

Задача шага — прийти к условиям, которые будут выгодны и вам, и клиенту. Бывает, что после вашего предложения клиент пропадает со связи. Это не всегда форма отказа. Возможно, у него появились вопросы или возражения. Например:

Вопрос, возражение клиента Решение
Почему так дорого? Плохой бухгалтер обойдется, конечно, еще дороже, просто не сразу. Но клиент этого пока не знает, поэтому можно предложить исключить некоторые позиции из коммерческого предложения.
А бухгалтер N предложил нам дешевле Попросите прислать вам предложение другого бухгалтера, сравните по позициям, поищите «скрытые» пункты или оплаты. Другой бухгалтер может просто не включить те или иные услуги в свое предложение, а они нужны, и клиент об этом знает.
Да там работы на час, откуда такая цена Предложите провести платную консультацию, где вы всему обучите клиента, чтобы он мог справляться «за час» своими силами.
Шаг 6

Выйти на договор на выгодных условиях

Когда клиент согласовал ежемесячный и дополнительный объем и стоимость, можно переходить к подписанию документов. Обязательно включите в договор согласованные позиции из коммерческого предложения. Они будут вашим гарантом, что каждое ваше профессиональное действие будет оплачено.

Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 годПодпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий