Как позаботиться о себе, когда ни на что не хватает времени — Контур.Экстерн
Баннер

Как позаботиться о себе, когда ни на что не хватает времени

Обновлено 13 января 2025 443

Бухгалтерская работа изобилует стрессами. Изменения не заканчиваются, а возможностей отдыхать всё меньше. Как поддержать себя, чтобы сохранить работоспособность, душевное равновесие и способность радоваться? Разбираемся вместе с психологом, что такое забота о себе и что конкретно мы можем для себя сделать. 

Анна Мухаева

Забота о себе — это не эгоизм

Помните инструкцию бортпроводниц «Наденьте маску сначала на себя, потом на ребёнка»? Это удачная метафора продуктивной и эволюционно оправданной жизненной стратегии. Близкие зависят от нас — от нашего состояния здоровья, энергии и присутствия духа. Так что наш жизненный тонус — не роскошь, а ресурс для выживания для всей семьи. 

Но забота о себе — это не трубочка с кремом между РСВ и 6-НДФЛ (хотя и это тоже). В потоке дел мы часто забываем, что нам подконтролен не только 15-минутный перерыв на чай — в нашей власти вся наша жизнь, мы и только мы можем сделать её чуть лучше или хуже. 

Чтобы эта фраза перестала быть лозунгом и стала инструментом, вспомните, что такое ваше «Я». Что точно ваше и ничьё больше. Это именно те сферы, где вы можете о себе заботиться.

Как я могу о себе позаботиться

Что точно моё Что я могу сделать, чтобы мне здесь было лучше
Тело, здоровье Я не работаю больше 8 часов в день, а в обед выхожу на 15 минут на улицу. Не переношу болезни на ногах и даю себе отлежаться, даже если знаю, что заработаю из-за этого меньше.
Моя внешность Я сама выбираю, краситься мне или нет, носить каблуки или кроссовки, мамины серёжки или пирсинг.
Сон Я сплю не меньше 8 часов. Не отвечаю вечером на письма по работе и не принимаю в будни гостей, даже если это свекровь. Купила анатомическую подушку, чтобы высыпаться.
Время Я знаю, когда я продуктивна и сколько времени на какую задачу мне нужно. Поэтому я не позволяю коллегам отвлекать меня, а на объёмные задачи бронирую время в календаре.
Мой темп жизни Кто-то успевает и французский учить, и ребёнку с уроками помогать, и йогой заниматься. Я не успеваю, и это нормально. Это мой темп.
Мои чувства От меня зависит, буду ли я копить обиду и злость или скажу о том, что меня расстраивает, и попробую изменить ситуацию.
Мой профессионализм Другие могут не всегда понимать, в чём состоит моя работа, но я знаю свою квалификацию, помню, из каких ситуаций мне удавалось с честью выходить, и ценю свой профессиональный багаж.
Мой дом Мне решать, будет ли это будуар, приют художника или цветочная лавка. Я сама знаю, что мне нужно для уюта и как часто мне делать уборку. Советы принимаю только на карту Сбера.

Эта таблица у каждого может быть своя. Сделайте такую на последней странице вашего ежедневника и заглядывайте туда, когда почувствуете себя загнанными в угол.

Как это на деле: 8 советов

Не помогайте из чувства долга

Все мы дорожим отношениями с родными и друзьями, но иногда ради этих самых отношений ущемляем себя и проводим время не так, как нам хотелось бы. Едем на дачу к свекрови вместо того, чтобы пойти с детьми в кино. Сдаём нулёвки за ИП сестры вместо того, чтобы поспать. Клеим обои у взрослых детей вместо того, чтобы поклеить у себя.

Спросите себя, действительно ли вы хотите помочь другу или родственнику или просто боитесь обидеть отказом. Если хотите, всё в порядке, это ваш выбор. А если нет, попробуйте найти мягкую форму, чтобы отказаться. Форма важна: обидеть может не сам отказ, а пренебрежительное отношение.

Алгоритм такой:

  1. Признать потребность и эмоции собеседника.
  2. Отказать.
  3. Предложить другой вариант.
Агрессивный отказ Мягкий отказ

Делать мне больше нечего, как ехать в твой сад. У нас вообще-то и свои дела есть,

Я знаю, что ты на меня рассчитываешь. Но сегодня у нас уже другие планы. Извини, что так вышло. Возможно, получится в следующие выходные.

Вообще-то это твой бизнес. Ты, когда регистрировала ИП, не знала, что отчёты сдавать придётся? Ну вот и сдавай сама, при чём тут я?

