Налоговый учет расходов на нестандартные мероприятия по продвижению: презентации, мастер-классы, подарки, сертификаты, бонусы — Контур.Экстерн

Мероприятия по продвижению: решаем сложные вопросы налогообложения

13 октября 2023 10 673

Для продвижения на рынке нужно проводить не только классические рекламные кампании, адресованные неопределенному кругу потенциальных покупателей или заказчиков, но и точечные мероприятия — выставки, презентации, мастер-классы. Зачастую их нельзя с полной уверенностью отнести ни к рекламной, ни к представительской активности, что порождает сложности с налогообложением.

Как отразить расходы на участие в выставке

Это мероприятие, хотя и нашло отражение в Налоговом кодексе, все равно вызывает сложности при учете затрат. Дело в том, что, регламентируя этот вид продвижения, законодатель использовал общую формулировку — «расходы на участие» — и не дал ей какой-либо расшифровки (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Под это определение попадают расходы непосредственно на аренду площадки или стендов. А как быть с другими затратами — взносами за участие, платой грузчикам, которые разгружали и загружали оборудование выставочного стенда, перевозчикам, которые его перевозили и рабочим, которые собирали и разбирали стенд? На практике у бухгалтера по итогам выставки возникает множество сомнений — можно ли провести траты по п. 4 ст. 264 НК РФ или надо искать другое основание.

По этому вопросу практика изначально пошла по пути расширительного толкования. Под «расходами на участие» понимают любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые имеют непосредственное отношение к организации и проведению выставки. Поэтому на основании п. 4 ст. 264 НК РФ можно учесть оплату любых товаров, работ и услуг, которые использовались как непосредственно при участии в выставке, так и для обеспечения этого участия.

В том числе сюда можно отнести плату перевозчикам, сборщикам, охранникам, оформителям. А также взносы за участие в выставке, затраты на изготовление форменной одежды для персонала, печатной продукции, распространяемой на выставке и т. д. (Письмо УФНС по Москве от 19.11.2004 № 26-12/74944, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 № А43-1729/2004-32-152, Поволжского округа от 02.03.2006 № А55-11685/2005).

Рассчитывайте налоги и взносы прямо в Экстерне. Сервис сам заполнит платежки, книги учета и отчеты для отправки онлайн

Какое основание выбрать для учета расходов на презентацию продукции

Презентации продукции, особенно новинок, прочно вошли в современную бизнес-практику. На мероприятие обычно приглашаются клиенты и контрагенты компании. А значит, рекламой презентация не является — ведь реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). Следовательно, провести расходы, связанные с презентацией — аренда зала и оборудования, банкетное обслуживание, конференц-пакеты — на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ (при ОСН) или подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (при УСН) не получится.

Нельзя рассматривать расходы, связанные с презентацией, и как представительские. Дело в том, что их перечень четко обрисован в п. 2 ст. 264 НК РФ. Там говорится об официальном приеме и обслуживании представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. Но признать переговорами презентацию товаров не выйдет.

Что же получается — презентационные траты надо списывать за счет прибыли? К счастью, нет. Расходы на презентацию носят производственный характер и непосредственным образом связаны с деятельностью, направленной на извлечение дохода. Другими словами, по ним выполняются все критерии признания для целей налогообложения, установленные п. 1 ст. 252 НК РФ. Следовательно, их можно учесть при налогообложении — надо лишь найти подходящее основание.

При ОСН это сделать достаточно просто, так как перечень затрат носит открытый характер. Поэтому плательщики налога на прибыль все затраты, связанные с презентацией продукции, могут провести на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

У плательщиков УСН ситуация сложнее, так как перечень расходов у них закрыт (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Под каждую потраченную во время презентации сумму придется искать отдельное подходящее основание для учета при налогообложении, например:

  • аренду помещения и аппаратуры можно провести как арендные платежи по подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ;

  • стоимость предоставляемого участникам презентации конференц-набора (блокноты, ручки), а также питания можно расценить как материалы, используемые на другие хозяйственные нужды и списать как материальные на основании подп. 2 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ.

