С 1 февраля 2024 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах». Этот закон обязывает кредитные и некоторые другие организации проверять клиентов по контрсанкционным спискам и принимать меры блокировки. В статье расскажем, кого это касается и обязаны ли соблюдать эти правила бухгалтерские фирмы.
Кто обязан исполнять закон о принудительных мерах
Изменения в закон № 281-ФЗ внесены Федеральным законом от 04.08.2023 № 422-ФЗ.
В первую очередь изменения распространяются на уполномоченных операторов. Это организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, они перечислены в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ. Например, банки, страховые и микрофинансовые организации, ломбарды, организаторы азартных игр и др.
Такие организации при выявлении клиента из контрсанкционного списка обязаны заблокировать их имущество, денежные средства и проведение любых сделок и операций на территории России.
Адвокаты, нотариусы, бухгалтерские организации и аудиторы не являются уполномоченными операторами. Это субъекты ст. 7.1 115-ФЗ. Тем не менее, закон 281-ФЗ распространяется и на них. Согласно ст. 4.1 закона 281-ФЗ, субъекты ст. 5 и 7.1 закона № 115-ФЗ:
- применяют принудительные меры во исполнение Резолюций Совета Безопасности ООН по противодействию терроризму с учетом особенностей, установленных законом 115-ФЗ;
- должны выявлять подозрительные операции, направленные на обход законодательства о применении контрсанкционных мер.
У профессиональных консультантов из ст. 7.1 нет обязанности и возможности замораживать имущество своих клиентов. Но согласно закону 115-ФЗ они обязаны выявлять подозрительные операции и сообщать о них в Росфинмониторинг. В Перечне подозрительных операций есть операция под кодом 1303 с таким названием:
«Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент, его контрагент, представитель клиента, бенефициарный владелец, выгодоприобретатель, учредитель клиента — юридического лица или зарегистрирован в государстве (на территории), в отношении которого (которой) применяются специальные экономические меры в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах"».
Это значит, что субъекты статьи 7.1 закона 115-ФЗ обязаны выявлять и сообщать в Росфинмониторинг об операциях, направленных на обход специальных экономических мер. А значит, им тоже нужно следить за контрсанкционными списками и законами, и знать, кто такие блокируемые лица и какие есть ограничения, связанные с недружественными странами.
Важно!
На сайте Банка России работает удобный навигатор, который можно использовать в справочных целях. В нем указаны все действующие ограничения со ссылками на нормативно-правовые акты.
Кто относится к блокируемым лицам
В первую очередь, это иностранные государства, организации, граждане и лица без гражданства, в отношении которых Президент РФ принимает решения о применении к ним специальных экономических мер. Исчерпывающие списки приведены в указах Президента.
Во-вторых, это юридические лица, подконтрольные иностранным организациям, гражданам и лицам без гражданства. Если у заблокированного лица есть контроль над третьим лицом, на такого подконтрольного распространяются все те же ограничения.
Критерии контроля могут быть прямыми и косвенными. Прямой — это от 50% участия в уставном капитале. Косвенный — это, например, контроль через другое юридическое лицо или совместное распоряжение юрлицом совместно с другими акционерами.
Активы блокируемых лиц замораживаются одновременно на всей территории страны, но заблокированный имеет возможность:
- перечислять обязательные платежи в бюджет РФ;
- выплатить зарплату в размере прожиточного минимума;
- исполнить деликтные обязательства по возмещению вреда;
- получать зарплату по 10 тыс. рублей в месяц на себя и каждого неработающего члена семьи и ежемесячно оплачивать медицинские услуги на ту же сумму.
Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ
Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Фокус
Как выявляют блокируемые лица
Проблема в том, что нет единого списка, по которому можно было бы отследить такие организации. Для проверки клиентов или выгодоприобретателей придется отслеживать указы Президента и распоряжения Правительства РФ с перечнями блокируемых лиц. Кроме этого, нужно самостоятельно анализировать контрагентов на предмет контроля, статуса выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.
Анализировать нужно зарубежные базы, а они на иностранном языке и доступ к ним не всегда открыт. Кроме того, информация может часто меняться. Сегодня участник владеет долей в компании — а завтра может и не владеть, и наоборот. Вручную отследить все это очень сложно.
Действующее законодательство РФ предполагает оценку по большому количеству перечней и списков. Это и специальные списки ООН, и контрсанкции, и другие санкционные списки.
Упростить работу по финансовому мониторингу поможет Контур.Призма. Сервис автоматически проверяет клиентов на соответствие требованиям законодательства более чем по 50 критериям, в том числе по контрсанкциям. Проверка проводится по спискам, которые есть на текущую дату.
По мере выхода новых списков аналитики оперативно обновляют и корректируют информацию. В Призме реализована проверка контрсанкционным перечням из Постановлений Правительства РФ — 11.05.2022 № 851, от 01.11.2018 № 1300.
В частности, в приложениях 1 и 2 к постановлению № 1300 указаны граждане и юридические лица Украины, в отношении которых применяются меры по замораживанию активов, вводится запрет на вывод капитала за пределы РФ и на совершение сделок, предусматривающих ввоз в РФ товаров, производителями которых являются подсанкционные лица.
В постановлении № 851 приведен перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность в области военно-технического сотрудничества, в отношении которых применяются специальные экономические меры. При этом в нем нет списка подконтрольных лиц. То есть потребуется самостоятельно разбираться в вопросе, изучать информацию о связанных лицах, по статусу выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. Источниками информации могут быть: открытые базы данных Украины, реестр предприятий Украины, портал раскрытия информации Украины.
Постановление налагает запрет на осуществление некоторых сделок и финансовых операций, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями. Оно также запрещает проводить сделки с лицами, в отношении которых применяются специальные экономические меры, и исполнять неисполненные обязательства.
Аналитики сервиса Контур.Призма своевременно собирают текущую информацию, в том числе с учетом критерия подконтрольности, и используют данные из достоверных источников.
Сдавайте отчетность за сотрудников. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Читайте также:
- Как соблюдать 115‑ФЗ и привлекать серьезных клиентов
- Как в Экстерне проверить клиента по 115‑ФЗ, прежде чем взять его на обслуживание
- Росфинмониторинг подготовил чек-лист по 115‑ФЗ для бухгалтеров, адвокатов и юристов
- Как обслуживающим бухгалтериям соблюдать «антиотмывочный» 115‑ФЗ
Алена Орлова
Автор статьиА как вы проверяете своих клиентов? Расскажите в комментариях..
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.


