Этот материал Лина Залевская и Лидия Васильева подготовили для своего блога, а редакция разместила в Журнале с их согласия, не редактируя. Другие статьи авторов читайте в их телеграм-канале «Бухгалтерия Зои Абрамовны про налоги».
Очень больная ситуация у нашей подписчицы. Мы это понимаем. Но давайте разберемся, потому что бухгалтеры имеют свойство тянуть все одеяло на себя.
Дано
Помогала с открытием ИП клиенту, подготовила заявление на УСН, передала. Клиент подал документы в МФЦ, но, судя по расписке, на УСН не подался. Прошел квартал, пришло требование по НДС. Сумма — около миллиона. И бухгалтер пишет:
«Это моя вина. Я в шоке. У меня нет таких денег, чтобы ему выплатить».
А давайте здесь остановимся. Точно ваша вина? Точно вы должны выплатить?
Разбираем
Вопрос №1. О чём договорились? Когда бухгалтер берёт клиента на регистрацию — важно не только, что он делает, но и до какого этапа он это делает. Вы готовите заявление? Или отправляете его в банк для регистрации? Или сопровождаете подачу в МФЦ/ФНС?
Вы контролируете, что в расписке? Или клиент сам несет документы, сам отслеживает, что принято, а что нет? Вы проверяете систему в личном кабинете после регистрации? Или клиент обещает прислать скрин и не присылает?
Если все это не проговорено и не зафиксировано в договоре — зона ответственности получается… размыта. Нет ответственного, а если и услуга не была зафиксирована в договоре, то в целом, как он может вам переставить доначисление?
Сразу обозначим: речь не о том, хорошо или плохо была выполнена работа, и тем более не о том, что если дешево/бесплатно — значит, можно с халтурой. Нет. Мы смотрим на ситуацию через призму договоренностей и зон ответственности.
Вопрос №2. Кто отвечает за бизнес? Предприниматель — это не младенец. Он взрослый человек, который решил вести предпринимательскую деятельность. Оформил ИП. У него есть право и вместе с ним — обязанность: следить за применяемой системой налогообложения.
Да, он мог довериться специалисту. Да, он мог чего-то не понять. Но он субъект права, и он тоже отвечает и по НК, и по ГК. Не бухгалтер платит налоги за ИП. Не бухгалтер получает выручку.
Вопрос №3. Есть ли вина бухгалтера? Да, если в договоре указано, что вы сопровождаете регистрацию под ключ, контролируете прием и проверяете результат — тогда ответственность на вас.
Да, если даже без договора вы знали, что он не проверит — и не проверили за него, а потом сдали декларацию по УСН, не убедившись в системе — это ошибка. Но опять же — был ли доступ к ЛК, в вопросе не указано. Но даже если ошибка есть, вопрос в пропорции.
Может ли такая ошибка стоить миллион рублей? Должен ли бухгалтер, оказавший услугу за 3–5 тысяч, теперь один нести последствия? Скорее — нет. Это солидарная ответственность. Минимум пополам. А по-хорошему — согласно договору.
Что спасает в таких ситуациях?
- Договор — с четким описанием этапов: что делает бухгалтер, что делает клиент, где прописан размер ответственности и ее зоны.
- Чек-лист услуги — все ключевые этапы.
- Диагностическая карта — на старте, чтобы зафиксировать начальные данные и ожидания.
- Коммуникация фиксируемая, с подтверждениями: «Вы подали заявление?» — «Да, вот расписка».
Если всё это есть — ситуация превращается из «бухгалтер должен миллион» в «разбираемся по фактам».
Изучите другие материалы по теме:
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.