Как списать стоимость продукции, которую использовали на мастер-классе

Зачастую продукцию нужно не только показать, но и продемонстрировать ее в деле. В этих случаях презентация может принимать форму мастер-классов. А значит, их устроителю придется решать вопрос с учетом стоимости продуктов, израсходованных в ходе таких мероприятий.

Мастер-класс нельзя признать рекламой по той же самой причине, что и презентацию — он проводится среди заранее определенного круга лиц. Списывать стоимость израсходованной продукции придется по иным основаниям:

  • при ОСН это будет уже известный подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, который позволяет учесть при налогообложении прибыли стоимость любых образцов продукции, необходимых для мастер-класса, в полном объеме без каких-то исключений.

  • при УСН единственный возможный пункт, по которому можно провести такие затраты, — это материальные расходы. Поэтому решать вопрос о возможности учета затрат придется в каждом конкретном случае с учетом специфики продукции, израсходованной во время мастер-класса. Вопрос решается гораздо проще, если в рамках мастер-классов будет использоваться не готовая продукция, а материалы или полуфабрикаты. Это дает широкие возможности для применения ст. 254 НК РФ.

Как учесть подарочные вложения

Еще один нестандартный маркетинговый ход, получивший распространение в последнее время, — вложение в рекламную или сувенирную продукцию небольших подарков. Таким способом пытаются повысить заинтересованность получателей рекламы, стимулировать ее изучение, повысить лояльность потенциальных клиентов. Этот рекламный трюк применяется и в бизнес-продажах, чтобы дополнительно мотивировать представителя компании — потенциального контрагента к заключению договора.

Подарок, по сути, является частью рекламной продукции, в которую он вложен. А значит, если сама рекламная продукция распространяется среди неограниченного круга лиц, то все расходы на нее, включая и стоимость подарка, можно провести как рекламные на основании п. 4 ст. 264 НК РФ.

В приведенном там перечне затрат, которые можно учесть при налогообложении в полном размере, находим изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации. Эти расходы включают в себя не только стоимость рекламных носителей (брошюр, каталогов), но и прочие расходы, связанные с изготовлением этого рекламного материала, в частности, стоимость конвертов и марок, необходимых для почтовой рассылки (Письмо Минфина от 15.07.2013 № 03-03-06/1/27564).

Получается, что стоимость подарков, а также работ по их вложению в каталоги или брошюры вполне можно включить в состав расходов на изготовление и учесть при налогообложении в полном размере.

Особенности учета платы за отзывы

Активное развитие интернет-торговли и маркетплейсов привело к появлению такого способа продвижения, как плата покупателям за отзывы о товаре. Причем часто речь идет не о бонусных баллах или скидках на последующие покупки, а именно выплате деньгами — например, на баланс телефона или даже на банковскую карту.

Возможность учета таких выплат для целей налогообложения зависит от основания их начисления. Строго говоря, поскольку условием для получения денег является написание отзыва, то правоотношения должны рассматриваться как гражданско-правовые: компания заказывает у покупателя текст отзыва и оплачивает его создание. В этом случае деньги, перечисляемые покупателю, можно учесть при налогообложении, но одновременно появится необходимость начислить страховые взносы и удержать НДФЛ.

Но к такому повороту часто не готовы ни компании, ни покупатели. Поэтому на практике подобные выплаты оформляются как подарки, формально не связанные с написанием отзыва. Они выдаются по решению организации тем покупателям, которые прислали свою заявку, удовлетворяющую установленным требованиям (ссылка на отзыв, данные для перевода). Эти суммы страховыми взносами и НДФЛ не облагаются, но и не могут быть учтены в расходах на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. 

Заполнить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность через интернет.

Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок памятку по исправлению уведомленийПодпишитесь и получите памятку по исправлению уведомлений
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий