Удаленная работа для бухгалтера: возможно ли это и как организовать — Контур.Экстерн Баннер

Как бухгалтеру работать на дому

5 февраля 2025 Чек‑лист

С развитием технологий у многих появилась возможность выполнять рабочие функции без присутствия в офисе, в том числе у бухгалтеров. На удаленке работают штатники, фрилансеры и даже бухкомпании. Разбираемся, как оказывать бухгалтерские услуги на дому и организовать рабочий процесс. 

Можно ли бухгалтеру работать из дома

Да, можно. Ни Трудовой кодекс, ни другие нормативные акты не запрещают бухгалтеру работать на дому. Более того, глава 49.1 ТК РФ напрямую допускает такую возможность для штатных бухгалтеров.

По нормам ст. 312.1 ТК РФ, удаленная работа — выполнение рабочих функций по трудовому договору вне адреса работодателя и стационарного рабочего места. Удаленщик взаимодействует с работодателем через интернет и автоматизированные сервисы. Для внештатного бухгалтера работа выстроена аналогичным образом, но с ним заключают не трудовой договор, а гражданско-правовой. А вместо работодателя появляется заказчик.

Подготовить, проверить и сдать отчетность через интернет.

У бухгалтера есть несколько вариантов дистанционной работы:

Вариант 1 — дистанционка от работодателя. Например, если бухгалтера организации перевели на удаленку по согласованию с работодателем. Или же бухгалтер работает на специализированную компанию по трудовому договору и удаленно обслуживает клиента. В обоих случаях это штатные специалисты со строгим графиком работы и определенными функциональными обязанностями.

Вариант 2 — частные бухгалтерские услуги. В таком формате работают фрилансеры — самозанятые или ИП, которые занимаются бухгалтерским бизнесом в одиночку. У них может быть свободный график, а количество заказчиков и объем работы они регулируют сами.

Вариант 3 — гибридная занятость. Если рабочее время позволяет, бухгалтер может совмещать работу по трудовому договору (в офисе или удаленно) и оказание профильных услуг клиентам по договору ГПХ. Но работать внештатно бухгалтер может только во внеурочное время — после того, как отработает по графику основного работодателя.

Бухгалтер-аутсорсер сам решает, как ему удобнее работать — в специализированной компании или на фрилансе, в офисе или на дому. Если специалист выбирает занятость на дому, ему нужно выстроить график работы и организовать дистанционное взаимодействие со своим работодателем или клиентами.

Почему бизнесу выгодно держать бухгалтера на удаленке

Бизнес редко переводит собственных штатников на дистанционку — при таком формате сложно контролировать, чем занимается сотрудник, даже если используются программы учета рабочего времени. А еще в офисе проще взаимодействовать и решать проблемы. Именно этим, прежде всего, работодателям удобны штатные работники — возможностью контроля и оперативного взаимодействия.

Если бизнес все же решается перевести бухгалтерию на удаленку, обычно выбирает внештатный формат — нанимает бухгалтера-фрилансера или отдает бухучет на сопровождение в специализированную компанию. С исполнителем обязательно заключают договор ГПХ. На аутсорс можно передать весь учет или же конкретную операцию, например, сдачу отчетности или расчет зарплаты.

Вариант с удаленным бухгалтером выгоден для бизнеса, и вот почему:

Экономия времени. Владелец бизнеса снимает с себя операционку, задачи по подбору сотрудников и контролю их работы. Главное — выбрать опытного бухгалтера, который закроет рутинные процессы и возьмет на себя ответственность за ошибки.

Оптимизация расходов. Внештатный бухгалтер работает на себя. Он сам покупает оборудование, оплачивает коммуналку, связь и доступ к учетным и нормативным программам. А если он хочет повысить квалификацию, также делает это за свой счет. За фиксированную плату клиент получает согласованный объем услуг в строго оговоренное время. С штатным бухгалтером, даже если он работает на дому, так не получится: ему нужно платить зарплату, отпускные, больничные, а с выплат — начислять налоги. А еще оборудовать рабочее место и оплатить сопутствующие затраты.

Качественный учет. Аутсорсер — профессионал своего дела: он постоянно обучается, повышает квалификацию, следит за законодательными изменениями. Он дорожит репутацией, которая формируется из отзывов и рекомендаций клиентов. Сделка с внештатным бухгалтером выгодна для обеих сторон: исполнитель получает нового заказчика и увеличивает свой доход, а заказчик — качественное исполнение услуги.

Ответственность бухгалтера. Стоимость услуг удаленного бухгалтера напрямую связана и с объемом работ (процессом), и с результатом, который требуется заказчику. Стороны заранее оговаривают условия сделки и материальную ответственность за неисполнение или некачественное выполнение обязательств. В случае со штатными сотрудниками такой возможности у работодателя нет: штатнику нужно ежемесячно платить зарплату, независимо от того, достиг ли он нужного результата. А ответственность работника наступает только в крайнем случае: если он причинил серьезный ущерб работодателю.

Передавая бухгалтерию на аутсорс, бизнес получает принципиально новый процесс учета, который гарантирует качественный результат. С штатными сотрудниками такого добиться сложно, а иногда, в силу разных причин, невозможно.

Заказывая бухгалтерские услуги, клиент четко понимает, за что платит. А экономически обоснованные расходы — залог успеха любого бизнеса.

Плюсы и минусы работы на удаленке для бухгалтера

Квалифицированные бухгалтеры все чаще уходят в аутсорс. Сложная экономическая ситуация не позволяет малому и среднему бизнесу существенно повышать зарплату, а хороший специалист хочет получать оплату, которая соответствует его опыту.

Работа на удаленке решает эту проблему: освободившись от договорных обязательств с работодателем, бухгалтер может взять на обслуживание несколько организаций и регулировать свой доход. Работа на себя обеспечивает разноплановые задачи и дает возможность профессионального роста.

Но выбор заказчиков и регулирование дохода — не единственный плюс удаленной работы для бухгалтера.

Гибкое расписание. Работая удаленно, бухгалтер сам определяет нагрузку, контролирует свой график и даже может выбрать место работы: и это не обязательно дом. Аутсорсер знает объем задач и сроки их выполнения, оценивает сложность. И если он оперативно закроет всю текучку, то сможет взять еще клиентов и повысить свой доход. Плюс есть время решать бытовые вопросы, если возникнет такая необходимость.

Повышенная продуктивность. Работа на дому снижает стресс. В офисе много отвлекающих факторов, а бухгалтеру нужна максимальная концентрация. Чем комфортнее окружающие условия, тем эффективнее работает специалист.

Автоматизация процессов. Работа бухгалтера-аутсорсера максимально автоматизирована. Учет ведут в специальных программах, отчеты формируют и отправляют в специальных облачных сервисах, а документооборот переводят в электронный вид. Не нужно ездить по городу и развозить документы на подписание заказчикам, контрагентам и налоговикам: все можно сделать через ЭДО. А это существенная экономия времени и денег.

Работать штатным бухгалтером или внештатно — исключительно ваше решение. Прежде чем выбрать форму занятости, взвесьте все «за» и «против».

Работая по трудовому договору, даже на удаленке, вы находитесь под защитой работодателя — он регулярно платит зарплату, начисляет отпускные, предлагает социальные гарантии и компенсирует ваши служебные расходы: связь, интернет, использование личного оборудования.

У исполнителя по ГПД как у внештатника нет никаких трудовых гарантий, и все расходы на оказание бухгалтерских услуг несет он сам. Зато у него есть возможность увеличить свой доход, к примеру, расширить круг заказчиков или предложить своим клиентам новые услуги. А если нет контакта с заказчиком или не устраивают условия работы, он может отказаться от клиента.

Отчитайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.

