Этот материал Лина Залевская и Лидия Васильева подготовили для своего блога, а редакция разместила в Журнале с их согласия, не редактируя. Другие статьи авторов читайте в их телеграм-канале «Бухгалтерия Зои Абрамовны про налоги».
Недавно на мастер-классе мы с Лидой рассказывали о том, как надо выстраивать взаимодействие с клиентом на этапе переговоров. Мы рассказали немало историй из личного опыта, и я вспомнила еще одну. Она полезна всем, у кого:
-
еще нет первого клиента, и обучиться договоренностям только предстоит;
-
уже есть такие, которые выносят мозг и не понимают, что это не ваши задачи и что они вам за это не платят;
-
есть договор, при котором за одну и ту же повторяющуюся сумму вы делаете всю работу: что попросят, то и делаете.
Самая важная мысль
Клиент становится для вас токсичным, когда вы с ним не договорились. Вы можете думать, что договорились и клиент все знает. Но здесь важно, что по этому поводу думает и знает сам клиент.
Другими словами: в тот момент, когда вы решаете, что можно без договора, с формальным договором, что что-то подписали и ладно — вы подписываете себе приговор.
История из практики
В 2018 году ко мне пришел мой первенький, из той самой сети: после консультации он сильно хотел на обслуживание. Мы обсудили устно: ведем патент+УСН, нет работников, нет (тогда еще не было) кассы.
Я, по неопытности, не уделила должного внимания договору: написала «бухгалтерское обслуживание ежемесячное», 7 000 рублей, и решила, что договорились.
А потом началось:
-
А можно свести в таблицу платежи за месяц?
-
Нужно внести в договор реквизиты и отправить сюда...
-
Нужно позвонить этому человеку и сказать что-то про акт.
-
Позвонил какой-то человек и сказал, что этот ИП (мой клиент) не платит, и отправил ко мне, как к своему бухгалтеру.
-
Вот ссылка на календарь платежей, там надо отмечать
-
А подключите кассу, зачем кому-то платить, если есть бухгалтер…
Это было бесконечно, коллеги. Я объясняла ему, что это или не моя работа, или допуслуги, но он каждый раз психовал и скандалил.
Он превратился в совершенно невыносимого для меня заказчика — я видела голосовые от него и меня мутило. Когда я не обратила внимание на договор, я подписала себе приговор, и вот он был приведен в действие: 3 месяца нервов и желание бросить эту профессию.
Чем закончилось
Я решила с ним расстаться, и это было правильным решением. Очень сложно перевести процесс в правильное русло там, где изначально была большая ошибка.
Если бы мне тогда дали наш Стандарт 2 «Услуги, прайс и договор», то мы или даже не дошли бы до подписания договора, или все, что я делала, оплачивалось бы дополнительно, или цена услуги была бы значительно выше.
Изучите другие материалы по теме:
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.