Как учитывать товары в бухгалтерском учете — Контур.Экстерн Баннер

Как принять товар на учет

6 октября 2023

Когда ООО или ИП оформляет поступившие товары в бухгалтерском учете, проводки будут зависеть от того, как планируется применять закупленные ценности: перепродавать, использовать в деятельности, а может быть, вернуть часть товаров продавцу из-за брака. Расскажем, на каких счетах бухучета отражать операции по поступлению товаров и когда отражать их на забалансовых счетах.

Что такое товары в бухгалтерском учете

Товары — это материальные ценности, которые компания покупает у других лиц для перепродажи без какой-либо обработки.

К товарам не относятся:

  • продукция, которую компания сама производит на продажу;
  • материалы, сырье и основные средства, которые компания закупает для организации производства и другой деятельности.

Учет товаров прописан в бухгалтерском стандарте ФСБУ 5/2019 «Запасы», который действует с 2021 года. Поступление и списание товаров отражают на счете 41. К бухгалтерскому учету их принимают по фактической себестоимости, которая включает все затраты, связанные с покупкой и продажей (п. 9, 11 ФСБУ 5/2019):

  • оплата поставщику за товар или партию товаров;
  • затраты на погрузку, доставку и разгрузку на складе компании, доставку до места дальнейшей продажи;
  • затраты на подготовку к продаже (фасовка, упаковка, сортировка);
  • другие расходы в процессе перепродажи, например таможенные пошлины и пр.

Торговые организации могут не включать затраты на доставку приобретенных товаров в их фактическую себестоимость, а отнести их к расходам на продажу. То есть у торговых организаций есть дополнительный способ учета транспортно-заготовительных расходов по товарам (п. 21 ФСБУ 5/2019).

В стоимость товара не включают затраты, которые нельзя признать необходимыми для покупки. Это могут быть затраты из-за аварий и чрезвычайных ситуаций, оплата хранения, управленческие расходы и пр.

Отчитайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.

Какие документы нужны для учета товаров 

Для учета товаров важно правильно оформить первичные документы, ведь в бухгалтерии документ — это основа любых операций. Нет документа — нет и объекта учета. Поэтому при приемке товара нужно проверить и подписать необходимые документы в двух экземплярах для покупателя и продавца.

Закон не регламентирует приемку товаров в магазине или на складе компании, поэтому поставщик и покупатель сами устанавливают эти условия в договоре поставки (ст. 513 ГК РФ). Важно прописать обязанности сторон, условия доставки, время на приемку товара, перечень сопроводительных документов, условия для заказа товаров (письмом, звонком, по предоплате и пр.) и другие важные пункты.

Важно подготовиться к приемке, освободить место на складе или в магазине и подготовить сотрудников. Во время приемки материально ответственное лицо проверяет качество и количество товаров и оформление сопроводительных документов:

  • товарной накладной;
  • товарно-транспортной накладной;
  • счета-фактуры или УПД, который объединяет счет-фактуру и товарную накладную.

Счет-фактура или УПД позволяют зачесть к возмещению НДС на полученные товары, это актуально для компаний на ОСНО. Покупатели, работающие на УСН или патенте, не платят НДС и могут не составлять счет-фактуру или УПД, а если его выставил поставщик, то входящий НДС учитывают в составе себестоимости товара.

Лицо, ответственное за приемку, проверяет вид, количество товара, его качество и укомплектованность: все это должно соответствовать сведениям в первичных документах. Если товар в порядке и все соответствует сведениям в первичке, покупатель подписывает сопроводительные документы.

Если части товаров недостает или выявлен брак при приемке — составляют акт о расхождении по количеству и качеству, чтобы затем предъявить претензии поставщику. Брак обнаруживают и после оформления товаров в учете, тогда составляют акт о выявленных недостатках, претензионное письмо, накладную на возврат и счет-фактуру. В договоре можно прописать сроки, в которые покупатель проверяет товар после поставки: скажем, сутки для скоропортящихся товаров и неделя для товаров длительного хранения.

Как оприходовать товары

Оприходовать товар — значит отразить его поступление в организацию. Это делают в складском или товароучетном сервисе, в зависимости от того, какой системой пользуется компания, и в бухгалтерском учете. При постоплате и предоплате проводки по оприходованию товара будут одинаковыми, но изменяется их порядок. Напомним, что в себестоимость товаров можно включить затраты на доставку, погрузку, разгрузку и пр.

При постоплате бухгалтер оформит следующие проводки:

Дт 41 Кт 60 — оприходованы товары (без НДС);
Дт 19 Кт 60 — отражен предъявленный поставщиком НДС;
Дт 41 Кт 60 — учтены затраты в составе себестоимости (например, доставка);
Дт 19 Кт 60 — отражен предъявленный поставщиком НДС (на доставку);
Дт 68 Кт 19 — НДС принят к вычету (для компаний на ОСНО на основе счета-фактуры);
Дт 60 Кт 50 (51) — закрыта задолженность перед поставщиком товара.

