Затраты — это уменьшение экономических выгод компании, связанное с получением дохода за определенный период. Например, к затратам относят стоимость материалов, использованных для производства, зарплату сотрудников, арендную плату, услуги связи. В статье расскажем, как считать затраты в управленческом учете, как их делить на группы и использовать для расчета итоговых финансовых показателей бизнеса.
Как считать затраты в управленческом учете
Затраты можно учитывать одним из двух методов — по начислению или по оплате.
При методе начисления затраты отражаются в тех периодах, к которым они относятся вне зависимости от даты оплаты. Например, материальные затраты — в момент списания на производство, а зарплата — в день начисления. Как правило, это последний день месяца.
При учете по оплате затраты признают в момент перечисления денег поставщику, выплаты зарплаты.
Чтобы объективно определять финансовые результаты, лучше вести учет выручки и затрат методом начисления. Этот метод позволяет показать реальные итоги деятельности компании за период, без учета отклонений из-за авансов или отсрочек платежей.
Пример
Торговая компания получила аванс 10 млн рублей в счет будущих поставок. В течение месяца организация приобрела и оплатила товар на сумму 3 млн рублей. Данный товар был отгружен на сумму 5 млн рублей в зачет полученного аванса. Текущие затраты компании за месяц (зарплата, аренда, связь) — 1 млн рублей.
Прибыль по оплате (ПРо):
ПРо = 10 млн ₽ – 3 млн ₽ – 1 млн ₽ = 6 млн ₽
Прибыль по начислению (ПРн):
ПРн = 5 млн ₽ – 3 млн ₽ – 1 млн ₽ = 1 млн ₽
Прибыль по начислению в данном случае отражает реальный финансовый результат за месяц. Из оставшихся на счете 6 млн рублей собственники компании могут свободно использовать только 1 млн. Остальные — потребуются на закупку товара и оплату текущих затрат в следующих периодах.
Зачем вести учет затрат в управленческом учете
Задача управленческого учета — показывать собственникам бизнеса, руководству и другим заинтересованным пользователям реальный финансовый результат компании: прибыль или убыток. Чтобы результат был достоверным, нужно правильно списать затраты. Для этого смотрят на соотношение произведенных затрат и реализованной продукции, товаров, работ, услуг (далее — продукт).
Также полезно оценивать не только общий финансовый результат, но и показатели в разрезе направлений деятельности, проектов или отдельных продуктов.
Важный показатель бизнеса — точка безубыточности. Это такой объем продаж, при превышении которого компания начинает приносить прибыль.
Чтобы без ошибок проводить эти расчеты, нужно уметь правильно делить затраты на группы.
Заполнить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность через интернет.
Виды затрат в управленческом учете
По способу включения в себестоимость продукции затраты бывают прямыми или косвенными. По отношению к объему производства затраты бывают переменными или постоянными. Разберем, чем они отличаются.
Прямые и косвенные затраты
Прямые затраты можно напрямую отнести на конкретный продукт. Например, для производства — это материалы и сдельная зарплата рабочих, для торговли — закупочная стоимость товаров.
Косвенные затраты относятся к нескольким видам продуктов или в целом ко всему бизнесу. Например, аренда помещений или зарплата руководства. Разделение затрат на прямые и косвенные важно для расчета себестоимости конкретного продукта. Прямые затраты относятся на него непосредственно, а косвенные распределяются по методу, выбранному организацией. Метод распределения должен быть экономически обоснован. Например, если продукт материалоемкий, логично распределить косвенные затраты пропорционально материальным расходам. А если трудоемкий — пропорционально трудозатратам в часах или сдельной зарплате.
Разберем на примере. Производственная компания выпускает два вида продукции. За месяц изготовили 100 единиц изделия № 1 и 200 единиц изделия № 2. Общие прямые затраты на весь выпуск смотрите в таблице:
Статьи затрат | Затраты на изделие № 1, тыс. ₽ | Затраты на изделие № 2, тыс. ₽ | Итого затраты, тыс. ₽ |
---|---|---|---|
Материалы |
12 000 |
18 000 |
30 000 |
Зарплата рабочих |
4 000 |
6 000 |
10 000 |
Страховые взносы |
12 00 |
18 00 |
3 000 |
Всего |
17 200 |
25 800 |
43 000 |
Косвенные затраты предприятия за месяц — 25 000 тыс. рублей
Рассчитаем себестоимость каждого изделия. Компания приняла решение распределять косвенные затраты пропорционально материалоемкости, так как бОльшую часть прямых затрат составляют материалы.
Косвенные затраты на изделие № 1 (КР1):
КР1 = 25 000 тыс. ₽ ÷ 30 000 тыс. ₽ × 12 000 тыс. ₽ = 10 000 тыс. ₽
Косвенные затраты на изделие № 2 (КР2):
КР2 = 25 000 тыс. ₽ ÷ 30 000 тыс. ₽ × 18 000 тыс. ₽ = 15 000 тыс. ₽
Полная себестоимость единицы изделия № 1 (СС1):
СС1 = (17 200 тыс. ₽ + 10 000 тыс. ₽) ÷ 100 ед. = 272 тыс. ₽
Полная себестоимость единицы изделия № 2 (СС2):
СС2 = (25 800 тыс. ₽ + 15 000 тыс. ₽) ÷ 200 ед. = 204 тыс. ₽
Переменные и постоянные затраты
Переменные затраты напрямую зависит от выручки компании. Постоянные затраты при изменении выручки не меняются.
Часто переменные затраты совпадают с прямыми, а постоянные — с косвенными. Например, материалы для производства — это и прямые, и переменные затраты. А оклад бухгалтера или юриста — и косвенные, и постоянные. Но возможны и отклонения от правила. Например, промышленное оборудование потребляет электроэнергию: чем больше выпустили продукции, тем больше заплатили энергоснабжающей компании. Однако невозможно напрямую увидеть, сколько электричества потратили на выпуск конкретного изделия. Поэтому электроснабжение цеха — это переменные, но косвенные затраты.
Если у вас стоит задача выделить именно переменные и постоянные затраты, не стоит просто копировать перечни прямых и косвенных. Лучше еще раз проанализировать каждую статью.
Разность между выручкой и переменными затратами называется маржинальной прибылью. Это важный показатель для финансового анализа. По маржинальной прибыли можно оценить, насколько эффективно работает основной бизнес-процесс компании: производство, торговля, оказание услуг. Здесь считают не только абсолютную прибыль, но и рентабельность — отношение прибыли к выручке. Кроме того, на маржинальной прибыли основан расчет безубыточности. Безубыточность достигается в тот момент, когда маржинальная прибыль начинает покрывать постоянные затраты.
Рассмотрим еще один пример. Основные плановые и фактические показатели деятельности компании приведены в таблице:
Показатели | План в тыс. рублей | Факт в тыс. рублей | Отклонение в тыс. рублей |
---|---|---|---|
Выручка |
50 000 |
58 200 |
8 200 |
Переменные затраты |
32 000 |
39 100 |
7 100 |
Маржинальная прибыль |
18 000 |
19 100 |
1 100 |
Рентабельность по маржинальной прибыли |
36,0% |
38,2% |
- 3,2% |
Постоянные затраты |
12 000 |
12 600 |
600 |
Операционная прибыль |
6 000 |
6 500 |
500 |
Рентабельность по операционной прибыли |
12,0% |
11,2% |
- 0,8% |
Налог на прибыль |
1 200 |
1 300 |
100 |
Чистая прибыль |
4 800 |
5 200 |
400 |
Рентабельность по чистой прибыли |
9,6% |
8,9% |
- 0,7% |
Из таблицы видно, что выручка и все виды прибыли в абсолютных величинах превысили планируемые значения. Но рентабельность получилась ниже плановой. Это значит, что затраты компании выросли по сравнению с планом в большей степени, чем доходы. В таком случае нужно провести подробный анализ затрат по статьям и выяснить причины увеличения.
Рассчитаем уровень безубыточности по фактическим данным.
Компания работает «в ноль», если маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Чтобы найти выручку в точке безубыточности (Б), нужно разделить постоянные затраты на рентабельность по маржинальной прибыли:
Б = 12 600 тыс. ₽ ÷ 0,328 = 38 415 тыс. ₽
Заполнить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность через интернет.
Главное о затратах в управленческом учете
Учет затрат дает возможность определить финансовые результаты и эффективность работы компании в целом и по отдельным направлениям и продуктам. Чтобы увидеть объективную картину, лучше считать финансовые результаты методом начисления.
Для получения достоверных данных важно правильно разделить затраты по группам: на прямые и косвенные, а также на переменные и постоянные.
Обязательно изучите дополнительные материалы:
- Что такое управленческий учет и как его вести на примерах
- Что такое счет 43 в бухгалтерском учете
- Как вести управленческий учет по проектам
- Почему нужно вести управленческий учет и по начислению, и по оплате: правила заполнения основных отчетов
Дмитрий Федоров
Автор-экспертБыли ли у вас проблемы с правильным делением затрат по группам? Поделитесь опытом в комментариях.