; Как отражать работы в бухгалтерском и налоговом учете — Контур.Экстерн

Как отражать работы в бухгалтерском и налоговом учете

25 декабря 2023

Правила учета работ отличаются от учета услуг. Порядок учета зависит от длительности выполнения работ и от того, используются ли давальческие материалы. В статье рассмотрим нюансы для разных вариантов.

Общие правила отражения работ в учете

В статье рассмотрим общие правила, не затрагивая специфические для ряда отраслей. Например, ПБУ 2/2008 для договоров строительного подряда» или ФСБУ 26/2020 для НИОКР.

Если даты начала и окончания работ приходятся на один отчетный квартал, обе стороны ведут учет по тем же правилам, что при оказании услуг, о них мы рассказали в статье «Услуги в бухгалтерском учете».

Напомним, что в отличие от услуг, при выполнении работ всегда нужно оформлять акт сдачи-приемки. Приобретение или реализацию работ в учете отражают на дату подписания акта (письмо Минфина от 10.10.2023 № 03-03-06/1/96189). Если заказчик уклоняется от подписания акта, основанием для отражения в учете реализации у подрядчика могут быть:

  • акт с отметкой об отказе заказчика от подписания (п. 4 ст. 753 ГК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2019 № Ф06-39110/2018 по делу № А65-12003/2018);
  • решение суда, устанавливающее факт выполнения работ (письмо Минфина от 08.10.2020 № 03-07-11/88016).

Если срок выполнения работ превышает отчетный квартал и договор не предусматривает поэтапную сдачу работ, в учете у подрядчика возникают особенности, рассмотрим их ниже.

Заполнить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность через интернет.

Учет у подрядчика работ с длительным сроком выполнения

Под работами с длительным сроком выполнения обычно имеют в виду работы, даты начала и окончания которых приходятся на разные кварталы, если договором не предусмотрена поэтапная сдача-приемка работ. Такие работы делятся на выполняемые в течение одного года или нескольких лет. Для бухучета в обоих случаях применяется один подход, а для налогового учета — разные.

Бухучет без применения ПБУ 2/2008

Нужно выбрать один из вариантов отражения доходов и расходов по работам с длительным сроком выполнения и прописать в бухгалтерской учетной политике (п. 13 ПБУ 9/99):

  1. По мере готовности. В этом случае часть выручки и прямых расходов на выполнение работ признаются ежеквартально в течение срока выполнения работ по правилам, разработанным организацией на базе ПБУ 2/2008 и МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».
  2. По факту сдачи-приемки работ. Этот вариант наиболее распространен при выполнении работ в рамках одного года, так как позволяет максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

Налоговый учет

Работы выполняются в течение одного календарного года. Выручка и прямые расходы по работам, которые выполняются без выделения этапов, признаются на дату их сдачи-приемки по акту, подписанному заказчиком (п. 3 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).

Работы выполняются в течение нескольких лет, независимо от количества дней. В учетной налоговой политике нужно прописать метод распределения дохода по договору между отчетными периодами в течение срока выполнения работ (п. 2 ст. 271, ст. 316 НК РФ). 

Обычно используют два варианта распределения дохода между отчетными периодами (письмо Минфина от 25.09.2023 № 03-03-06/1/91082):

  1. Равномерно. Этот вариант самый простой, но больше подходит для случаев равномерного распределения расходов на выполнение работ между отчетными периодами.
  2. Пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов на выполнение работ, запланированных в смете, калькуляции и т.п.

Признавая соответствующую часть дохода по договору подряда в отчетном периоде, подрядчик вправе признать и часть расходов в виде прямых затрат на выполнение работ (письмо Минфина от 14.11.2012 № 03-03-06/1/586).

Подрядчику нужно закрепить в учетной налоговой политике порядок распределения прямых расходов на выполненные в отчетном периоде работы и на незавершенное производство (НЗП) с учетом соответствия расходов выполненным работам (п. 1 ст. 319 НК РФ). Этот порядок нужно применять не менее двух лет подряд.

Рассчитать часть прямых расходов, которые могут быть признаны для целей налога на прибыль в отчетном периоде можно, например, используя методику из п. 2 письма Минфина от 04.02.2005 № 03-03-01-04/1/52.

Имейте в виду, что если длительность выполнения работ превышает 6 месяцев, а сами работы указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.07.2006 № 468, подрядчик вправе не платить НДС при получении авансов за такие работы. Например, при ремонте электротехнического оборудования. В этом случае НДС к уплате начисляют со всей стоимости работ на дату подписания заказчиком акта сдачи-приемки. Но и вычеты по затратам на выполнение таких работ подрядчик сможет применить только на дату сдачи-приемки работ (п. 7 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина от 07.02.2020 № 03-07-11/7834).

Чтобы применять такой порядок, нужно вести раздельный учет и вместе с декларациями по НДС предоставлять в ИФНС подтверждающий документ, выданный Минпромторгом (п. 13 ст. 167 НК РФ, Приказ Минпромторга от 07.06.2012 № 750).

