Как добиться обжалования решения ИФНС по итогам проведения камеральной проверки — Контур.Экстерн Баннер

Как пересмотреть решение, принятое по итогам камеральной проверки

9 февраля 2023

Результат камеральной проверки оформляется в виде отдельного документа — акта, только когда обнаружены нарушения. Если же проверка декларации прошла успешно, никакого документа ИФНС не составляет. Поэтому пересмотреть решение по камералке можно лишь при негативном сценарии: когда налоговая выявила ошибки и составила акт. Расскажем, как это сделать.

Используйте чек-лист, чтобы добиться обжалования решения ИФНС. Этот план поможет сделать все шаги в нужной последовательности и не упустить важные этапы.

Скачать чек-лист →

Сроки вручения акта камеральной проверки

Акт, в котором фиксируются результаты проверки, ИФНС составляет в течение 10 рабочих дней после ее окончания (п. 1 ст. 101 НК РФ). Однако нарушение этого срока не влияет на законность решения, принятого на основании акта. И пересмотреть такое решение только лишь из-за просрочки составления акта не получится (Определение ВС от 07.02.2020 № 305-ЭС19-28134 по делу № А40-119517/2019).

Следующий этап процедуры — вручение акта налогоплательщику. Сделать это ИФНС должна в течение пяти рабочих дней (п. 5 ст. 100 НК РФ). Нарушение срока также не будет поводом для отмены решения (Определение ВС от 18.03.2020 № 304-ЭС20-2124 по делу № А03-20858/2018, Постановление АС Московского округа от 20.05.2022 № Ф05-9083/2022 по делу № А40-105133/2021). А вот невручение акта — ошибка существенная и влечет безусловную отмену решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Если налогоплательщик отказывается или как-то иначе уклоняется от получения акта, документ ему направят по почте заказным письмом. Акт считается врученным на шестой рабочий день, считая с даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). И тогда для отмены решения по основанию «неполучение акта» уже налогоплательщику придется предъявлять доказательства, что документ ему не доставили по независящим причинам: из-за ошибки в адресе, допущенной ИФНС или почтовым работником, утере письма и т.п. (Постановление АС Уральского округа от 19.04.2021 № Ф09-1693/21 по делу № А47-17075/2018). 

Таким образом, вручение акта — это первый уровень «обороны» налогоплательщика, который может дать повод для пересмотра решения по камеральной проверке.

Но на практике подобные ошибки ИФНС допускает нечасто. Тем более, всегда можно направить акт по ТКС. Поэтому следующий этап — изучение полученного документа.

Что проверить в акте

Акт — официальный документ, где ИФНС фиксирует нарушения, выявленные при проверке, а также приводит доказательства и ссылки на нормы НК РФ. Другими словами, акт — своего рода обвинительное заключение. 

В нем указывается:

  • какие нарушения, по мнению налоговой, допустил плательщик;
  • чем это подтверждается;
  • какие меры следует в связи с этим применить.

Чтобы пересмотреть решение по проверке, налогоплательщику придется эти обвинения внимательно изучить. Причем не только по содержанию, но и по форме.

Шаг 1. Проверьте выполнение инспекторами всех формальностей, связанных с составлением акта. Удостоверьтесь, что документ составлен по официальной форме — она утверждена Приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Шаг 2. Пролистайте документ до конца и проверьте, есть ли подписи должностных лиц ИФНС, проводивших проверку и составивших акт. 

Обратите внимание на дату рассмотрения материалов проверки в налоговом органе. Она указывается в извещении, которое прилагается к акту. Между датой рассмотрения материалов и получением акта проверки должно пройти не менее месяца.

Шаг 3. Пробегитесь по тексту акта и посмотрите, какие вменяются нарушения. Особое внимание — к документам, которые использует ИФНС для подтверждения своей позиции. 

Документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных при проверке, должны быть приложены к акту (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Могут не прилагаться:

  • бумаги, которые и так есть у налогоплательщика;
  • документы, содержащие налоговую, банковскую тайну или персональные данные. В этом случае прилагается выписка, либо документы в нужной части цитируются непосредственно в акте (Определение ВС от 28.07.2020 № 309-ЭС20-9602 по делу № А60-28780/2019). 

Если документы не приложены и не процитированы, это может быть поводом для отмены решения из-за нарушения права на защиту (п. 14 ст. 101 НК РФ).

После проверки акта на формальное соответствие НК РФ переходим к изучению претензий ИФНС по существу.

Возражения на акт

Добиться пересмотра решения по камеральной проверке можно несколькими способами. 

Способ 1. Подготовка возражений по акту проверки

Возражения будут рассмотрены руководством ИФНС наряду с актом и обязательно должны быть учтены при вынесении итогового решения по камералке. Это значит, что начальник ИФНС (или его заместитель) должны не только изучить все изложенные налогоплательщиком факты, но и дать им официальную оценку, т. е. указать в решении, какие возражения принимаются, а какие — нет и почему.

На подготовку возражений налогоплательщику дается месяц со дня вручения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Именно поэтому дата рассмотрения, указанная в прилагаемом к акту извещении, не может быть ранее, чем через месяц после его получения.

Возражения составляются в письменной форме. К ним можно приложить любые документы (заверенные копии), которые подтвердят аргументы плательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ). Во время работы над возражениями можно подать в инспекцию заявление об ознакомлении с материалами проверки.

Инспекторы обязаны ознакомить вас со всеми материалами налоговой проверки не позднее двух дней с даты подачи заявления. Ознакомление заключается в визуальном осмотре, изготовлении выписок, снятии копий — за счет налогоплательщика, его силами и средствами. При этом должны быть представлены все документы, в том числе содержащие налоговую, банковскую тайну или персональные данные. Ограничивать налогоплательщика в копировании таких документов нельзя (Определение ВС от 28.07.2020 № 309-ЭС20-9602 по делу № А60-28780/2019).

Готовые возражения подписываются налогоплательщиком или его представителем и передаются в ИФНС. Сделать это можно очно или дистанционными способами — по почте или ТКС.

Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн

Способ 2. Участие в рассмотрении

Следующий «бастион обороны», позволяющий пересмотреть решение по камералке, — рассмотрение дела в ИФНС. Налогоплательщик имеет право участвовать в этой процедуре лично и (или) через представителя. В свою очередь, инспекция обязана заблаговременно известить о времени и месте рассмотрения. Такое извещение должно направляться, даже если возражения по акту налогоплательщик не подавал.

Во время рассмотрения компания имеет право: предъявлять любые доказательства — в том числе те, что не вошли в возражения; высказывать мнение по всем вопросам; давать пояснения.

Обжалование решения

Если все вышеперечисленные меры эффекта не дали, а ИФНС по итогам камералки все же приняла решение, которое не устраивает налогоплательщика, можно пересмотреть решение через процедуру обжалования. Она также носит двухступенчатый характер: 

  1. на первом этапе жалоба подается «по инстанции» — в вышестоящие налоговые органы: сначала в управление по субъекту, а затем, при желании, в центральный аппарат ФНС;

  2. на втором этапе — в суд.

Рассмотрим подробнее.

Подготовка жалобы в УФНС по субъекту

Это первый шаг в обжаловании. Жалобу можно подать как до вступления в силу решения — в течение месяца после его вынесения, так и после этого — в течение года с даты вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Жалоба, которая подается до вступления решения в силу, именуется апелляционной и имеет несомненный плюс, так как приостанавливает исполнение обжалуемого решения на время рассмотрения в УФНС (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

При подготовке жалобы:

  • укажите, какое именно решение (с датой и номером) обжалуется, какая ИФНС его вынесла;
  • последовательно, четко и недвусмысленно изложите аргументы со ссылками на подтверждающие документы. Если этих документов нет в материалах проверки, приложите их к жалобе;
  • укажите, какой результат рассмотрения вы ожидаете: отмену решения полностью или в определенной части, пересмотр доначисленных сумм, освобождение от ответственности и т.д.;
  • укажите способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронной форме по ТКС либо через личный кабинет.

Затем поставьте подпись и приложите заверенную копию документа, подтверждающего полномочия, даже если в материалах проверки уже он уже есть (Постановление АС Уральского округа от 21.05.2019 № Ф09-2476/19 по делу № А60-47393/2018).

Куда подавать жалобу

Хотя рассматривает жалобу вышестоящий налоговый орган, подается она в ту инспекцию, которая решение вынесла. Инспекторы приложат эту жалобу к материалам проверки и сами передадут в УФНС. 

Подавать апелляционную жалобу сразу в центральный аппарат ФНС России нельзя. Но если это сделано, ФНС может перенаправить ее в управление (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2021 № Ф02-3182/2021 по делу № А19-6895/2020).

Рассмотрение жалобы

Рассматривают жалобу в заочном режиме. Участие налогоплательщика в этом мероприятии не предусмотрено. УФНС вызывает плательщика только в двух случаях:

  • при выявлении противоречий или несоответствий между сведениями, имеющимися в деле, и (или) между сведениями из дела и данными, дополнительно поданными налогоплательщиком (п. 2 ст. 140 НК РФ);
  • если в ходе рассмотрения жалобы УФНС решит устранить процедурные ошибки, допущенные инспекцией, рассмотрев дело заново (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.10.2020 № Ф04-4286/2020 по делу № А75-22107/2019).

В остальных ситуациях вызов плательщика — право, а не обязанность УФНС (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.09.2022 № Ф04-4868/2022 по делу № А75-12429/2021). Поэтому все аргументы излагаются в жалобе максимально доступно и точно, ведь возможности дать пояснения «по ходу» не будет.

УФНС рассматривает поступившую жалобу в течение месячного срока, но он может быть продлен еще на месяц. О принятом решении УФНС в письменной форме извещает компанию в течение 3 рабочих дней (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Если вышестоящий налоговый орган утвердил (полностью или в части) решение ИФНС, проводившей проверку, оно вступает в силу с момента его утверждения. Дальнейший пересмотр решения в такой ситуации возможен через повторное обжалование. Обращаться с таким заявлением следует в арбитражный суд.

Дополнительная внесудебная жалоба

Жалобу в центральный аппарат ФНС России можно подать как наряду с обращением в суд, так и отдельно. При этом нужно учитывать, что срок на судебное обжалование органичен: 3 месяца с даты, когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о решении УФНС (п. 3 ст. 138 НК РФ, п. 4 ст. 198 АПК РФ). Подача внесудебной жалобы в ФНС России этот срок не продлевает (Постановление АС Уральского округа от 27.08.2021 № Ф09-5659/21 по делу № А76-47571/2020).

Если УФНС направило решение по жалобе одновременно и по ТКС, и по почте на бумажном носителе, то срок на судебное обжалование исчисляется с даты получения решения на бумаге (Постановление АС Волго-Вятского округа от 10.11.2022 № Ф01-5219/2022 по делу № А43-29408/2021).

Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий