Правила учета работ отличаются от учета услуг. Порядок учета зависит от длительности выполнения работ и от того, используются ли давальческие материалы. В статье рассмотрим нюансы для разных вариантов.
Общие правила отражения работ в учете
В статье рассмотрим общие правила, не затрагивая специфические для ряда отраслей. Например, ПБУ 2/2008 для договоров строительного подряда» или ФСБУ 26/2020 для НИОКР.
Если даты начала и окончания работ приходятся на один отчетный квартал, обе стороны ведут учет по тем же правилам, что при оказании услуг, о них мы рассказали в статье «Услуги в бухгалтерском учете».
Напомним, что в отличие от услуг, при выполнении работ всегда нужно оформлять акт сдачи-приемки. Приобретение или реализацию работ в учете отражают на дату подписания акта (письмо Минфина от 10.10.2023 № 03-03-06/1/96189). Если заказчик уклоняется от подписания акта, основанием для отражения в учете реализации у подрядчика могут быть:
- акт с отметкой об отказе заказчика от подписания (п. 4 ст. 753 ГК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2019 № Ф06-39110/2018 по делу № А65-12003/2018);
- решение суда, устанавливающее факт выполнения работ (письмо Минфина от 08.10.2020 № 03-07-11/88016).
Если срок выполнения работ превышает отчетный квартал и договор не предусматривает поэтапную сдачу работ, в учете у подрядчика возникают особенности, рассмотрим их ниже.
Заполнить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность через интернет.
Учет у подрядчика работ с длительным сроком выполнения
Под работами с длительным сроком выполнения обычно имеют в виду работы, даты начала и окончания которых приходятся на разные кварталы, если договором не предусмотрена поэтапная сдача-приемка работ. Такие работы делятся на выполняемые в течение одного года или нескольких лет. Для бухучета в обоих случаях применяется один подход, а для налогового учета — разные.
Бухучет без применения ПБУ 2/2008
Нужно выбрать один из вариантов отражения доходов и расходов по работам с длительным сроком выполнения и прописать в бухгалтерской учетной политике (п. 13 ПБУ 9/99):
- По мере готовности. В этом случае часть выручки и прямых расходов на выполнение работ признаются ежеквартально в течение срока выполнения работ по правилам, разработанным организацией на базе ПБУ 2/2008 и МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».
- По факту сдачи-приемки работ. Этот вариант наиболее распространен при выполнении работ в рамках одного года, так как позволяет максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет.
Налоговый учет
Работы выполняются в течение одного календарного года. Выручка и прямые расходы по работам, которые выполняются без выделения этапов, признаются на дату их сдачи-приемки по акту, подписанному заказчиком (п. 3 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).
Работы выполняются в течение нескольких лет, независимо от количества дней. В учетной налоговой политике нужно прописать метод распределения дохода по договору между отчетными периодами в течение срока выполнения работ (п. 2 ст. 271, ст. 316 НК РФ).
Обычно используют два варианта распределения дохода между отчетными периодами (письмо Минфина от 25.09.2023 № 03-03-06/1/91082):
- Равномерно. Этот вариант самый простой, но больше подходит для случаев равномерного распределения расходов на выполнение работ между отчетными периодами.
- Пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов на выполнение работ, запланированных в смете, калькуляции и т.п.
Признавая соответствующую часть дохода по договору подряда в отчетном периоде, подрядчик вправе признать и часть расходов в виде прямых затрат на выполнение работ (письмо Минфина от 14.11.2012 № 03-03-06/1/586).
Подрядчику нужно закрепить в учетной налоговой политике порядок распределения прямых расходов на выполненные в отчетном периоде работы и на незавершенное производство (НЗП) с учетом соответствия расходов выполненным работам (п. 1 ст. 319 НК РФ). Этот порядок нужно применять не менее двух лет подряд.
Рассчитать часть прямых расходов, которые могут быть признаны для целей налога на прибыль в отчетном периоде можно, например, используя методику из п. 2 письма Минфина от 04.02.2005 № 03-03-01-04/1/52.
Имейте в виду, что если длительность выполнения работ превышает 6 месяцев, а сами работы указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.07.2006 № 468, подрядчик вправе не платить НДС при получении авансов за такие работы. Например, при ремонте электротехнического оборудования. В этом случае НДС к уплате начисляют со всей стоимости работ на дату подписания заказчиком акта сдачи-приемки. Но и вычеты по затратам на выполнение таких работ подрядчик сможет применить только на дату сдачи-приемки работ (п. 7 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина от 07.02.2020 № 03-07-11/7834).
Чтобы применять такой порядок, нужно вести раздельный учет и вместе с декларациями по НДС предоставлять в ИФНС подтверждающий документ, выданный Минпромторгом (п. 13 ст. 167 НК РФ, Приказ Минпромторга от 07.06.2012 № 750).
Заполнить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность через интернет.
Учет работ с давальческими материалами
По умолчанию подрядчик выполняет работы из своих материалов (п. 1 ст. 704 ГК РФ). Но договором может быть предусмотрено выполнение работ из материалов заказчика — так называемых «давальческих материалов». В этом случае подрядчик обязан предоставить заказчику отчет об использовании материалов и вернуть неиспользованный остаток (п. 1 ст. 713 ГК РФ).
Рассмотрим на примере бухгалтерский и налоговый учет у сторон договора подряда с давальческими материалами.
ООО «Вымпел» по заказу ООО «Трубопроводстрой» делает покраску трубопровода с использованием краски заказчика. Обе компании применяют ОСНО. Работы выполняются в течение календарного месяца, стоимость работ составляет 240 000 руб., в т.ч. НДС 20%. Для выполнения работ ООО «Трубопроводстрой» закупило краску на 96 000 руб., в т.ч. НДС 20%. По окончании работ осталось 10% краски. Себестоимость работ для ООО «Вымпел» составила 160 000 руб.
В этой ситуации бухгалтерские доходы и расходы сторон совпадают с налоговыми доходами и расходами, поэтому налоговый учет отдельно в примере рассматривать не будем.
Учет операций по договору подряда с давальческими материалами у подрядчика — ООО «Вымпел»:
Дебет счета | Кредит счета | Сумма, руб. | Содержание хозяйственной операции |
---|---|---|---|
003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы на складе» |
96 000 |
Получена от подрядчика краска по установленной в договоре подряда стоимости на основании акта приемки-передачи (накладной) |
|
003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы в производстве» |
003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы на складе» |
96 000 |
Краска отпущена на производство работ на основании требования-накладной или иного документа |
20 «Основное производство» |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и пр. |
160 000 |
Сформирована себестоимость работ |
003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы на складе» |
003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы в производстве» |
9 600
|
Отражен возврат на склад остатка краски в размере 10% от изначального объема на основании приходного ордера |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
90-1 «Выручка» |
240 000 |
Отражена выручка от реализации работ на основании подписанного заказчиком акта сдачи-приемки работ |
90-2 «Себестоимость продаж» |
20 «Основное производство» |
160 000 |
Списана на финрезультат себестоимость выполненных работ на основании бухгалтерской справки |
90-3 «НДС» |
68-2 «Расчеты с бюджетом по НДС» |
40 000 |
Начислен НДС со стоимости реализованных работ на основании выставленной счет-фактуры |
|
003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы на складе» |
9 600 |
Возвращен заказчику остаток краски на основании акта приемки-передачи (накладной) и отчета об использовании материала |
51 «Расчетные счета» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
240 000 |
Отражена оплата заказчиком стоимости работ на основании выписки банка |
Право собственности на давальческий материал остается у заказчика. Поэтому подрядчик отражает материал по установленной в договоре стоимости на забалансовом учете (пп. «б» п. 4, п. 8 ФСБУ 5/2019), а заказчик отражает передачу материала и его возврат на балансовом счете. Соответственно, при передаче давальческого материала и возврате его остатка у сторон договора нет бухгалтерских и налоговых доходов или расходов.
Учет операций по договору подряда с давальческими материалами у заказчика — ООО «Трубопроводстрой»:
Дебет счета | Кредит счета | Сумма, руб. | Содержание хозяйственной операции |
---|---|---|---|
10-1 «Сырье и материалы» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
80 000 |
Оприходована купленная краска на основании накладной поставщика |
19-3 «НДС по МПЗ» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
16 000 |
Отражен входящий в стоимость краски НДС на основании счет-фактуры поставщика |
68-2 «Расчеты с бюджетом по НДС» |
19-3 «НДС по МПЗ» |
16 000 |
Отражен вычет НДС, входящего в стоимость краски, записью в книге покупок |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
51 «Расчетные счета» |
96 000 |
Отражена оплата краски на основании выписки банка |
10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» |
10-1 «Сырье и материалы» |
80 000 |
Краска передана подрядчику на основании акта приемки-передачи (накладной) |
20 «Основное производство» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
200 000 |
Отражена стоимость работ по покраске без НДС на основании подписанного заказчиком акта сдачи-приемки работ |
19-4 «НДС по работам, услугам» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
40 000 |
Отражен входящий в стоимость работ НДС на основании счет-фактуры подрядчика |
68-2 «Расчеты с бюджетом по НДС» |
19-4 «НДС по работам, услугам» |
40 000 |
Отражен вычет НДС, входящего в стоимость работ, записью в книге покупок |
10-1 «Сырье и материалы» |
10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» |
8 000 |
Отражен возврат подрядчиком остатка краски в размере 10% от изначального объема на основании акта приемки-передачи (накладной) и отчета об использовании материала |
20 «Основное производство» |
10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» |
72 000 |
Списана стоимость использованной подрядчиком краски на основании отчета об использовании материала |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
51 «Расчетные счета» |
240 000 |
Отражена оплата работ на основании выписки банка |
Отчитайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.