Использование механизмов агрессивной налоговой оптимизации становится все более опасным. Инспекторы научились выявлять такие схемы по косвенным признакам. Знать эти маркеры не помешает и добросовестным налогоплательщикам. Мы проанализировали судебную практику последних лет и расскажем, на какие моменты в договоре обратить внимание, чтобы избежать доначислений.
Сделки с участием посредников
Посреднические схемы вызывают у инспекторов повышенный интерес из-за того, что значительные суммы проходят «транзитом» и не отражаются ни в доходах, ни в расходах. Это дает широкие возможности для злоупотреблений, которые ИФНС старается выявить.
В зону особого риска попадают договоры, которые носят слишком общий характер. К примеру, позволяют посреднику как закупать товар для комитента или принципала, так и продавать его имущество, но не содержат ни перечня товаров для покупки или продажи, ни списка поставщиков/покупателей, с которыми следует взаимодействовать (Постановление АС Центрального округа от 21.01.2022 № Ф10-5168/2021 по делу № А54-603/2017).
А еще инспекторы тщательно отслеживают реальность посреднических сделок. В красной зоне:
- комиссионеры и агенты, у которых нет мощностей и ресурсов для операций, указанных в договоре;
- те, кто пропускают через себя товар транзитом, не оформляя его на свой склад.
Эти факты могут говорить о том, что договоры оформляются лишь для того, чтобы сэкономить на налогах за счет занижения отпускной цены (при реализации через цепочку посредников) или за счет включения в расходы затрат на несуществующего посредника (постановления АС Волго-Вятского округа от 25.05.2021 № Ф01-1752/2021 по делу № А11-7908/2018, Уральского округа от 13.07.2021 № Ф09-3852/21 по делу № А50-13432/2020).
Сдавайте в ИФНС уведомления и отчеты по прослеживаемости через Экстерн
Проблемы договоров подряда
Второе место по количеству доначислений прочно удерживают подрядные договоры. Остановимся на их проблемных моментах.
Предмет договора
Как и в случае с посредниками, в зону риска попадают соглашения, содержащие слишком общие формулировки, не позволяющие установить предмет договора, которым являются:
- работы, порученные заказчиком подрядчику;
- объекты, на которых они должны проводиться.
По таким договорам невозможно проверить, были ли работы выполнены в реальности, как следствие — доначисление налогов (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.04.2022 № Ф04-667/2022 по делу № А45-26876/2020).
Но проблемы возможны даже тогда, когда стороны детально зафиксировали в соглашении и виды выполняемых работ, и объекты, на которых они должны проводиться. К примеру, если указанный в соглашении перечень работ предполагает приостановление деятельности в помещении, то налоговая может этот факт легко проверить. И если она выяснит, что деятельность во время ремонта продолжалась, возможны доначисления (Постановление АС Уральского округа от 06.11.2020 № Ф09-6572/20 по делу № А76-8086/2019).
К определению предмета договора подряда надо подходить очень тщательно, не допуская ни обобщений, ни приписок. И сам договор, и все документы по нему должны соответствовать действительности (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).
Ответственность сторон
Кроме пункта о предмете ИФНС внимательно изучает разделы договора, посвященные ответственности. Налоговиков настораживает, если в соглашении нет штрафных санкций: пеней за нарушение сроков, штрафов за несоблюдение требований к качеству работ и т. п. (Постановление АС Центрального округа от 03.10.2023 № Ф10-4342/2023 по делу № А09-5302/2022).
Подтверждающие документы
Следите за оформлением сопутствующих документов. К примеру, если договором предусмотрено составление заявок и спецификаций, они должны быть. А если стороны договорились о передаче технической документации или материалов, надо оформить соответствующие акты (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.08.2023 № Ф04-2458/2023 по делу № А75-1325/2022).
Если выяснится, что работы, указанные в договоре, в действительности выполнялись силами самого налогоплательщика, ИФНС вправе обнулить все расходы по договору. При этом она обязана учесть затраты, которые плательщик фактически понес при самостоятельном выполнении этих работ (Постановление АС Волго-Вятского округа от 22.04.2021 № Ф01-1315/2021 по делу № А43-50545/2019).
Риски поставщиков и покупателей
Реальность поставки также часто ставится налоговиками под сомнение. Поводы в большинстве случаев дают сами плательщики, которые не заботятся о надлежащем оформлении документов, составляя их, что называется, «спустя рукава» или «задним» числом.
Например, вопросы у налоговой возникнут, если:
- по товаросопроводительным документам груз ехал один день, тогда как расстояние между городами преодолеть на грузовой машине можно не меньше, чем за двое суток;
- маршрут следования проходит по федеральным дорогам, а грузовик, осуществлявший перевозку, не «засветился» в системе взимания платы за проезд «Платон»;
- допущены огрехи при заполнении информации о местах погрузки или разгрузки: надо указывать точные адреса, а не только наименование населенного пункта (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.07.2022 № Ф04-3521/2022 по делу № А75-8317/2021).
Используют инспекторы для проверки поставок и косвенные доказательства, в частности, данные о штрафах за нарушение ПДД. Если информация о месте нарушения расходится со сведениями о маршруте следования, указанном в путевых листах, есть основания утверждать, что в реальности товар на этой машине не доставлялся (Постановление АС Поволжского округа от 09.06.2022 № Ф06-18641/2022 по делу № А55-3664/2021).
Все документы по сделке оформляйте своевременно и верно — с указанием реального маршрута.
Но доначисления могут грозить не только покупателю, у которого снимут расходы и вычеты по НДС, а также и продавцу. Дело в том, что если поставщик находится на ОСНО и применяет метод начисления, расходы по изготовлению продукции, а также по приобретению покупных товаров он может учесть только по мере реализации (ст. 268, ст. 318 НК РФ).
Поэтому если инспекция оспорит факт реализации, автоматически отпадут и основания для учета соответствующих затрат. Получится, что продукция собственного производства или покупной товар реализованы не были, а это — повод для доначислений (Постановление АС Северо-Западного округа от 17.01.2022 № Ф07-17082/2021 по делу № А05-10394/2020). Продавцам, как и покупателям, надо следить, чтобы все документы по сделке оформлялись правильно и своевременно.
Договоры между взаимозависимыми лицами
В зону особого внимания со стороны ИФНС попадают договоры, которые оформляются между взаимозависимыми или аффилированными лицами. Здесь тщательной проверке подвергается механизм ценообразования, ведь по правилам п. 1 ст. 105.3 НК РФ установление в подобных сделках нерыночных условий не должно приводить к снижению налоговых поступлений. А заниженная цена для «своих» — яркий пример таких нерыночных условий.
Доначисления возможны, если:
- компания продает товары руководителю или его родственникам по ценам существенно ниже рыночных (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 01.06.2023 № Ф04-1992/2023 по делу № А67-5583/2022);
- наоборот, покупает у таких лиц что-то по завышенной цене (Определение ВС от 31.10.2019 № 303-ЭС19-19389 по делу № А24-5155/2018);
- проводит сделки с использованием нерыночных механизмов оплаты, в том числе за наличные с составлением только расписок без оформления первичных или платежных документов (Определение ВС от 03.12.2020 № 306-ЭС20-19113 по делу № А55-33246/2019).
И налоговая, и суды толкуют взаимозависимость достаточно широко, не ограничиваясь только руководством и родственниками. Вопросы, как правило, вызывает уже сам факт нерыночного ценообразования. Установив его, инспекторы начинают выяснять причины. И если оказывается, что они носят не экономический, а «личный» характер, доначислений не избежать.
В качестве примера приведем Постановление АС Волго-Вятского округа от 04.05.2022 № Ф01-598/2022 по делу № А29-9749/2018, где покупателем товара по заниженной цене выступала супруга одного из сослуживцев руководителя организации-продавца, что стало поводом для доначисления налога, пеней и штрафа.
Также признаки взаимозависимости суды подтверждали в сделках между организациями, у которых пересекается руководящий состав, включая главбуха (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.07.2022 № Ф04-3248/2022 по делу № А46-3898/2021) или если учредитель одной из них систематически получал доходы в другой (Постановление АС Уральского округа от 31.10.2022 № Ф09-1400/19 по делу № А47-15698/2017).
«Обратные» сделки
И еще одна разновидность договоров, вызывающая пристальное внимание налоговиков. Речь идет о так называемых «обратных» сделках. Добросовестным налогоплательщикам от них лучше отказаться, так как доказать отсутствие оптимизации будет очень сложно. Приведем несколько примеров.
Организация и ИП заключили договор аренды транспортных средств с экипажем. И сразу же после этого — договор перевозки, в рамках которого арендатор обязался перевозить грузы арендодателя с использованием машин, полученных в аренду. ИП-арендатор была родственницей (супругой брата) одного из учредителей ООО-арендодателя. Передача транспорта в аренду и заключение «обратного» договора перевозки никак не отразились на реальных бизнес-процессах ООО: машинами по-прежнему управляли его сотрудники, а перевозка проводилась в рамках договоров, заключенных компанией ранее с третьими лицами и по тем же самым маршрутам (Постановление АС Уральского округа от 25.03.2021 № Ф09-802/21 по делу № А76-10459/2020).
Схожий механизм использовался и в другом деле. Компания сначала продала автомобили взаимозависимому лицу, а затем взяла их у него в аренду. При этом бизнес-процессы продавца-арендатора от такой сделки тоже не изменились:
- автопарк сохранился в прежнем составе;
- ранее заключенные с третьими лицами договоры грузоперевозки не расторгались и не приостанавливались;
- поиск нового транспорта не производился.
Арендатор по-прежнему учитывал у себя в расходах стоимость бензина, ремонта, страхования. В дополнение к этому — еще и арендную плату, которую фактически арендодателю не перечислял (Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.03.2021 № Ф01-15957/2020 по делу № А29-14403/2019).
Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн
Читайте также:
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.