Бухгалтерскую (финансовую) отчетность в том или ином виде формируют все организации. Какие возможности дает изучение отчетности, как ее заполнять, когда сдавать — расскажем в статье.
Сдать бухгалтерскую отчетность по актуальным формам.
Цели и пользователи бухотчетности
Бухгалтерская отчетность формируется по данным бухгалтерского учета. Ее показатели чаще всего отличаются от показателей налоговых отчетов — это происходит из-за разницы в правилах отражения операций.
Бухотчетность формируют для разных целей:
- выполнение законных требований и представление отчетности в госорганы;
- информирование пользователей: финансовых директоров, экономистов, учредителей, акционеров, инвесторов, аудиторов — о финансовом состоянии компании и итогах ее работы для принятия управленческих решений;
- анализ финансового состояния для принятия решений о дальнейшем развитии бизнеса (для этого на основе бухгалтерской можно составить управленческую отчетность);
- поиск иностранных партнеров при выходе на международный рынок.
Пользователи бухотчетности бывают внешними и внутренними:
- внешние пользователи — это банки, инвесторы, контрагенты, страховые компании, аудиторы, ФНС;
- внутренние пользователи — это сотрудники предприятия, которые работают с отчетностью: менеджеры, экономисты, руководители.
Принципы составления отчетности
Главный бухгалтер при составлении бухгалтерских отчетов следует ряду правил. Основные принципы и требования к отчетности прописаны в ПБУ 4/99. Вот некоторые из них:
- Достоверность данных. Если выполнять все правила учета, прописанные в законе, отчетность получится достоверной. Умышленное или случайное искажение операций влияет на достоверность. Способы и методы учета компания закрепляет в учетной политике и ведет бухучет согласно ей.
- Полнота данных. Все операции должны отражаться на соответствующих счетах учета. Затем собранная по счетам информация станет основой для отчетов. Показатели, которые не дают полного представления о финансовом состоянии компании, нужно расшифровать — для этого есть пояснительная записка.
- Существенность. В отчет должны попасть все существенные показатели. Это данные, нераскрытие которых может повлечь принятие неверных управленческих решений.
- Нейтральность. Информация в отчетах должна удовлетворять интересы всех ее пользователей. Формировать бухотчетность только в интересах конкретного пользователя нельзя.
- Последовательность. Компания должна соблюдать принятые формы отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому.
Сдать всю отчетность через интернет — с подсказками и проверкой на ошибки.
Виды бухгалтерской отчетности
По времени составления можно выделить годовую и промежуточную отчетность. В зависимости от объема информации выделяют полную и упрощенную отчетность. Отдельная категория — отчеты коммерческих и некоммерческих организаций. Разделить отчетность можно и по типу составителя: первичную составляет отдельно взятая компания или филиал, а консолидированную отчетность формирует головная организация.
Годовая и промежуточная отчетность
Основные отчеты составляются за год — по итогам календарного года. Именно такую бухгалтерскую отчетность сдают организации в ФНС.
Промежуточную отчетность обычно формируют для внутреннего пользования. Ее показатели помогают экономистам, руководителям отделов скорректировать направления деятельности и принять нужные управленческие решения. Промежуточные отчеты в зависимости от цели могут формироваться за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев.
Иногда промежуточную отчетность запрашивают банки для одобрения кредитов. В ФНС промежуточную бухгалтерскую отчетность представлять не нужно.
Полная и упрощенная отчетность
Полная бухгалтерская отчетность содержит развернутую информацию. В упрощенную отчетность включают свернутые показатели, объединяют статьи баланса. Оба вида отчетности имеют унифицированные бланки.
Полную отчетность имеют право сдавать все компании без исключения. А вот упрощенную — только компании, применяющие упрощенные способы ведения учета (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011).
Сдавать упрощенную отчетность могут:
- субъекты малого предпринимательства: малым признается предприятие со штатом до 100 человек и годовым доходом не выше 800 млн рублей;
- некоммерческие организации;
- участники проекта «Сколково».
Важно! Если решите сдавать упрощенную отчетность, проверьте, не входит ли ваша компания в список исключений (п. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011).
Отчетность коммерческих и некоммерческих организаций
Состав отчетности организаций, работающих на разные цели, прописан в ст. 14 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011.
Бухгалтерский баланс сдают все компании независимо от вида деятельности и статуса.
Кроме баланса коммерция сдает отчет о финансовых результатах, а некоммерческие организации сдают отчет о целевом использовании средств. Оба вида предприятий также сдают приложения к отчетности: отчет о движении денежных средств, отчет об изменении капитала, пояснения к балансу.
Отчитайтесь в ФНС и другие контролирующие органы в срок и без ошибок по актуальным формам
Первичная и сводная консолидированная отчетность
Если у ООО или АО нет филиалов, дочерних и зависимых обществ, то по итогам года сдается бухгалтерская отчетность с показателями компании.
А вот, например, холдинги сдают сводную отчетность. Консолидированная отчетность объединяет в себе отчеты всех филиалов, дочерних компаний и т.п. Допустим, в холдинг входят пять дочерних компаний. По итогам года и холдинг, и каждая из «дочек» составляют собственный баланс. Далее холдинг берет показатели своего баланса и объединяет с показателями балансов всех дочерних предприятий. Получается консолидированный баланс.
Нюансы и порядок формирования консолидированной финансовой отчетности закреплены в Федеральном законе от 27.07.2010 № 208-ФЗ.
Согласно этому закону формировать консолидированную отчетность должны:
- кредитные организации;
- страховые организации (кроме страховщиков по ОМС);
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- управляющие компании НПФ, инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;
- федеральные государственные унитарные предприятия, список которых утверждается Правительством РФ;
- клиринговые организации;
- акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и список которых утверждается Правительством РФ;
- организации, для которых создание, представление, раскрытие такой отчетности предусмотрены другими федеральными законами: например организаторы торгов сдают консолидированные отчеты;
- иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов.
Формы бухгалтерской отчетности
Привычные для бухгалтеров формы утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Как заполнять эти формы, каких правил придерживаться, можно узнать из ПБУ 4/99.
Баланс. Основной формой бухотчетности считается баланс (форма по ОКУД 0710001). Как у счетов бухучета есть дебет и кредит, так и у баланса есть актив и пассив. Актив и пассив баланса заполняют на основании остатков по счетам бухгалтерского учета. Обе части баланса должны быть равны — тогда говорят, что баланс сошелся. Актив и пассив состоят из нескольких разделов. По каждому разделу подводится итог — суммируются цифры по статьям баланса. В упрощенном балансе содержится минимальное количество строк, а в стандартной форме показатели фиксируются подробно.
Баланс позволяет оценить надежность компании, ее долги, состояние расчетного счета, размер уставного капитала, наличие имущества и т.д.
Отчет о финрезультатах. А вот понять, как работает компания — в минус или плюс, поможет отчет о финансовых результатах. Здесь построчно прописывают расходы и доходы, выводят годовой результат (прибыль или убыток).
Малые предприятия, взявшие для работы упрощенные способы учета, обычно сдают баланс и отчет о финансовых результатах.
Кроме указанных выше форм в годовую отчетность входят еще три.
Сдать полную и упрощенную бухгалтерскую отчетность по актуальным формам.
Отчет об изменениях капитала служит приложением к балансу и отчету о финансовых результатах. В нем отчете отражают движение капитала (уставного, резервного, добавочного капитала, акций). Также здесь фиксируется нераспределенная прибыль и вносятся корректировки в связи с изменением учетной политики. В третьем разделе отчета можно увидеть, как менялись чистые активы за последние три года.
Отчет о движении денежных средств — еще одно приложение к отчетности. Оно раскрывает движение денег по разным направлениям. Из отчета пользователь узнает, какие платежи и расходы были по текущей, финансовой и инвестиционной деятельности.
Отчет о целевом использовании средств заполняют некоммерческие организации. Именно так они показывают, куда потратили средства целевого финансирования.
Аудиторское заключение для некоторых предприятий входит в состав бухотчетности: оно обязательно для акционерных обществ, крупных компаний с прибылью более 400 млн рублей и некоторых других (Федеральный закон от 30.12.2008 №307). Нередко компании прилагают к отчетам пояснительную записку.
Подготовка бухгалтерской отчетности
Учет операций в компании ведут бухгалтеры. Отчетность обычно формирует главный бухгалтер. Формально ее может составить и рядовой бухгалтер, но ответственность лежит на главбухе. А еще организация может отказаться от услуг штатного бухгалтера и передать ведение учета и отчетности в аутсорсинг.
Составлению бухгалтерской отчетности предшествует закрытие нужных счетов, проведение сверки, инвентаризация расчетов и имущества. Также нужно проверить наличие первички и восстановить отсутствующие документы. Когда все данные отражены, выполнены необходимые операции, проводится реформация баланса. Благодаря этой процедуре определяется итог деятельности — прибыль или убыток.
Компании, подлежащие обязательному аудиту, перед составлением отчета приглашают аудиторов. Специалисты проверяют порядок учета и итоговую отчетность. После тщательного анализа выдают аудиторское заключение.
Бухгалтерскую отчетность заверяет руководитель организации.
Сдать всю отчетность через интернет — с подсказками и проверкой на ошибки.
Заполнение бухгалтерской отчетности
Сегодня уже никто не заполняет баланс вручную — отчеты автоматически формируются в программе учета. Грамотный бухгалтер умеет читать баланс и понимает, откуда взялась каждая цифра. Часто приходится корректировать баланс, сформированный компьютером. Но если фирма небольшая, то учетная программа может сформировать отчеты без нареканий.
Сверить баланс можно с остатками по оборотно-сальдовой ведомости. Например, в строку «Запасы» попадает дебетовое сальдо по счетам 10, 20, 41, 43 и другим счетам учета запасов, незавершенки. Данные остальных бухгалтерских отчетов также можно сравнить с остатками по счетам учета.
При заполнении бухгалтерской отчетности нужно руководствоваться учетной политикой компании, утвержденными ПБУ и ФСБУ, Законом о бухгалтерской учете № 402-ФЗ и другими нормативными актами. Все отчеты заполняются на машиночитаемых бланках, рекомендованных ФНС.
Отчетный период для бухгалтерской отчетности
Календарный год — это отчетный период для годовой отчетности. Отчетный период может быть меньше, если организация в текущем году реорганизована, ликвидирована или создана (ст. 15 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011).
Последняя отчетность при ликвидации организации составляется на основании утвержденного ликвидационного баланса.
Для вновь созданной компании отчетный период начинается со дня регистрации и завершается 31 декабря того же года.
При открытии фирмы после 30 сентября отчетный период затронет два соседствующих года. Например, если компания зарегистрирована 10 октября 2021 года, первый отчетный период будет такой: 10.10.2021 — 31.12.2022.
Для промежуточной бухгалтерской отчетности отчетные периоды начинаются с 1 января, а заканчиваются в последний день периода, за который отчетность сформирована. Например, промежуточный баланс может быть составлен с 01.01.2021 по 30.06.2021 или с 01.01.2021 по 30.09.2021.
Важно! Срок представления годовой финансовой отчетности закреплен в п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон говорит, что отчитаться необходимо до конца марта.
Закон обязывает сдавать отчетность в электронном виде. Сделать это просто, если формировать отчеты в специальном сервисе, например в Контур.Экстерне. Он содержит все необходимые формы бухотчетности. Если чиновники вносят в отчеты изменения, шаблоны обновляются автоматически. В сервисе есть проверка формул: если актив будет больше пассива или наоборот, система уведомит об этом. Перед отправкой система проверяет отчеты по контрольным соотношениям, рекомендованным ФНС. Отдельные оповещения придут после отправки отчета: отправлено, доставлено, принято налоговой службой — такие уведомления отобразятся в Контур. Экстерне.
Коротко о главном
Бухгалтерскую отчетность составляют все компании. Показатели отчетности могут рассказать о финансовом состоянии бизнеса. Отчеты проверяет ФНС, поэтому важно составлять их без ошибок и сдавать своевременно. Ведите бухучет правильно — и вам не придется тратить на составлении отчетности много времени.
Сдать всю отчетность через Контур.Экстерн — с подсказками и проверкой на ошибки.