Компании обязаны вести бухгалтерский учет и все операции оформлять специальными записями — бухгалтерскими проводками. Такие операции очень разнообразны, и выучить все варианты проводок невозможно. Начинающему бухгалтеру нужно понять логику выбора проводок, чтобы справляться с оформлением любых операций.
Что такое план счетов
Любые операции привязывают к счетам бухгалтерского учета. Все возможные счета бухучета есть в Плане счетов, который введен в действие Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Редкая компания использует в своей работе все счета из Плана, обычно выбираются те, которые на самом деле нужны в работе, из них составляется Рабочий план счетов. Его утверждает директор. Учить счета не нужно: пользуйтесь Планом, и постепенно вы все запомните.
В Плане счета разделены на 8 разделов, к ним примыкает раздел забалансовых счетов. В разделах есть счета без названий — когда-нибудь Минфин введет для этих номеров новые счета.
В каждом разделе Плана есть активные, пассивные и активно-пассивные счета.
Активные счета. На этих счетах учитывают активы компании: имущество, деньги, инструменты и оборудование, сырье, долги контрагентов, денежные вложения. Такой счет увеличивается по дебету, а сокращается по кредиту. Остаток бывает только дебетовый, ведь активы не бывают «отрицательными». Например, это счета 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 50 «Касса».
Пассивные счета. Здесь показывают источники имущества организации. Например, уставный капитал, долги компании перед кредиторами. Допустим, компания покупает материалы в кредит. Материалы — это актив, а долг и проценты по кредиту — пассив. Пассивные счета увеличиваются по кредиту, а сокращаются по дебету. Остаток на счете бывает только кредитовый. Примеры пассивный счетов: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 80 «Уставный капитал».
Активно-пассивные счета. Их применяют одновременно для учета активов и долгов. Скажем, это счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»: по дебету показывают актив — долги клиентов перед организацией за товары или услуги, а по кредиту показывают обязательства — предоплаты клиентов за будущие отгрузки. Остаток на счете может быть и дебетовым, и кредитовым. Еще примеры активно-пассивных счетов: 40 «Выпуск продукции», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 90 «Продажи».
Пример
Швейная фабрика закупает ткань на 500 000 рублей, для этого берет краткосрочный кредит в банке. Покупка описывается такими проводками по разным счетам:
- Дт 51 (активный) Кт 66 (пассивный) — 500 000 рублей — в банке получен кредит, деньги пришли на расчетный счет (51), увеличив активы фирмы, но появился долг перед банком (66), увеличив обязательства компании.
- Дт 10 (активный) Кт 60 (активно-пассивный) — 500 000 рублей — поставщик привез склад материалы (10) и активы компании выросли, но выросли и обязательства: теперь фабрика должна своему поставщику деньги (60).
- Дт 60 (активно-пассивный) Кт 51 (активный) — 500 000 рублей — фабрика перечислила деньги с расчетного счета поставщику, при этом сократились активы (деньги), но сократились и пассивы (долг перед контрагентом).
Что такое двойная запись
Проводки строятся двойной записью: каждая включает два бухгалтерских счета. Например, компания перечислила деньги поставщику с расчетного счета, как в нашем примере выше. В проводке участвуют два счета: 51 «Расчетные счета» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Принцип двойной записи обеспечивает баланс: пассивы всегда равны активам. У любого имущества всегда есть источник, и двойная запись показывает именно это.
Бухгалтерские записи разделяют на четыре группы.
Актив и пассив растут (А+ П+). Пример мы приводили выше: компания взяла кредит в банке, и на ее счет пришли деньги. Дт 51 Кт 66 — выросли активы компании, но появились обязательства перед банком и увеличились пассивы. Еще один пример: поставщик привез на склад материалы, и у фабрики появилась задолженность перед ним: Дт 10 Кт 60.
Актив и пассив уменьшаются (А- П-). Такую ситуацию мы тоже рассматривали: компания расплатилась с поставщиком, сумма денег на расчетном счете уменьшилась, но и долг перед контрагентом тоже сократился. Дт 60 Кт 51.
Заполнить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность через интернет.
Средства перераспределяются внутри актива (А+ А-). Один актив растет за счет другого. Пример такой операции — списание материалов в производства, когда они с одного бухгалтерского счета «переезжают» на другой. Дт 20 «Основное производство» Кт 10 «Материалы». На счете материалов сумма сократилась, а на счете производства возросла.
Средства перераспределяются внутри пассива (П+ П-). Ситуация аналогична предыдущей, только здесь один пассив растет за счет другого. Пример — удержание НДФЛ из зарплаты сотрудника, когда бухгалтер из задолженности перед сотрудником берет подоходный налог и переносит на счет задолженности перед бюджетом: Дт 70 «Расчеты с сотрудниками» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам». Задолженность перед сотрудником сократилась, а перед бюджетом выросла.
При составлении любой проводки важно следить за принципом баланса: актив равен пассиву.
Примеры проводок для начинающих
Мы не будем приводить все возможные примеры проводок. Начинающему бухгалтеру важно освоить правило их построения. Но приведем самые популярные проводки, которые помогут понять логику оформления операций в учете.
Дебет | Кредит | Содержание |
---|---|---|
Движение денег | ||
50 (51) | 62 | В кассу (или на расчетный счет) пришли деньги от покупателя |
51 | 50 | Из кассы на расчетный счет перевели деньги |
57 | 51 | Для покупки валюты перевели деньги с расчетного счета |
52 | 57 | На валютный счет банк зачислил деньги |
60 | 50 (51) | Поставщику выдали деньги из кассы (отправили с расчетного счета) |
62 | 50 (51) | Покупателю вернули деньги из кассы (с расчетного счета) |
68 | 51 | Отправили налоги на ЕНС |
69 | 51 | Отправили страховые взносы на ЕНС |
71 | 50 (51) | Выдали под отчет работнику деньги из кассы (перечислили со счета) |
Расчеты с поставщиками | ||
08 (10, 41) | 60 | Поставщик отгрузил основное средства (материалы или товары) |
20 | 60 | Поставщик выполнил работы для основного производства |
19 | 60 | Учли входящий НДС |
Движение материалов и сырья | ||
10 | 60 | Поставщик передал материалы |
10 | 71 | Купили материалы с помощью подотчетного лица |
08 | 10 | Списали материалы для создания объекта основных средств |
20 | 10 | Отправили материалы в основное производство |
25 | 10 | Отправили материалы на общепроизводственные цели |
26 | 10 | Списали материалы в пользу управленческих расходов |
44 | 10 | Списали материалы в пользу расходов на продажу |
91 | 10 | Списали себестоимость проданных материалов |
94 | 10 | Отразили обнаруженную недостачу по материалам |
Основные средства | ||
08 | 60 | Оформили расходы на создание объекта основных средств |
19 | 60 | Учли входящий НДС |
01 | 08 | Приняли и ввели в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости |
20 | 02 | Начислили амортизацию имущества |
62 | 91 | Оформили доход от продажи имущества |
91 | 68 | Отразили НДС с продажи имущества |
02 | 01 | Списали амортизацию по имуществу |
91 | 01 | Списали в расходы остаточную стоимость имущества |
Зарплата | ||
20 (44) | 70 | Начислили зарплату сотрудникам основного производства (или сотрудникам торговой организации) |
08 | 70 | Начислили зарплату работникам по созданию имущества |
20 (44) | 69 | Начислили страховые взносы с зарплат работников основного производства (или сотрудников торговой организации) |
70 | 68 | Удержали НДФЛ с зарплат сотрудников |
70 | 76 | Удержали алименты или другие долги из зарплаты по исполнительным листам |
70 | 71 | Удержали долг по сумме, выданной под отчет |
Продажи | ||
62 | 90.1 | Оформили выручку от реализации |
90.2 | 43 (41) | Списали в расходы себестоимость изготовленной продукции (товаров) |
90.3 | 68 | Начислили НДС с продажи |
51 | 62 | Получили аванс от покупателя |
76 | 68 | Начислили НДС с аванса покупателя |
Финансовый результат | ||
90 | 99 | Оформили прибыль от продажи товаров или услуг |
99 | 90 | Оформили убыток от продажи товаров или услуг |
91 | 99 | Оформили прибыль от прочей деятельности |
99 | 91 | Оформили убыток от прочей деятельности |
84 | 99 | Провели реформацию баланса: по итогам года есть непокрытый убыток |
99 | 84 | Провели реформацию баланса: по итогам года есть прибыль, отнесли ее на нераспределенную прибыль прошлых лет |
Это лишь часть возможных бухгалтерских проводок. Сегодня бухгалтеру нужно разбираться в проводках не для того, чтобы самостоятельно их составлять. Его задача — контролировать работу учетных систем, таких как Контур.Экстерн, в которых ведется бухгалтерия предприятия. Бухгалтер вносит первичный документ по операции, а система предлагает проводку, специалисту остается проверить ее и утвердить. Это удобно и для новичков, и для профессионалов в бухучете.
Читайте также:
- Какие проводки использовать для отражения поступления материалов
- Чем бухгалтерский учет отличается от налогового
- Какие проводки использовать для возврата товара поставщику
- Бухгалтерский и налоговый учет экспорта и импорта товаров
Ирина Николаева
Автор статьиКакие у вас самые любимые проводки? Поделитесь в комментариях.