Недостачи и излишки: бухгалтерский учет

Недостачу или излишек товаров, материалов, готовых изделий на складах, основных средств или денежных средств можно выявить в результате инвентаризации.

Инвентаризации бывают обязательные (предусмотренные законом), а бывают необязательные — по усмотрению руководителя. Любая инвентаризация должна быть оформлена должным образом. Если по итогам пересчета фактическое количество ТМЦ не соответствует учетному остатку, возникает недостача или излишек.

Когда проводить инвентаризацию

Ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ устанавливает требование об инвентаризации различных обязательств и активов.

Периодичность инвентаризаций прописана в п. 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34Н.

Когда нужно обязательно инвентаризировать имущество:

  • перед формированием годового баланса. Если инвентаризацию провели после 1 октября, то повторно в конце года ее проводить не нужно. Основные средства можно пересчитывать каждые три года;
  • при передаче имущества арендатору;
  • при увольнении материально ответственных лиц;
  • при установлении фактов воровства, порчи имущества;
  • после пожаров, наводнений и т.п.;
  • при ликвидации компании и т.д.

Этапы инвентаризации и ее оформление

Можно выделить несколько этапов инвентаризации.

Сначала руководитель издает приказ, в котором обязательно фиксирует сроки проведения, участников инвентаризационной комиссии, перечень инвентаризируемых объектов. Приказ можно оформить по унифицированной форме ИНВ-22. Реквизиты приказа вносятся в журнал регистрации. Приказ отдается лично в руки председателю комиссии.

После утверждения приказа комиссия приступает к пересчету указанных ценностей. Все члены комиссии должны участвовать в инвентаризации.

Полученные в ходе пересчета данные фиксируют в инвентаризационных описях. Форму описи утверждает руководитель в учетной политике. При желании можно утвердить и применять на практике формы ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-3, ИНВ-5 и т.д. Вид формы зависит от вида проверяемого объекта.

Если в ходе инвентаризации найдены недостачи и излишки, формируются сличительные ведомости (ИНВ-18, ИНВ-19).

Для обобщения всех результатов инвентаризации применяют ведомость ИНВ-26.

В конце инвентаризации комиссия составляет акт, в котором описывает результаты проделанной работы. Все члены комиссии подтверждают отраженные факты с помощью своей подписи.

Все выявленные излишки нужно поставить на баланс по рыночной стоимости.

Иногда недостачу списывают за счет виновных лиц. Но чаще всего виноватых найти сложно, поэтому недостачи списывают на расходы предприятия.

Проводки

Дебет 94 Кредит 01, 10, 41, 43 — на счетах бухучета показана недостача

Дебет 73 Кредит 94 — сумма недостачи закреплена за виновным лицом

Дебет 91.2 Кредит 94 — недостача списана на расходы

Дебет 20, 25, 23, 44 Кредит 94 — списана недостача в пределах норм естественной убыли

Дебет 01, 10, 41, 43, 50 Кредит 91-1 — на счетах бухучета отражены излишки

Своевременные проверки помогут свести недостачи и излишки к минимуму.


Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС
вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.
Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать


Все статьи

Напишите нам

Предложение, пожелание, замечание, просьбу, а может вопрос?

Напишите нам

Сообщение отправлено. Ответим в течение 3-х часов.