Резервы в налоговом учете в 2022 году

8 июля 2021

Резервы организации создаются, чтобы покрыть затраты или убытки, которые предположительно возникнут в будущем. Налоговый кодекс РФ разрешает включать резервируемые суммы в расходы. При этом формирование резервов в налоговом учете имеет ряд ограничений, которые нужно соблюдать для корректного расчета базы по налогу на прибыль.

Если вы ведете учет кассовым способом, а не по методу начисления, резервы не предусматриваются. Это объясняется тем, что расходы в этом случае разрешено принимать только по факту оплаты.

Резервы в налоговом учете в 2022 году

Резерв по сомнительной задолженности в налоговом учете

Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам.

Какая задолженность считается сомнительной

Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной, потому что выполнено одновременно три обязательных условия (п. 1 ст. 266 ТК РФ):

  • задолженность образовалась в связи с продажей товара (выполнением работ или оказанием услуг);
  • контрагент не рассчитался в срок по договору;
  • у заложенности не было обеспечения, а именно залога, поручительства или банковской гарантии.

Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде.

Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.

На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.

Как рассчитать резерв по сомнительным долгам

Резерв сомнительных долгов в налоговом учете в 2022 году формируется в зависимости от числа дней просрочки оплаты:

  • более 90 дней: на всю сумму задолженности;
  • от 45 до 90 дней (включительно): на сумму, равную 50 % от долга;
  • менее 45 дней: задолженность не включается в сумму резерва.

По итогам налогового периода резервируемые суммы не могут составлять больше 10 % выручки от реализации за этот же период. Если же резерв рассчитывается по окончании отчетного периода, в качестве предела берется наибольшая из двух сумм: 10 % выручки за истекший налоговый период либо 10 % выручки за настоящий отчетный период.

Контрагент-покупатель может перечислить вам неуплаченные суммы. В этом случае разница между резервом на предыдущую и на текущую отчетную дату учитывается как внереализационный доход.

Резерв может быть использован только на покрытие убытков, полученных в результате признания долга безнадежным, то есть нереальным для возврата.

Резерв на гарантийный ремонт в налоговом учете

Предприятия, реализующие товары или выполняющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом.

Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.

Резерв начисляется при продаже товаров или работ. В этот же момент он включается в состав расходов (ст. 267 НК РФ). Размер резервируемой суммы ограничен и рассчитывается следующим образом:

  1. определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
  2. исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.

Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы.

Если товары или работы с гарантией реализуются менее трех лет, следует взять данные за фактический период их реализации. 

Если же продажа произведена впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт. По истечении налогового периода созданный резерв корректируется по доле фактических расходов на гарантийное обслуживание и ремонт в выручке от реализации таких товаров.

Издержки на ремонт и обслуживание относятся к категории прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Если же сумма расходов превысит резерв, ее непокрытая часть будет списана как прочий расход.

Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

Когда вы прекращаете продажу продукции/работ с гарантией, весь оставшийся неиспользованным резерв следует отнести на доходы после истечения гарантийных сроков.

Резерв по отпускам в налоговом учете

Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Он формируется ежемесячными отчислениями для последующего расходования в течение года. Это особенно важно в период май–сентябрь, когда все работники разом хотят пойти в отпуск, а расходы на это не предусмотрены.

Как отразить отпускной резерв в учетной политике

Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления. Поэтому бухгалтер должен предусмотреть:

  • способ резервирования;
  • максимальную сумму отчислений за налоговый период — рекомендуют принимать равной предполагаемой сумме расходов на отпуска;
  • ежемесячный процент отчислений — отношение планируемых расходов по отпускам к планируемым расходам на оплату труда (взносы включаются). Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. 
  • сумма ежемесячных отчислений — для ее расчета ежемесячный процент умножается на фактический объем расходов на оплату труда.

Как списать расходы на резерв

Расходы на создание резервов по отпускам следует относить в состав расходов на оплату труда. Момент их списания будет зависеть от того, признаются расходы на оплату его работы прямыми или косвенными. В свою очередь прямые и косвенные расходы отличаются для производства и торговли:

  1. Торговля. Отчисления в резерв считаются косвенными и списываются при начислении.
  2. Производство. Состав прямых расходов налогоплательщик определяет сам. Прямые расходы на работы и товары разрешено учесть только в периоде их реализации, а на услуги — можно учесть и в расходах текущего периода даже без реализации. Косвенные расходы учитываются в расходах того периода, к которому относятся.

Как провести инвентаризацию резерва по отпускам

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

Если зарезервированных сумм не хватило на покрытие издержек по отпускам, разница учитывается как расход на оплату труда.

Если в учете числится остаток, это значит, что сотрудники не полностью использовали свое право на отпуск. Здесь возможны два варианта:

  • когда вы не планируете создавать резерв в следующем году, остаток просто восстанавливается, то есть списывается как внереализационный доход на последний день налогового периода;
  • если создание резерва по-прежнему целесообразно для предприятия, его остаток подлежит корректировке. Для этого сначала рассчитывается резерв по неиспользованным отпускам. Он равен произведению среднедневного заработка сотрудника и фактического числа неиспользованных дней отпуска. После этого определяется разница между остатком на отчетный день и уточненным резервом:
    • Уточненный резерв > Остаток резерва => разница идет на расходы по оплате труда.
    • Уточненный резерв < Остаток резерва => разница идет на внереализационные доходы.

Прочие резервы

Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы:

  • по ремонту основных средств предприятия;
  • по предстоящим расходам на НИОКР. 
  • под обесценение ценных бумаг;
  • на потери по ссудам;
  • по расходам на соцзащиту инвалидов;
  • на выплату вознаграждений за выслугу лет и годовых премий.

Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.

Еще одним различием резервов в бухгалтерском и в налоговом учете является то, что во втором случае их создание является правом плательщика. Для бухгалтерского учета резерв — это обязанность, закрепленная ПБУ. Она обусловлена необходимостью максимально достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности.

Получайте новости от наших экспертов дважды в месяц
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Получайте новости от наших экспертов дважды в месяц
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий