Налоговики уделяют особое внимание анализу взаимодействия налогоплательщиков с контрагентами, чтобы выявить среди них «технические» структуры. И если они такого контрагента обнаружат, спор с проверяющими гарантирован. Рассмотрим основные схемы, связанные с техническими компаниями. Кроме того, расскажем, как снизить риски при выборе бизнес-партнеров и как минимизировать последствия, если ваш контрагент признан техническим.
Кого называют техническим контрагентом
Техническими контрагентами (ранее использовался термин «фирмы-однодневки») чаще всего считают компании, которые не ведут реальную экономическую деятельность и не исполняют налоговые обязательства по сделкам, оформленным от их имени. Иногда в эту категорию попадают ИП.
Технический контрагент не обладает необходимыми ресурсами для выполнения деятельности, в которой он формально задействован. Механизм взаимодействия с техническим контрагентом заключается в формальном его встраивании в цепочку хозяйственных операций. Чаще всего, в качестве поставщика товаров (исполнителя работ, услуг) — он оформляет документы на поставки, но реальных операций между компанией и техническим контрагентом нет.
Цели взаимодействия с техническим контрагентом априори противоправны: прежде всего, речь идет о незаконной оптимизации налоговых выплат, зачастую сопровождаемой обналичиванием (п. 4 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, п. 1 Способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
Из этого определения следует важный вывод — если ваш контрагент ведет реальную предпринимательскую деятельность, обладает необходимыми ресурсами и фактически выполняет хозяйственные операции, отраженные в первичных документах, он не может быть признан техническим, даже если допускает налоговые нарушения. Например, несвоевременно или неполностью оплачивает налоги.
Что такое налоговые риски для организации
А значит, хозяйственные связи с таким контрагентом сами по себе не влекут налоговых последствий, которые применяются при квалификации контрагента в качестве технического (п. 3 ст. 54.1 НК РФ, Определение СК по экономическим спорам ВС от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017).
Подготовить, проверить и сдать отчетность через интернет.
Схемы с техническими контрагентами
На основании ст. 54.1 НК РФ и ст. 170 ГК РФ схемы можно разделить на 2 группы — мнимые и притворные сделки.
Мнимые сделки
Мнимая сделка — та, которой в реальности не было, она существует только на бумаге. Она ничтожна, то есть не влечет правовых последствий, даже если стороны сделки для вида формально ее исполнили (п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 167, п. 1 ст. 170 ГК РФ, п. 86 Постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25).
Не допускается уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога, подлежащего уплате, в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности (п. 1 ст. 54.1 НК РФ). Речь в этой норме идет в том числе о мнимых сделках (письмо ФНС от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).
Последствия мнимых сделок. При выявлении сделок с техническими контрагентами налоговики, прежде всего, оценивают, реальна сделка или мнима. Если сделка мнима, то есть фактически не осуществлялась, в целях налогообложения она не учитывается. Иные критерии в отношении данной сделки не оцениваются и доказыванию не подлежат (п. 2 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@).
Иными словами, при выявлении мнимой сделки с техническим контрагентом вся сумма налоговой выгоды будет признана незаконной. В зависимости от обстоятельств, контрагенту технической компании либо полностью откажут в вычете НДС и учете налоговых расходов, либо пересчитают налоги, включив в налоговый доход выручку технического контрагента. Кроме доначисленных налогов компании придется уплатить пени и штрафы.
Яркий пример подобного подхода — спор, разрешенный в пользу налогового органа Постановлением АС Центрального округа от 09.12.2024 № Ф10-5142/2024 по делу № А54-4140/2017. Суд подтвердил законность доначисления налога на прибыль и НДС по мнимым сделкам с техническими контрагентами, выступавшими формальными транзитными покупателями продукции, которая поставлялась налогоплательщиком фактическому покупателю.
Установив, что целью мнимых сделок было незаконное занижение налогоплательщиком налоговой выручки за счет ее частичного переноса на технических контрагентов, не уплачивающих налоги, суд поддержал позицию ИФНС о включении наценки технических контрагентов в налоговую выручку налогоплательщика.
Как исключить риски. Так как мнимость сделки обуславливается тем, что все ее стороны изначально осознают ее недействительность, у налогоплательщика при выявлении такой сделки отсутствуют какие-либо возможности снизить налоговые доначисления.
Поэтому единственная рекомендация по минимизации рисков в этой ситуации — не заключать мнимые сделки с техническими контрагентами.
Притворные сделки
Притворная сделка, то есть та, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила (п. 2 ст. 170 ГК РФ).
Притворная сделка с участием технического контрагента отличается от мнимой тем, что она осуществлена в реальности, но не лицом, которое фактически ее осуществило, а иным лицом (реальным контрагентом). А еще бывает так, что операция реально осуществлена самим налогоплательщиком, но оформлена притворной сделкой с техническим контрагентом. Например, компания сама выполнила работы по договору с подрядчиком, но прикрыла эту ситуацию притворной сделкой с техническим субподрядчиком.
Реальную сделку (операцию) налогоплательщик вправе учесть для целей налогообложения, если выполняются условия (п. 2 ст. 54.1 НК РФ, письмо ФНС от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@):
Условие 1 — у сделки есть разумная хозяйственная цель, то есть бизнес-выгода. При этом основной целью сделки (операции) не является неуплата и (или) зачет (возврат) налога.
Условие 2 — обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, которое является контрагентом по договору с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
При заключении притворной сделки с техническим контрагентом нарушается приведенное выше условие о выполнении сделки тем лицом, которое является ее стороной. В этом случае налогоплательщик в силу требования о документальной подтвержденности операций не вправе учитывать расходы и вычеты по документам, составленным от имени технического контрагента (п. 4 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@).
Бывают ситуации законного исполнения сделки третьим лицом, например:
- привлечение подрядчиком субподрядчика для выполнения работ по договору с заказчиком (ст. 706 ГК РФ);
- оплата товаров (работ, услуг) третьим лицом по указанию стороны сделки (ст. ст. 312, 313 ГК РФ);
- исполнение сделки правопреемником реорганизованного лица (ст. 58 ГК РФ);
- исполнение сделки лицом, которому переданы права и обязанности по договору (ст. 392.3 ГК РФ).
Чтобы доказать, что операции по сделке с техническим контрагентом на самом деле совершены иным лицом в целях получения налогоплательщиком необоснованной выгоды, налоговики должны убедить суд в двух обстоятельствах:
Обстоятельство 1 — контрагент по сделке является техническим, то есть фактически не осуществлял операции из-за отсутствия финансово-хозяйственной деятельности и (или) необходимых ресурсов.
То, что контрагент является техническим, может доказывать совокупность обстоятельств, например: отсутствие у контрагента необходимых для рассматриваемых операций персонала, производственных активов, лицензий (разрешений, допусков), сайта, расходов, необходимых для ведения деятельности, наличие у контрагента руководителя или участника, отнесенного к категории «массовый», отражение недостоверной информации в налоговой и бухгалтерской отчетности (п. 6 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, письмо ФНС от 08.04.2011 № КЕ-4-3/5585@, п. 4 Обзора, утв. Президиумом ВС 13.12.2023, Определение СК по экономическим спорам ВС от 25.01.2021 № 309-ЭС20-17277 по делу № А76-2493/2017).
Обстоятельство 2 — налогоплательщик, заключая притворную сделку с техническим контрагентом, преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности, то есть знал или должен был знать о техническом статусе контрагента (п. 5 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@).
Ключевыми свидетельствами того, что налогоплательщик знал или должен был знать о том, что контрагент является технической компанией, будут:
- отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента и заключении с ним сделки, то есть отсутствие проверки возможности контрагента выполнить сделку;
- пороки документооборота по сделке с техническим контрагентом, в том числе подписание первичных документов со стороны контрагента неустановленными лицами;
- наличие особых условий сделки между налогоплательщиком и техническим контрагентом, отличных от рыночной практики.
Это следует из письма ФНС от 25.04.2023 № БВ-19-7/126@, п. 7 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, п. 34 Обзора судебной практики ВС № 2 (2021), утв. Президиумом ВС 30.06.2021.
Если ФНС соберет доказательства заключения притворной сделки с техническим контрагентом при том, что налогоплательщик знал или должен был знать о техническом характере контрагента, налогоплательщика ждут налоговые доначисления.
На что обратить внимание в договоре, чтобы избежать налоговых доначислений
Проверив крупного перевозчика налоговые органы установили, что он отражал в учете и отчетности операции по приобретению у технических контрагентов транспортных услуг.
Такие контрагенты не обладали необходимыми ресурсами для осуществления перевозок в заявленных объемах. Фактически товар перевозили иные лица, а не отраженные в документах технические контрагенты.
Доказан факт обналички через технических контрагентов. В результате компании отказали в вычете НДС по счетам-фактурам, составленным от имени технических контрагентов и сняли соответствующие расходы по налогу на прибыль, начислили пени и штрафы (Постановление АС Северо-Западного округа от 15.12.2022 № Ф07-17173/2022 по делу № А56-68918/2021, оставлено без пересмотра Определением ВС от 13.02.2023 № 307-ЭС22-28915).
В случае притворной сделки, в отличие от мнимой, у налогоплательщика есть шанс снизить размер доначислений с помощью механизма налоговой реконструкции.
Налоговая реконструкция — это пересчет налоговых обязательств налогоплательщика с учетом его реальных расходов по сделке, оформленной с техническим контрагентом. Реальные расходы налогоплательщика устанавливаются на основании документов фактического контрагента, то есть лица, реально исполнившего сделку, формально оформленную на технического контрагента (п. 2 письма ФНС от 10.10.2022 № БВ-4-7/13450).
Налоговая реконструкция по фактическим расходам налогоплательщика применяется, когда либо сама компания представляет сведения о реальном контрагенте (либо о факте самостоятельного исполнения данной сделки), либо такие сведения доступны налоговикам из иных источников, например, предоставлены в ФНС контрагентом напрямую, либо получены от госоргана (п. 10, 12, 17.1 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, п. 1.1, 1.2 Обзора, направленного письмом ФНС от 03.10.2023 № БВ-4-9/12603@).
Если же налоговые органы не получили информацию о реальном контрагенте и фактических расходах налогоплательщика по сделке с техническим контрагентом, налогоплательщик не сможет получить вычеты НДС по сделке, но может претендовать на учет расходов, определенных расчетным методом, если суд не установит в его действиях по выбору технического контрагента умысел (п. 17.2 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, п. 5 Обзора, утв. Президиумом ВС 13.12.2023).
В рассмотренном выше споре с участием крупного перевозчика суд применил налоговую реконструкцию, которая позволила учесть для целей налога на прибыль ту часть заявленных налогоплательщиком расходов по сделкам с техническими компаниями, которая соответствовала цене услуг, оказанных налогоплательщику фактическими исполнителями (Постановление АС Северо-Западного округа от 25.10.2023 № Ф07-16341/2023 по делу № А56-68918/2021, оставлено без пересмотра Определением ВС от 01.02.2024 № 307-ЭС22-28915).
Как снизить риск претензий ФНС
Рассмотрим алгоритм, позволяющий минимизировать риски претензий по взаимодействию с техническими контрагентами.
Этап 1 — подтвердите должную осмотрительность при выборе контрагента
Законодательство не регламентирует порядок подтверждения должной осмотрительности при выборе контрагента, поэтому компания должна разработать локальный нормативный акт. В нем имеет смысл предусмотреть перечень процедур проверки контрагентов в зависимости от размера сделки, характеристик контрагента, специфики бизнеса самой компании и вида сделки (раздел 4 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@).
Локальный нормативный акт: как разработать и утвердить
Очевидно, что для подтверждения осмотрительности при заключении договора с крупным, известным на рынке контрагентом, имеющим в своем капитале госучастие, нужно меньше действий, чем для сделки с недавно зарегистрированным ООО, имеющим минимальный уставный капитал, сформированный участниками-физлицами.
Точно также должен различаться набор мероприятий перед заключением рядового договора на поставку канцтоваров для офиса и на оснащение производства крупной партией импортного оборудования.
Итогом проверки контрагента, как правило, будет отчет, подтверждающий проявление должной осмотрительности перед заключением сделки. Минимальный состав сведений о контрагенте может включать:
- актуальную выписку из ЕГРЮЛ;
- проверку контрагента через сервисы ФНС Прозрачный бизнес, Как меня видит налоговая, Сервис оценки юридических лиц,;
- копии документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих в согласовании и подписании сделки со стороны контрагента;
- подтверждения лицензий, разрешений, допусков СРО и др..;
- подтверждение необходимых для осуществления сделки ресурсов (работников, основных средств и т. п.), в том числе по данным бухгалтерской и налоговой отчетности контрагента;
- дополнительные материалы, подтверждающие добросовестность контрагента, например, данные с его сайта, рекомендательные письма его партнеров, публикации в СМИ, сведения об отсутствии у контрагента исполнительных производств, судебных споров.
Упростить и автоматизировать работу по подтверждению должной осмотрительности при выборе контрагентов поможет Светофор в Экстерне. Это сервис экспресс-проверки контрагентов, который:
- выяснит информацию о юрлице или ИП в официальных источниках;
- в pdf-отчете покажет факты, которые требуют внимания;
- даст рекомендации о сотрудничестве.
Этап 2 — заключите сделку с учетом обычаев делового оборота и рыночных условий
Одним из признаков того, что налогоплательщик знал или должен был знать о техническом характере контрагента, является заключение с ним сделки на условиях, существенно отклоняющихся от рыночных. Особенно, если речь идет об аффилированном контрагенте (подп. «а», «в» письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@).
Снизить риски претензий можно, если сделки налогоплательщика не будут содержать условий, очевидно не соответствующих рыночным реалиям. Например, о предоставлении контрагенту долгосрочной, ничем не обеспеченной, беспроцентной отсрочки платежа.
Дополнительным подтверждением добросовестности налогоплательщика при заключении сделки может быть включенная в нее «налоговая оговорка», то есть обязанность контрагента компенсировать налогоплательщику убытки, вызванные налоговыми претензиями к контрагенту (ст. 406.1, 431.2 ГК РФ, письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@).
А также поможет снизить риски согласие контрагента на раскрытие налогоплательщику со стороны ФНС информации о наличии или отсутствии разрывов НДС в цепочке (письма ФНС от 09.10.2018 № ЕД-4-2/19656, от 12.12.2019 № ЕД-4-2/25672@).
Отчитайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.
Этап 3 — документируйте операции по сделке, подтвердите ее реальности
Нетипичность документооборота, недочеты и не полнота заполнения документов, ошибки, обусловленные формальным характером документов могут свидетельствовать о сознательном заключении сделки с техническим контрагентом (подп. «б» письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@). Поэтому рекомендуем проверять всю входящую первичку контрагентов как по формальным критериям (наличию обязательных реквизитов), так и на соответствие реальным операциям по сделке между сторонами.
Как оформлять, исправлять, передавать и принимать к учету первичные документы
Например, если приобретаются ТМЦ с условием о доставке силами поставщика, не лишним будет получить не только накладную ТОРГ-12, но и документы, подтверждающие доставку ТМЦ силами поставщика или привлеченных им лиц, с указанием пунктов погрузки, разгрузки, автотранспортного средства, наименования перевозчика (Постановление АС Московского округа от 14.07.2023 № Ф05-14675/2023 по делу № А40-197701/2022, оставлено без пересмотра Определением ВС от 18.10.2023 № 305-ЭС23-19089).
Наличие надлежащим образом оформленных первичных документов, подтверждающих реальность операций с контрагентами, поможет компании отстоять в суде расходы и вычеты по сделке, даже если есть признаки того, что контрагент по сделке является техническим (Постановление АС Поволжского округа от 27.09.2024 № Ф06-8121/2024 по делу № А49-6450/2023).
Претензии о связях с техническим контрагентом могут настигнуть любого налогоплательщика, независимо от применяемого режима и роли, которую он играет в спорной сделке (покупателя или продавца). Рекомендуем бухгалтеру обратить внимание руководства на то, что следование алгоритму, снижающему вероятность совершения сделки с техническим контрагентом, — в интересах самого руководителя. Ведь собственники компании вправе взыскать налоговые доначисления по сделкам с техническими контрагентами с руководителя компании (Определение ВС от 08.02.2022 № 303-ЭС21-27648 по делу № А51-14007/2018).
У нас есть подробная статья о налоговом контроле.
Читайте, чтобы знать:
- кто рискует попасть в поле зрения ФНС;
- какие «красные флаги», кроме связей с техническими компаниями, привлекают внимание проверяющих;
- как свести к минимуму риски доначислений.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.