При предоплате проводки будут такими:

Дт 60 Кт 50 (51) — перечислена оплата поставщику;
Дт 41 Кт 60 — оприходованы товары (без НДС);
Дт 19 Кт 60 — отражен предъявленный поставщиком НДС;
Дт 68 Кт 19 — НДС принят к вычету (компанией на ОСНО на основе счета-фактуры).

Если выявлен брак и покупатель будет возвращать товары поставщику, оприходование оформляется иначе. Проводки меняются в зависимости от того, приняли товар к учету и оплатили или нет. Если брак выявили при приемке, товар не оформили в учете и не оплатили, его учитывают на забалансовом счете 002, а возврат оформляют по кредиту этого счета:

Дт 002 — приняты бракованные товары на ответственное хранение;
Кт 002 — бракованные товары переданы обратно поставщику.

Компания закупила для перепродажи 5 стульев стоимостью 6 000 рублей, в том числе НДС 1 000 рублей. Один стул оказался сломан, брак обнаружили при приемке, сломанный стул оформили на ответственное хранение, остальные оприходовали. Бухгалтер оформил следующие проводки:

Дт 002 — 1000 рублей — 1 бракованный стул принят на ответственное хранение;
Дт 41 Кт 60 — 4 000 рублей — 4 стула оприходованы (без НДС);
Дт 19 Кт 60 — 800 рублей — отражен предъявленный поставщиком НДС по принятым к учету товарам;
Кт 002 — 1 000 рублей — 1 бракованный стул возвращен поставщику.

Если брак выявили после постановки на учет и оплаты, в учете нужно оформить возврат товаров и списать НДС, который еще не принят к вычету. Если НДС уже возместили, его нужно восстановить:

Дт 76 Кт 41 — бракованные товары возвращены поставщику;
Дт 76 Кт 68 — восстановлен НДС; 
или Дт 76 Кт 19 — списан НДС;
Дт 51 Кт 76 — возвращены деньги за бракованные товары.

Торговая компания закупила для перепродажи у одного поставщика облицовочный кирпич в количестве 30 000 штук стоимостью 480 000 рублей (включая НДС) и механизм-погрузчик кирпича для работы на складе стоимостью 360 000 рублей (включая НДС). Для доставки товаров компания воспользовалась услугами сторонней транспортной компании. Стоимость услуги, а также погрузки и разгрузки палет с кирпичом составила 40 000 рублей (без НДС), стоимость доставки и настройки погрузчика — 30 000 рублей (без НДС).

После приемки и оформления первичных документов бухгалтер оформил следующие проводки в учете по партии кирпича:

Дт 41 Кт 60 — 400 000 рублей — оприходован кирпич (без НДС);
Дт 19 Кт 60 — 80 000 рублей — отражен предъявленный поставщиком НДС со стоимости кирпича;
Дт 41 Кт 60 — 40 000 рублей — в стоимости кирпича учтена стоимость доставки;
Дт 19 Кт 60 — 8 000 рублей — отражен предъявленный поставщиком НДС на доставку;
Дт 68 Кт 19 — 88 000 рублей — НДС принят к вычету.

Погрузчик компания получила от того же поставщика в тот же день в рамках того же договора, но в учете эта покупка оформляется иначе. Погрузчик закуплен как основное средство для работы на складе, так что проводки будут другими. Для оформления используют счета 08 и 01.

Чем отличается бухучет товаров в розничной и оптовой торговле

Оптовики учитывают товары по стоимости приобретения, а розничные магазины могут выбирать: учитывать товары по покупной или продажной стоимости, учитывая отдельно наценки и скидки (п. 21 ФСБУ 5/2019). Выбор компания закрепляет в учетной политике.

Сравним оформление в учете товаров в оптовой компании и в розничном магазине, который ведет учет по продажной стоимости с выделением наценки.

Опт Розница Содержание проводки
Дт 41 Кт 60 Дт 41 Кт 60 Оприходован товар (без НДС)
Дт 19 Кт 60 Дт 19 Кт 60 Отражен предъявленный поставщиком НДС
Дт 41 Кт 60 Дт 41 Кт 60 Отражены расходы на доставку
Дт 19 Кт 60 Дт 19 Кт 60 Отражен предъявленный поставщиком НДС (по доставке)
    Дт 41 Кт 42 Отражена наценка

Главное о том, как принять товар на учёт

  1. При приемке товаров важно оформить первичные документы, по которым их затем принимают к учету.
  2. Ключевая проводка при оприходовании товаров: Дт 41 Кт 60.
  3. Если товары принимаются на временное хранение (в случае брака), их учитывают на забалансовом счете 002.
  4. Стоимость услуг по доставке может включать расходы на доставку в составе себестоимости, как мы показали в примере.

Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий