Виды отчетности организации

Любая организация в процессе деятельности сталкивается с составлением отчетности. Заполнение большей части отчетов находится в компетенции бухгалтеров. В зависимости от содержания отчетов составлять их также могут финансисты, экономисты, менеджеры, кадровики, специалисты по охране труда и т.д.

Классификация

Отчетность можно объединить в группы:

  • по видам;
  • по назначению;
  • по срокам представления;
  • по степени обобщения данных;
  • по способу представления.

В первую группу входит бухгалтерская (финансовая), налоговая, кадровая, управленческая, статистическая, оперативная отчетность.

Бухгалтерская отчетность

Согласно п. 4 ПБУ 4/99 этот вид представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации, а также о результатах ее хозяйственной деятельности.

Из бухгалтерских отчетов можно узнать информацию о материальных запасах, имуществе, долгах, обязательствах, размерах расчетного счета, капитале, а также сведения о текущем финансовом состоянии. Операции, отраженные на синтетических счетах бухгалтерского учета, попадают в актив или пассив баланса. В составе бухгалтерской отчетности также присутствует отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, другие приложения к балансу. Состав отчетности зависит от категории экономического субъекта (ИП, субъект малого предпринимательства, НКО и т.п.).

Бухгалтерская отчетность достоверно отражает истинное положение дел на предприятии. Документацию анализируют банки перед выдачей кредитов, запрашивают акционеры, будущие учредители и инвесторы.

Налоговая отчетность

Включает в себя декларации, расчеты, справки. Компания сдает определенный пакет в зависимости от системы налогообложения и вида деятельности. Обычно декларации включают налоговую базу, ставку, сумму налога. Кроме основных показателей в налоговых отчетах могут быть представлены дополнительные сведения (льготы, расходы, доходы, численность и т.д.). К налоговой отчетности относятся некоторые отчеты по взносам (например, расчет по страховым взносам).

Кадровая отчетность

Сотрудники кадровой службы и бухгалтеры составляют кадровую отчетность. В ней фиксируют данные о работниках, кадровых перемещениях, квотах и т.п.

Кадровые отчеты направляют:

  1. В пенсионный фонд (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД).
  2. В центр занятости (отчеты о вакансиях, квотах для инвалидов).
  3. В военкомат (сведения о воинском учете).
  4. В Росстат (о численности, зарплате, занятости).

Большая часть отчетов по кадрам отправляется в органы статистики. Перечень форм можно уточнить на сайте Росстата.

Управленческая отчетность

Данный вид детализирует отдельные показатели бухгалтерской отчетности. Управленческие отчеты предназначены для внутреннего использования, не сдаются в контролирующие органы. Руководители принимают решения на основании показателей управленческих отчетов. Из управленческой документации можно узнать рентабельность или себестоимость единицы продукции, увидеть убыточные направления деятельности, принять решение об их закрытии. Благодаря аналитическим отчетам становится понятно, какой отдел приносит максимальную прибыль, какие клиенты делают заказы регулярно, за счет каких резервов можно снизить расходы компании или отдельного подразделения. В управленческой отчетности помимо цифр видны причины появления или изменения конкретных показателей деятельности.

Отчеты управленческого характера чаще всего ведут в таблицах Excel. Иногда за основу берут типовую форму, утвержденную законодательством.

Отчетность в органы статистики

Статистические отчеты содержат показатели в денежном и натуральном выражении. Отчитываться в Росстат — обязанность организаций, закрепленная на законодательном уровне. На основании статистических отчетов формируется сводная информация о социальном и экономическом положении в стране, отдельных регионах или отраслях. Данные для статистики организации чаще всего берут из бухгалтерской и/или управленческой отчетности.

Малые предприятия в ряде случаев сдают минимальный набор статистических отчетов (от одной формы в год). Крупные организации могут сдавать от пяти и более форм в квартал. В частности, компании заполняют формы по основным средствам, по численности, зарплате, по инвестициям, о затратах на производство, о финансовом состоянии, о количестве реализованной продукции, о грузоперевозках и т.д.

Оперативная отчетность

Текущий контроль хозяйственных операций в момент их совершения и сразу же после их завершения помогает осуществлять оперативная отчетность. В отчеты включают информацию о выполнении планов поставки, соблюде­нии договорных условий, финансовом положении организации. Для оперативного контроля используют данные аналитического учета.

Отчетность по назначению

Может быть составлена как для внутреннего, так и для внешнего пользования. Поэтому условно отчетность делится на внутреннюю и внешнюю.

Первый вид используется для работы и контроля процессов внутри предприятия. Например, оперативную отчетность можно отнести к внутренней. Цель внутренних отчетов — обеспечить управленческий персонал необходимой информацией.

Налоговая и бухгалтерская отчетность считается внешней. Цель таких отчетов — информирование внешних пользователей (инвесторов, ФНС, банков) о характере деятельности, имущественном положении, прибыли организации. Некоторые организации обязаны публиковать отчетность (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Отчетность по срокам представления

У каждой отчетности существуют сроки составления и представления. Сроки внутренних отчетов устанавливают руководители организации, а сроки внешних регламентированы законодательством.

Бухгалтерская отчетность может быть промежуточной и годовой. Промежуточные отчеты формируются за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев.

В ФНС организации сдают только годовую бухгалтерскую отчетность (если иное не предусмотрено законом).

Промежуточный баланс и отчет о финансовых результатах нередко запрашивают банки, учредители и инвесторы. Промежуточные отчеты помогают оценить текущее положение дел на фирме.

Отчетность для внутреннего пользования может быть ежедневной, недельной, месячной, квартальной, полугодовой.

Отчетность по степени обобщения данных

Здесь можно выделить два вида: первичная и консолидированная.

Первичная отчетность составляется по данным текущего уче­та организации.

Консолидированная отчетность объединяет показатели двух и более юридически самостоятельных орга­низаций, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях.

Отчетность по способу представления

Отчетность можно сдавать в бумажном и электронном виде. Бумажные отчеты можно отнести лично или отправить почтой.

Если говорить о налоговой отчетности и отчетности по взносам, то способ представления зависит от численности и объекта налогообложения. Например, декларацию по НДС все налогоплательщики сдают исключительно в электронном формате. А вот отчет 4-ФСС разрешено сдавать на бумаге, если численность работников не выходит за рамки 25 человек.

Правила представления внутренней отчетности закрепляются внутренними нормативными документами. Многие организации применяют электронный документооборот для работы не только с контролирующими органами, но и для обмена документами внутри компании. Если внутренний ЭДО не используется, отчеты могут быть представлены на бумаге или вестись, например, в гугл-таблицах.

Как упростить процесс оформления и отправки отчетности

Чтобы соблюдать законодательство, можно прописать схему документооборота в организации. В документ можно включить порядок, сроки сдачи обязательной и внутренней отчетности.

Налоговую, бухгалтерскую и статистическую отчетность проще всего заполнять и отправлять через сервис Контур.Экстерн. Здесь вы найдете все актуальные формы и сможете заполнить их непосредственно в системе. Если при заполнении будет допущена арифметическая ошибка, Экстерн предупредит об этом. Заполненную отчетность можно отправить в ФНС, ФСС, ПФР, Росстат, Росприроднадзор и даже в Центральный банк РФ. Отправка и получение отчетов подтверждается квитанциями и протоколами приема.


Новая организация/ИП становятся участниками налоговых правоотношений, как только ФНС вносит запись в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. С этого момента вновь созданная компания обязана представлять налоговую (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ) и бухгалтерскую отчетность в общеустановленные сроки. Список отчетности зависит от системы налогообложения.

Анализ отчетности организации — это инструмент оценки финансового состояния, результатов деятельности, выявления резервов организации. Помогает контролировать выполнение бизнес-планов, оценивать их эффективность, ориентируясь на конечную цель бизнеса — получение прибыли.

Государственные учреждения, как и все коммерческие, ведут бухгалтерский учет и представляют отчетность. Однако этот сектор организаций имеет ряд особенностей, ознакомимся с ними.

Строительные организации — это отраслевые компании, которые имеют особенности в бухгалтерском учете и сдаче отчетность. Что это за особенности, рассказываем в статье.

Кредитные организации занимаются банковскими операциями. Центральный банк РФ выдает лицензию на деятельность этих компаний. Цель их работы — получение прибыли. От этого зависят бухгалтерский учет и специфика сдачи отчетности.


Сдавайте отчетность бесплатно 14 дней
Попробовать