Что такое объект бухгалтерского учета — Контур.Экстерн Баннер

Что такое объект бухгалтерского учета

28 декабря 2024

Объект бухгалтерского учета — это то, что бухгалтер должен учитывать и фиксировать в отчетности компании. Это могут быть деньги, имущество, долги, доходы и расходы. Объекты бухгалтерского учета помогают правильно организовать информацию о финансовом состоянии фирмы.

Фотография Ирина Николаева Ирина Николаева Автор статей в Контур.Экстерне

Основные виды объектов бухгалтерского учета

«Объекты бухгалтерского учета — это всё, что связано с имуществом компании, её долгами и операциями, которые происходят в ходе работы», — указано в п. 4 приказа Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н.

В ст. 5 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» закреплен список объектов бухгалтерского учета. К ним относятся: 

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования деятельности предприятия;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты, если это установлено федеральными стандартами.

Рассмотрим подробнее каждый объект. 

Факты хозяйственной жизни

Объект учета с таким названием появился в России в 2011 году с принятием закона «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ. До этого речь шла о хозяйственных операциях и фактах хозяйственной деятельности.

Согласно закону, факт хозяйственной жизни — это сделка, операция или событие, которые влияют или могут влиять на состояние бизнеса, движение денег или результат деятельности.

Здесь сделка — это договоренность двух или более лиц о каких-то действиях: поставках товаров или оказании услуг. Событие отличается от сделки тем, что происходит само по себе, независимо от намерений участников. Например, убытки на производстве из-за пожара — это событие. А операция — это одно из действий в цепочке. Скажем, лица заключили сделку по поставке товаров. Продажа состоит из операций по отправке товаров контрагенту, получению оплаты, списанию себестоимости, определению финрезультата.

Рассчитывайте налоги и взносы прямо в Экстерне. Сервис сам заполнит платежки, книги учета и отчеты для отправки онлайн

Активы

Активы в бухгалтерии — это все то, что принадлежит компании и может приносить ей экономическую выгоду в будущем. Это могут быть материальные вещи и нематериальные ресурсы. Активы делятся на два типа: оборотные и необоротные.

Оборотные активы — это то, что используется или превращается в деньги в течение года: деньги на счетах или в кассе, товары на складе или готовая продукция, которую компания собирается продать, дебиторская задолженность — то есть деньги, которые компания должна получить от клиентов за проданные товары или услуги, запасы — например, сырье и материалы, которые будут использованы в производстве).

Внеоборотные активы — это то, дольше года используется в бизнесе: недвижимость — например, офисные здания, цеха, склады; оборудование — например, станки или компьютеры; интеллектуальная собственность, которая включает патенты или авторские права; долгосрочные инвестиции — например, акции других компаний, которые планируется держать длительное время.

Таким образом, активы — это все ресурсы, которые предприятие использует для своей деятельности и которые имеют ценность для него.

Обязательства

Обязательства — это долги бизнеса перед другими лицами или организациями. Они включают:

  • кредиторскую задолженность — перед поставщиками, сотрудниками;
  • займы и кредиты;
  • прочие долговые обязательства, например, перед бюджетом — неуплаченные налоги, взносы, пени, штрафы.

Источники финансирования деятельности

Источники финансирования разделяют на внешние и внутренние. Еще говорят о смешанных источниках, но для простоты понимания выделим два основных типа.

Внутренние источники — это вклады в уставный капитал, прибыль от деятельности, добавочный капитал, проценты от выданных другим лицам кредитов, прибыль от продажи имущества, от инвестирования и сдачи в аренду активов. 

Внешние источники — это кредиты и займы от других лиц, лизинг и господдержка, гранты от различных фондов, инвестиции, страховые возмещения, безвозмездная помощь других лиц.

Доходы

Доходами считаются поступления от основной деятельности организации — то есть выручка от продажи товаров или услуг. Во вторую очередь к доходам относят прочие поступления, например, проценты по депозитам или дивиденды от инвестиций.

Расходы

Расходы — это затраты, понесенные организацией в процессе деятельности: например, себестоимость проданных товаров, заработная плата сотрудников, амортизация основных средств, налоги и сборы.

Отчитайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.

Принципы учета объектов бухгалтерского учета

Для правильного учета всех объектов нужно соблюдать определенные принципы:

Принцип двойной записи. Каждая хозяйственная операция отражается дважды: по дебету одного счета и кредиту другого. Этот принцип обеспечивает баланс активов и обязательств.

Принцип непрерывности деятельности. Предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, поэтому учет ведется исходя из этого предположения.

Принцип осмотрительности. Учет должен быть осторожным и консервативным, чтобы избежать завышения доходов и занижения расходов.

Принцип существенности. Все значимые объекты должны быть учтены, даже если их влияние на общую картину незначительно.

Принцип соответствия. Доходы и расходы должны учитываться в том периоде, когда они были фактически получены или понесены, независимо от времени их оплаты.

Роль объектов бухгалтерского учета в управлении предприятием

Объекты учета — это базовые понятия для бухгалтерии. Если учет перечисленных объектов ведется правильно, то на основе учета можно построить управленческие, или финансовые отчеты для руководителя. По таким отчетам собственники бизнеса или директор могут следить за состоянием бизнеса, видеть, с чем связаны прибыль или убытки. 

Управленческий учет каждое предприятие настраивает под себя: создает формы и таблицы, принимая во внимание особенности бизнеса, затем регулярно с этими таблицами сверяется. Управленческий учет помогает принимать эффективные решения, контролировать использование ресурсов, видеть убыточные процессы и оптимизировать работу.

Управленческие отчеты важны и для внешних пользователей: инвесторов, кредиторов и других заинтересованных сторон, — чтобы оценивать стабильность и перспективы развития компании.

Итак, объекты бухгалтерского учета — это ключевые компоненты, на которых строится учет. Они перечислены в ст. 5 закона № 402-ФЗ. К ним относятся факты хозяйственной жизни, активы и обязательства, источники финансирования, доходы и расходы. Эти объекты нужно фиксировать в бухучете, и на этой основе можно строить управленческий учет для руководителя.

Для бухгалтеров компании любого размера
Автоматический расчет зарплаты, начисление больничных и отпускных с учетом повышения МРОТ
Попробовать
Фотография Ирина Николаева Ирина Николаева Автор статей в Контур.Экстерне
Для бухгалтеров компании любого размера
Автоматический расчет зарплаты, начисление больничных и отпускных с учетом повышения МРОТ
Попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 годПодпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий