Учет затрат в управленческом учете: прямые и косвенные, переменные и постоянные — Контур.Экстерн Баннер

Как учитывать затраты в управленческом учете

19 ноября 2024 1

Затраты — это уменьшение экономических выгод компании, связанное с получением дохода за определенный период. Например, к затратам относят стоимость материалов, использованных для производства, зарплату сотрудников, арендную плату, услуги связи. В статье расскажем, как считать затраты в управленческом учете, как их делить на группы и использовать для расчета итоговых финансовых показателей бизнеса.

Как считать затраты в управленческом учете

Затраты можно учитывать одним из двух методов — по начислению или по оплате. 

При методе начисления затраты отражаются в тех периодах, к которым они относятся вне зависимости от даты оплаты. Например, материальные затраты — в момент списания на производство, а зарплата — в день начисления. Как правило, это последний день месяца.

При учете по оплате затраты признают в момент перечисления денег поставщику, выплаты зарплаты.

Чтобы объективно определять финансовые результаты, лучше вести учет выручки и затрат методом начисления. Этот метод позволяет показать реальные итоги деятельности компании за период, без учета отклонений из-за авансов или отсрочек платежей.

Пример

Торговая компания получила аванс 10 млн рублей в счет будущих поставок. В течение месяца организация приобрела и оплатила товар на сумму 3 млн рублей. Данный товар был отгружен на сумму 5 млн рублей в зачет полученного аванса. Текущие затраты компании за месяц (зарплата, аренда, связь) — 1 млн рублей.

Прибыль по оплате (ПРо):

ПРо = 10 млн ₽ – 3 млн ₽ – 1 млн ₽ = 6 млн ₽

Прибыль по начислению (ПРн):

ПРн = 5 млн ₽ – 3 млн ₽ – 1 млн ₽ = 1 млн ₽

Прибыль по начислению в данном случае отражает реальный финансовый результат за месяц. Из оставшихся на счете 6 млн рублей собственники компании могут свободно использовать только 1 млн. Остальные — потребуются на закупку товара и оплату текущих затрат в следующих периодах.

Зачем вести учет затрат в управленческом учете

Задача управленческого учета — показывать собственникам бизнеса, руководству и другим заинтересованным пользователям реальный финансовый результат компании: прибыль или убыток. Чтобы результат был достоверным, нужно правильно списать затраты. Для этого смотрят на соотношение произведенных затрат и реализованной продукции, товаров, работ, услуг (далее — продукт).

Также полезно оценивать не только общий финансовый результат, но и показатели в разрезе направлений деятельности, проектов или отдельных продуктов.

Важный показатель бизнеса — точка безубыточности. Это такой объем продаж, при превышении которого компания начинает приносить прибыль.

Чтобы без ошибок проводить эти расчеты, нужно уметь правильно делить затраты на группы.

Заполнить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность через интернет.

Виды затрат в управленческом учете

По способу включения в себестоимость продукции затраты бывают прямыми или косвенными. По отношению к объему производства затраты бывают переменными или постоянными. Разберем, чем они отличаются.

Прямые и косвенные затраты

Прямые затраты можно напрямую отнести на конкретный продукт. Например, для производства — это материалы и сдельная зарплата рабочих, для торговли — закупочная стоимость товаров.

Косвенные затраты относятся к нескольким видам продуктов или в целом ко всему бизнесу. Например, аренда помещений или зарплата руководства. Разделение затрат на прямые и косвенные важно для расчета себестоимости конкретного продукта. Прямые затраты относятся на него непосредственно, а косвенные распределяются по методу, выбранному организацией. Метод распределения должен быть экономически обоснован. Например, если продукт материалоемкий, логично распределить косвенные затраты пропорционально материальным расходам. А если трудоемкий — пропорционально трудозатратам в часах или сдельной зарплате.

Разберем на примере. Производственная компания выпускает два вида продукции. За месяц изготовили 100 единиц изделия № 1 и 200 единиц изделия № 2. Общие прямые затраты на весь выпуск смотрите в таблице:

Статьи затрат Затраты на изделие № 1, тыс. ₽ Затраты на изделие № 2, тыс. ₽ Итого затраты, тыс. ₽

Материалы

12 000

18 000

30 000

Зарплата рабочих

4 000

6 000

10 000

Страховые взносы

12 00

18 00

3 000

Всего

17 200

25 800

43 000

Косвенные затраты предприятия за месяц — 25 000 тыс. рублей

Рассчитаем себестоимость каждого изделия. Компания приняла решение распределять косвенные затраты пропорционально материалоемкости, так как бОльшую часть прямых затрат составляют материалы.

Косвенные затраты на изделие № 1 (КР1):

КР1 = 25 000 тыс. ₽ ÷ 30 000 тыс. ₽ × 12 000 тыс. ₽ = 10 000 тыс. ₽

Косвенные затраты на изделие № 2 (КР2):

КР2 = 25 000 тыс. ₽ ÷ 30 000 тыс. ₽ × 18 000 тыс. ₽ = 15 000 тыс. ₽

Полная себестоимость единицы изделия № 1 (СС1):

СС1 = (17 200 тыс. ₽ + 10 000 тыс. ₽) ÷ 100 ед. = 272 тыс. ₽

Полная себестоимость единицы изделия № 2 (СС2):

СС2 = (25 800 тыс. ₽ + 15 000 тыс. ₽) ÷ 200 ед. = 204 тыс. ₽

Переменные и постоянные затраты

Переменные затраты напрямую зависит от выручки компании. Постоянные затраты при изменении выручки не меняются.

Часто переменные затраты совпадают с прямыми, а постоянные — с косвенными. Например, материалы для производства — это и прямые, и переменные затраты. А оклад бухгалтера или юриста — и косвенные, и постоянные. Но возможны и отклонения от правила. Например, промышленное оборудование потребляет электроэнергию: чем больше выпустили продукции, тем больше заплатили энергоснабжающей компании. Однако невозможно напрямую увидеть, сколько электричества потратили на выпуск конкретного изделия. Поэтому электроснабжение цеха — это переменные, но косвенные затраты.

Если у вас стоит задача выделить именно переменные и постоянные затраты, не стоит просто копировать перечни прямых и косвенных. Лучше еще раз проанализировать каждую статью.

Разность между выручкой и переменными затратами называется маржинальной прибылью. Это важный показатель для финансового анализа. По маржинальной прибыли можно оценить, насколько эффективно работает основной бизнес-процесс компании: производство, торговля, оказание услуг. Здесь считают не только абсолютную прибыль, но и рентабельность — отношение прибыли к выручке. Кроме того, на маржинальной прибыли основан расчет безубыточности. Безубыточность достигается в тот момент, когда маржинальная прибыль начинает покрывать постоянные затраты.

Рассмотрим еще один пример. Основные плановые и фактические показатели деятельности компании приведены в таблице:

Показатели План в тыс. рублей Факт в тыс. рублей Отклонение в тыс. рублей

Выручка

50 000

58 200

8 200

Переменные затраты

32 000

39 100

7 100

Маржинальная прибыль

18 000

19 100

1 100

Рентабельность по маржинальной прибыли

36,0%

38,2%

- 3,2%

Постоянные затраты

12 000

12 600

600

Операционная прибыль

6 000

6 500

500

Рентабельность по операционной прибыли

12,0%

11,2%

- 0,8%

Налог на прибыль

1 200

1 300

100

Чистая прибыль

4 800

5 200

 400

Рентабельность по чистой прибыли

9,6%

8,9%

- 0,7%

Из таблицы видно, что выручка и все виды прибыли в абсолютных величинах превысили планируемые значения. Но рентабельность получилась ниже плановой. Это значит, что затраты компании выросли по сравнению с планом в большей степени, чем доходы. В таком случае нужно провести подробный анализ затрат по статьям и выяснить причины увеличения.

Рассчитаем уровень безубыточности по фактическим данным.

Компания работает «в ноль», если маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Чтобы найти выручку в точке безубыточности (Б), нужно разделить постоянные затраты на рентабельность по маржинальной прибыли:

Б = 12 600 тыс. ₽ ÷ 0,328 = 38 415 тыс. ₽

Заполнить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность через интернет.

Главное о затратах в управленческом учете

Учет затрат дает возможность определить финансовые результаты и эффективность работы компании в целом и по отдельным направлениям и продуктам. Чтобы увидеть объективную картину, лучше считать финансовые результаты методом начисления.

Для получения достоверных данных важно правильно разделить затраты по группам: на прямые и косвенные, а также на переменные и постоянные.

Обязательно изучите дополнительные материалы:

Дмитрий Федоров
Автор-эксперт

Были ли у вас проблемы с правильным делением затрат по группам? Поделитесь опытом в комментариях.

Для бухгалтеров компании любого размера
Автоматический расчет зарплаты, начисление больничных и отпускных с учетом повышения МРОТ
Попробовать
Для бухгалтеров компании любого размера
Автоматический расчет зарплаты, начисление больничных и отпускных с учетом повышения МРОТ
Попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
1 комментарий
А
Отклонение рентабельности по маржинальной прибыли наверно -2,2%.