Заполнить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность через интернет.

Учет работ с давальческими материалами

По умолчанию подрядчик выполняет работы из своих материалов (п. 1 ст. 704 ГК РФ). Но договором может быть предусмотрено выполнение работ из материалов заказчика — так называемых «давальческих материалов». В этом случае подрядчик обязан предоставить заказчику отчет об использовании материалов и вернуть неиспользованный остаток (п. 1 ст. 713 ГК РФ). 

Рассмотрим на примере бухгалтерский и налоговый учет у сторон договора подряда с давальческими материалами.

ООО «Вымпел» по заказу ООО «Трубопроводстрой» делает покраску трубопровода с использованием краски заказчика. Обе компании применяют ОСНО. Работы выполняются в течение календарного месяца, стоимость работ составляет 240 000 руб., в т.ч. НДС 20%. Для выполнения работ ООО «Трубопроводстрой» закупило краску на 96 000 руб., в т.ч. НДС 20%. По окончании работ осталось 10% краски. Себестоимость работ для ООО «Вымпел» составила 160 000 руб. 

В этой ситуации бухгалтерские доходы и расходы сторон совпадают с налоговыми доходами и расходами, поэтому налоговый учет отдельно в примере рассматривать не будем.

Учет операций по договору подряда с давальческими материалами у подрядчика — ООО «Вымпел»:

Дебет счета Кредит счета Сумма, руб. Содержание хозяйственной операции

003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы на складе»

 

96 000

Получена от подрядчика краска по установленной в договоре подряда стоимости на основании акта приемки-передачи (накладной)

003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы в производстве»

003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы на складе»

96 000

Краска отпущена на производство работ на основании требования-накладной или иного документа

20 «Основное производство»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и пр.

160 000

Сформирована себестоимость работ

003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы на складе»

003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы в производстве»

9 600

 

Отражен возврат на склад остатка краски в размере 10% от изначального объема на основании приходного ордера

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

90-1 «Выручка»

240 000

Отражена выручка от реализации работ на основании подписанного заказчиком акта сдачи-приемки работ

90-2 «Себестоимость продаж»

20 «Основное производство»

160 000

Списана на финрезультат себестоимость выполненных работ на основании бухгалтерской справки

90-3 «НДС»

68-2 «Расчеты с бюджетом по НДС»

40 000

Начислен НДС со стоимости реализованных работ на основании выставленной счет-фактуры

 

003 «Материалы, переданные в переработку», субсчет «Материалы на складе»

9 600

Возвращен заказчику остаток краски на основании акта приемки-передачи (накладной) и отчета об использовании материала

51 «Расчетные счета»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

240 000

Отражена оплата заказчиком стоимости работ на основании выписки банка

Право собственности на давальческий материал остается у заказчика. Поэтому подрядчик отражает материал по установленной в договоре стоимости на забалансовом учете (пп. «б» п. 4, п. 8 ФСБУ 5/2019), а заказчик отражает передачу материала и его возврат на балансовом счете. Соответственно, при передаче давальческого материала и возврате его остатка у сторон договора нет бухгалтерских и налоговых доходов или расходов.

Учет операций по договору подряда с давальческими материалами у заказчика — ООО «Трубопроводстрой»:

Дебет счета Кредит счета Сумма, руб. Содержание хозяйственной операции

10-1 «Сырье и материалы»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

80 000

Оприходована купленная краска на основании накладной поставщика

19-3 «НДС по МПЗ»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

16 000

Отражен входящий в стоимость краски НДС на основании счет-фактуры поставщика

68-2 «Расчеты с бюджетом по НДС»

19-3 «НДС по МПЗ»

16 000

Отражен вычет НДС, входящего в стоимость краски, записью в книге покупок

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

51 «Расчетные счета»

96 000

Отражена оплата краски на основании выписки банка

10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»

10-1 «Сырье и материалы»

80 000

Краска передана подрядчику на основании акта приемки-передачи (накладной)

20 «Основное производство»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

200 000

Отражена стоимость работ по покраске без НДС на основании подписанного заказчиком акта сдачи-приемки работ

19-4 «НДС по работам, услугам»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

40 000

Отражен входящий в стоимость работ НДС на основании счет-фактуры подрядчика

68-2 «Расчеты с бюджетом по НДС»

19-4 «НДС по работам, услугам»

40 000

Отражен вычет НДС, входящего в стоимость работ, записью в книге покупок

10-1 «Сырье и материалы»

10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»

8 000

Отражен возврат подрядчиком остатка краски в размере 10% от изначального объема на основании акта приемки-передачи (накладной) и отчета об использовании материала

20 «Основное производство»

10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»

72 000

Списана стоимость использованной подрядчиком краски на основании отчета об использовании материала

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

51 «Расчетные счета»

240 000

Отражена оплата работ на основании выписки банка

Отчитайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.

Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 годПодпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий