Как работодателю действовать при трудовых спорах — Контур.Экстерн Баннер

Трудовые споры и порядок их разрешения

Обновлено 13 января 2025 1

В начале июля 2023 года Роструд анонсировал сервис по урегулированию разногласий между работодателем и работником на портале «Онлайнинспекция.рф». Его можно использовать как инструмент разрешения конфликта без участия трудовой инспекции или суда. Если в течение 10 рабочих дней работодатель не отреагирует на обращение работника, то система поможет перенаправить жалобу в региональную ГИТ. Решили напомнить, что такое трудовые споры, и как работодателю правильно действовать при них, чтобы не доводить дело до трудовой инспекции или суда.

Какие бывают трудовые споры

В Трудовом кодексе урегулированию разногласий между работодателем и работником посвящено две отдельных главы:

  • глава 60 — индивидуальные трудовые споры;
  • глава 61 — коллективные трудовые споры.

В них содержатся правила урегулирования разногласий между работодателем и работником в разных ситуациях.

Индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных норм трудового права, в том числе содержащихся в коллективном договоре, локальных нормативных актах, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: в комиссию или в суд (ст. 381 ТК РФ). Например, сотрудник не согласен с тем, что ему не предоставляется бесплатное молоко «за вредность», и подал иск в суд.

К индивидуальным трудовым спорам также относятся споры между работодателем и бывшим работником; споры с соискателями на вакансии, которым отказали в заключении трудового договора. Это, например, иски о восстановлении на работе из-за незаконного увольнения.

Автоматизируйте работу с сотрудниками: рассчитывайте зарплату, НДФЛ, взносы, оформляйте кадровые документы прямо в Экстерне

Коллективные трудовые споры — неурегулированные разногласия между профсоюзами (представителями работников) и администрацией (представителями работодателя) по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения колдоговоров, соглашений, а также при отказе работодателя учесть мнение профсоюза при разработке локального нормативного акта (ст. 398 ТК РФ). Их разрешают в примирительной комиссии, с помощью посредника и (или) в арбитраже.

Коллективный трудовой спор возникает, например, когда работодатель и профсоюз не могут договориться в коллективных переговорах о видах и размерах гарантий сотрудникам в коллективном договоре. Или трудовой коллектив хочет изменить порядок индексации заработной платы, а администрация против. Разногласия по вопросу применения уже действующих правил к ним не относятся, даже если жалобы поступят от нескольких работников.

Это отличие надо понимать, поскольку при коллективных трудовых спорах работники имеют право на такую самозащиту, как забастовка, а при индивидуальных трудовых спорах — нет (ст. 409 ТК РФ).

Обращение работника к работодателю через сервис Роструда на сайте «Онлайнинспекция.рф» — это еще не спор. Это жалоба, решить которую можно при прямом взаимодействии администрации и сотрудника, без ГИТ или без привлечения комиссии по трудовым спорам (КТС), иска в суд.

Как работает сервис Роструда

Работодатель может получать жалобы от работников напрямую через сайт «Онлайнинспекция.рф», а не узнавать о них из запроса ГИТ или прокуратуры, когда уже могут появиться основания для проведения проверки. Сервис доступен тем компаниям, у которых есть учетная запись юридического лица на Госуслугах. В июле 2023 года он работает в тестовом режиме.

Как пользоваться сервисом:

  • Работодатель авторизуется на сайте «Онлайнинспекция.рф» через учетную запись юрлица на Госуслугах. В результате он получает доступ в Личный кабинет, в котором будет указан ИНН организации.
  • Работник направляет жалобу на сайте «Онлайнинспекция.рф», указав ИНН работодателя. Обращение поступает в Личный кабинет организации. Также работодатель получит письмо-уведомление на свой официальный E-mail.
  • В течение 10 рабочих дней нужно рассмотреть обращение работника и ответить на него также через «Онлайнинспекция.рф». Если этого не сделать, то сотрудник может переадресовать жалобу в ГИТ. 

Работодателям выгодно пытаться решить все разногласия с работником напрямую, не дожидаясь предписаний от ГИТ, судебных приказов или решения КТС. Так можно избежать принудительных взысканий и штрафов за неисполнение трудового законодательства.

Что такое комиссия по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам (КТС) создается приказом работодателя для первичного рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Она состоит из равного количества представителей трудового коллектива и администрации (ст. 384 ТК РФ).

Выступить с инициативой об образовании КТС может как сам работодатель, так и профсоюз, работники. Члены комиссии от трудового коллектива избираются на общем собрании (конференции) или делегируются профсоюзом с последующим утверждением на общем собрании. Работодатель назначает своих представителей в КТС приказом.

Можно создавать комиссии по трудовым спорам в структурных подразделениях организации. Они действуют автономно от комиссии организации и рассматривают споры с участием работников подразделения.

За уклонение от создания КТС руководителя могут привлечь к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ). Для профсоюза, который не назначит своих представителей в комиссии, санкции не установлены.

Комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальные трудовые споры, если они не попадают в сферу судебного урегулирования (ст. 385 ТК РФ). По сути, это следующий этап разрешения конфликта, если администрация и работодатель не смогли договориться напрямую.

КТС имеет свою печать. Организует ее деятельность работодатель. На практике он может разработать локальный нормативный акт — положение о КТС, где указать ее полномочия, порядок ее созыва и принятия решения, утвердить форму протокола. Возглавляет комиссию председатель. Также избираются его заместитель и секретарь.

Работодатель должен освободить от работы членов КТС на время участия в ее деятельности (ст. 171 ТК РФ). Уволить работников, избранных в комиссию, можно только с соблюдением порядка в ст. 373 ТК РФ.

Как разрешаются трудовые споры в КТС

Работник может подать заявление в комиссию о разрешении индивидуального трудового спора лично или через уполномоченного представителя. Секретарь регистрирует обращение и готовит документы для созыва заседания КТС, которое нужно провести в течение 10 дней (ст. 387 ТК РФ).

Спор рассматривается на очном заседании комиссии, в присутствии работника или его представителя. Принять решение заочно или в отсутствие заявителя можно только в том случае, если это он сам указал это в своем заявлении.

Комиссия имеет право приглашать на свои заседания свидетелей или других специалистов, запрашивать необходимые документы у работодателя. Секретарь ведет протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью КТС.

Решение по трудовому спору принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (ст. 388 ТК РФ). В нем указываются:

  • наименование организации (структурного подразделения) либо Ф.И.О. работодателя — ИП;
  • Ф.И.О., должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника; 
  • даты заявления в КТС и рассмотрения спора, существо спора;
  • Ф.И.О. членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
  • существо решения и его обоснование, со ссылкой на нормативные документы;
  • результаты голосования.

Если голоса разделятся поровну, то решение КТС будет не принято. Это следует из ст. 388 ТК РФ. В этом случае работник может обратиться за разрешением спора в суд.

Копия решения КТС, подписанного председателем или его заместителем и заверенного печатью комиссии, передается работодателю и работнику в течение трех дней после его принятия. На обжалование им дается 10 дней.

Если за это время ни одна из сторон не обратится с заявлением о переносе спора в суд, то решение комиссии подлежит исполнению работодателем в течение следующих трех дней (ст. 389 ТК РФ). В случае, если он этого не сделает, комиссия выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа. По нему уже будет работать судебный пристав.

Какие споры можно решить только в суде

В ст. 391 ТК РФ перечислены разногласия, которые решаются не в КТС, а исключительно в судебном порядке:

  • об отказе в приеме на работу;
  • иски к работодателям, являющимся религиозной организацией или физическим лицом без статуса ИП;
  • о восстановлении на работе;
  • об изменении даты и формулировки причины увольнения;
  • о переводе на другую работу;
  • об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
  • о нарушениях со стороны работодателя при обработке и защите персональных данных сотрудника;
  • о компенсации морального вреда работнику;
  • по иску работодателя — о возмещении причиненного работником ущерба.

Также суд рассматривает индивидуальные трудовые споры, по которым не принято решение КТС; при несогласии одной из сторон с принятым решением; по заявлению прокурора, который посчитает решение КТС незаконным.

Работник имеет право обратиться сразу в суд, минуя стадию обращения в комиссию по трудовым спорам (ст. 391 ТК РФ).

Какие полномочия в трудовых спорах есть у ГИТ

Трудовая инспекция не разрешает конфликты между работником и работодателем. Она принимает жалобы граждан и рассматривает сложившуюся ситуацию с точки зрения соблюдения трудового законодательства.

ГИТ имеет право провести проверку и при незаконных действиях работодателя выдать тому предписание, привлечь его к административной ответственности. Но разрешать индивидуальный трудовой спор все равно будет КТС или суд. Только они могут принять соответствующие решения — например, о доначислении заработной платы или оплате вынужденного простоя.

Как разрешаются коллективные трудовые споры

По ним установлен отдельный порядок, состоящий из обязательных этапов (ст. 401 ТК РФ):

  1. Рассмотрение спора примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ). Она создается из равного числа представителей работника и работодателя.
  2. При недостижении согласия в примирительной комиссии коллективный спор рассматривает посредник (ст. 403 ТК РФ). Его кандидатуру и порядок разрешения разногласий стороны определяют в письменном соглашении.
  3. Если спор не получилось урегулировать с помощью посредника, то его разрешением занимается трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ). Это орган, который создается совместно работодателем, работниками и Рострудом.

Все соглашения сторон, принятые при рассмотрении коллективного трудового спора, оформляются письменно и имеют обязательную силу для сторон (ст. 408 ТК РФ).

Сдавайте отчетность за сотрудников. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Главное о трудовых спорах

  1. В Трудовом кодексе есть два вида трудовых споров — индивидуальные и коллективные. Для каждого из них установлен свой обязательный порядок урегулирования.
  2. Индивидуальные трудовые споры связаны с правоприменением норм трудового права. То есть такие разногласия возникают из-за исполнения или неисполнения уже существующих правил. Коллективные трудовые споры касаются разработки или изменения положений соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов. Они возникают, когда работодатель и работники (профсоюз) не могут договориться о формулировках правил. 
  3. Жалоба в администрацию или в ГИТ, в прокуратуру — это еще не трудовой спор. На этой стадии работодатель и сотрудник еще могут договориться напрямую, без привлечения посредников и прохождения обязательных примирительных процедур. 
  4. С июля 2023 года на сайте «Онлайнинспекция.рф» действует специальный сервис урегулирования разногласий. Работник может с его помощью подать обращение работодателю, и тот должен будет дать ответ в течение 10 рабочих дней. 
  5. Индивидуальные трудовые споры разрешаются в комиссии по трудовым спорам или в суде. Работник имеет право миновать стадию КТС и подать иск сразу в суд. 
  6. Коллективные трудовые споры разрешаются в ходе примирительных процедур: в примирительной комиссии, через посредника или в трудовом арбитраже.
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
1 комментарий
А
Актуально, Интересно, Полезно !!!