Я вижу, что тебе нужна помощь, но в отчётный период у меня очень много своей работы. Тебе мог бы помочь бухгалтер-фрилансер, у которого нет большой нагрузки в офисе. Если хочешь, могу поделиться контактами.

Останавливайте агрессию в свой адрес

Агрессию явную мы различаем и противостоим ей. Но когда подруга говорит, что новое платье вас полнит, а свекровь то и дело спрашивает, когда за третьим, — это тоже агрессия. 

Вы не можете диктовать другому человеку, как ему себя вести, но можете говорить, что вам неприятно, и останавливать общение, если вас не слышат. Есть мягкие и довольно жёсткие формы:

«Я не готова продолжать этот разговор».

«Я не готова обсуждать эту тему».

«Я не готова говорить на эту тему в таком тоне».

«Я вижу эту ситуацию иначе».

«Мнения бывают разные».

«Вы рассказываете очень интересные вещи, так жаль, что я вынужден уйти. Спасибо за общение».

«Я понимаю тебя, твои чувства, но давай потом поговорим, на свежую голову».

Не заражайтесь чужими чувствами

Мрачно настроенная коллега, паникующая соседка или суетливый начальник могут испортить самое благодушное настроение. Или нет?

Вообще эмпатия, умение поставить себя на место другого — ценный навык. Но важно видеть, где ваши эмоции, а где эмоции другого:

  • Соседка расстроена: её сын бросил колледж. Это её ситуация и её чувства.
  • Я понимаю её чувства, но у меня обстоятельства, другие поводы для радости и огорчения. И вообще сегодня хороший день. Я сочувствую соседке, но мне не обязательно сейчас расстраиваться вместе с ней.

Откликнуться и посочувствовать — не значит с головой уйти в те же переживания. Фраза «Умей владеть собой, если не хочешь, чтобы другие владели тобой» как раз об этом. Не позволяйте чужим эмоциям выбивать вас из колеи.

Устраивайте себе информационный детокс

Вотсап, Вайбер, ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм, почта, форумы — все они наперебой отвлекают нас от дел. Если вы управляете своим временем, то наверняка уже как-то обуздали эти раздражители.

Но информационный шум мешает нам даже тогда, когда мы не очень заняты. Новости и сообщения врываются в наше пространство, заставляют думать и переживать о том, о чём мы минуту назад и знать не знали. Мы как будто всё время идём по восточному базару, где нас то и дело окликают настойчивые зазывалы. 

В информации как таковой нет ничего плохого. Просто попробуйте взять управление в свои руки — стать звукорежиссёром этой какофонии:

  • Отключите все автоматические уведомления в телефоне.
  • Спросите себя, когда и как долго вы готовы читать новости. 15 минут в начале рабочего дня? Ок. После обеда? Ок. 
  • Если чувствуете, что информационный поток засасывает, ставьте себе будильник или бронируйте в календаре следующий отрезок времени под важное дело. Это поможет переключиться.
  • Старайтесь не залезать в телефон с самого утра или перед сном: в эти моменты мы особенно уязвимы.

Объясните, что по выходным вы недоступны

Это тоже детокс, только от работы. Даже если не браться за дела в выходные, а просто прочитать сообщение от директора, лёгкость и беззаботность может моментально улетучиться.

Приучите коллег и контрагентов к тому, что в субботу-воскресенье вы не решаете рабочие вопросы:

«Привет! Ок, займусь этим в понедельник».

«Привет! Пока не могу ничего сказать: нет документов под рукой. Давай обсудим в рабочее время».

«Привет! Не знаю. Леплю с сыном пельмени, всё в муке. Давай в понедельник».

«Привет! Я за городом, увидела твоё сообщение только сейчас. Давай обсудим в понедельник».

Если директор настаивает на том, чтобы в выходные вы были на связи, взвесьте все за и против. Подумайте, в каком случае это было бы оправданно для вас. Зарплата выше рынка? Дополнительная оплата? Свободный график в рабочие дни? Если вы работаете в выходные, пусть это будет ваше осознанное решение, а не уступка под давлением.

Не позволяйте ломать ваши планы на день

Бывает, что с утра всё идеально распланируешь, а потом один забежит «только спросить», другому «справочку очень срочно», после обеда звонит контрагент, а потом сразу два сотрудника с вопросами по зарплате и больничным. Вроде бы ничего страшного, но дела не сделаны и чувства удовлетворения — нет.

Решения простые, это тайм-менеджмент:

  • Планируйте на день одно большое важное дело.
  • Разбейте эту важную задачу на кусочки и забронируйте под них время. Если не успеете всё, то можно будет радостно вычеркнуть хоть что-то.
  • Добавьте задачи помельче, которые тоже хочется сделать в этот день, но без фанатизма. Прикиньте, сколько времени они реально отнимут.
  • Забронируйте час-полтора под срочные внезапно возникающие дела. Они всё равно появятся, и часть из них нельзя будет перенести.
  • Не берите новые задачи по умолчанию, пробуйте переносить на другой день. Зачастую это некритично.
  • Правьте план по ходу пьесы. Если пришла новая задача и её нельзя отложить, а график уже забит под завязку, добавляйте в план новое и переносите то, что точно не успеете. Это важно: вы не просто оставляете в планировщике несделанные задачи, а вычеркиваете их и ставите на другой день. В итоге в конце дня всё будет зачеркнуто — сделано. А вы будете молодец.

Наберитесь мужества раз за разом говорить «нет» и «я сделаю это завтра». И поймайте удовольствие, которое будет расти у вас внутри от этих слов.

Когда вам звонят, предупреждайте, как долго сможете говорить

И это не только про контрагентов. У каждого может быть говорливая подружка, которая трещит часами, да так, что и слова не вставить. Если вам комфортно говорить подолгу — никаких проблем. Но если такие беседы вас утомляют и отрывают от намеченных дел, берите ситуацию в свои руки.

Дела — это не обязательно созвон с директором или кормление ребёнка. Если вам хочется до прихода мужа полежать 15 минут в ванне или просто посидеть в тишине, это тоже весомая причина, чтобы прервать разговор. Это ваше время, и вам решать, как его провести.

Можно уже в начале звонка сказать: «У меня есть 15 минут, а потом мы будем ужинать с семьёй». Если разговор затянулся, его можно вежливо закруглить:

«Извини, мне сейчас уже неудобно разговаривать, давай пообщаемся в другой раз».

«Прости, мне сейчас неудобно говорить, давай перезвоню тебе завтра утром, ок?»

Находите время на себя

Бывает, что нам не до релакса. Когда нужно сделать рывок длиной в неделю-две, это нормально. Но если рывок длится несколько месяцев, то на одном вдохе, не переводя дыхание, уже не выжить.

Подумайте, какими мелочами вы могли бы себя регулярно радовать. Кому-то поможет баночка варенья к чаю, непременно малинового. Кому-то важно раз в неделю побродить по магазинам, поглазеть на красивую посуду, померить несколько сумасшедших платьев. Кто-то радуется, слушая любимый подкаст. Кто-то давно не пёк шарлотку, но очень-очень хочет.

Вспомните свои маленькие рецепты счастья. Пусть это будут затеи на 15–20 минут, пусть они случаются всего раз-два в неделю, но если это принесёт вам хотя бы капельку радости, оно того стоит. 

Вы сильные и мудрые. Вы точно справитесь. Наши советы — на случай, если в цейтноте вы забыли, что тоже нуждаетесь в поддержке и заботе. Берегите себя. А тёмные времена когда-нибудь закончатся. 

Подготовить, проверить и сдать отчетность через интернет.

Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Анна Мухаева
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать

Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
443 комментария
Н
Наталья 21 ноября 2023
Статья прекрасная. Спасибо.
Н
Надежда 21 ноября 2023
Эгоизм взращиваете!
А
Александра 21 ноября 2023
Надежда, даже в одной из тем статьи специально написали "Забота о себе — это не эгоизм"
Е
Нужная статья, теперь осталось воплотить ее в жизнь. Спасибо.
Т
Татьяна 21 ноября 2023
Отличны советы, спасибо
Э
Эльмира 21 ноября 2023
Шикарно! Баланса всем нам во всем!!!!!!!!!
О
Спасибо, много интересного!
Н
Наталья 21 ноября 2023
Очень хорошая статья!
О
Спасибо, помогло.
Т
Татьяна 21 ноября 2023
Спасибо за статью, прекрасное начало рабочего дня. Каждый пункт четко и конкретно сформулирован. Казалось бы, очевидные вещи написаны, но как мы часто в рабочем "угаре" забываем о себе, о подчиненных, об окружающих и накаляем, вольно или невольно, обстановку в коллективе. Думаю, что напоминание о своем эмоциональном здоровье нам, работникам бухгалтерии, всегда не лишнее. Главный бухгалтер с 30-тилетним стажем.
М
Очень полезная статья))Спасибо))