Как организовать работу из дома: чек-лист и инструкция

Итак, вы решились уйти из найма и хотите работать на себя на дому. У вас есть высшее образование, опыт в бухгалтерии и отличное резюме? Отлично, тогда первый шаг сделан. По закону о бухучете, оказывать бухгалтерские услуги без высшего образования и стажа в бухгалтерии или аудите нельзя (ч. 4, 6 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). А еще не должно быть неснятой судимости за экономические преступления.

Если у вас нет высшего экономического образования, но есть опыт в бухгалтерии, достаточно пройти программу профессиональной переподготовки или повысить квалификацию. Вы получите профильный диплом и сможете работать бухгалтером на удаленке, не нарушая закон.

Мы подготовили чек-лист для тех, кто готов начать собственный бухгалтерский бизнес и оказывать услуги на дому.

Скачать чек-лист бесплатно

Вот что нужно сделать:

Шаг 1 — зарегистрируйте предпринимательскую деятельность, выберите налоговый режим. Вести бизнес без регистрации, в том числе бухгалтерский, нельзя. Если вы только начинаете, можно оформить самозанятость — самый простой и быстрый способ работы с минимальными налоговыми требованиями. Но если сразу планируете масштабный бухгалтерский бизнес с широким спектром услуг и большими оборотами, регистрируйте ИП или ООО. Налоговый режим выбирайте в зависимости от структуры планируемых доходов и расходов.

Статьи по теме:

Шаг 2 — организуйте рабочее место. Минимальный набор — рабочий стол, удобное кресло и базовая оргтехника: компьютер / ноутбук, многофункциональное устройство с принтером и сканером, гарнитура для участия в видеоконференциях и рабочих созвонах. Также понадобится канцелярия: бумага, ручки и карандаши, профессиональный калькулятор (бухгалтеру без него никуда).

Шаг 3 — обеспечьте бесперебойный доступ в интернет. На старте работы достаточно домашнего провайдера. С ростом бизнеса и увеличением клиентской базы понадобится скоростной интернет с упором на качество связи, а не на домашнее ТВ.

Шаг 4 — получите электронную подпись. Бухгалтерское сопровождение — это решение всех операционных задач клиента: учет и отчетность, взаимодействие с контрагентами и контролирующими органами, платежи, договорная работа и первичка. Кроме того, нужно сдавать свою отчетность и вести ЭДО с заказчиками. Для этого бухгалтеру нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Получить УКЭП для бухгалтерского бизнеса можно в аккредитованном УЦ Контура — оформление не займет много времени, а саму подпись вам доставит домой курьер.

Шаг 5 — настройте компьютер. На нем должно быть стандартное офисное ПО для работы с документами и антивирус. Также для ЭДО и подписания электронных документов понадобится криптопровайдер — чтобы защитить информацию. Самая популярная программа — КриптоПро CSP.

Шаг 6 — заявите о себе. На начальном этапе найти клиентов сложнее всего. У вас еще нет опыта удаленной работы и отзывов довольных клиентов, и многих это настораживает. Воспользуйтесь всеми возможными способами продвижения бухгалтерского бизнеса — опубликуйте свой профайл на hh.ru и на Авито работа, посмотрите предложения на онлайн-биржах труда, расскажите знакомым, что начали работать на себя и готовы взять компании и ИП на обслуживание. Если первый клиент останется доволен вашими услугами, за ним сразу же потянутся другие.

Шаг 7 — заключите договор с клиентом. Работать без договора нельзя — это огромный риск и для заказчика, и для исполнителя. Даже если знакомый просит вас составить бизнес-план или посчитать ему налоги, заключите договор оказания бухгалтерских услуг. В работе могут возникнуть разные ситуации: вы не успеете в срок или клиент решит, что вы договаривались о другом и откажется платить. Договор обезопасит всех участников сделки. Согласуйте предмет договора, объем, сроки выполнения, стоимость работ и ответственность за нарушение обязательств.

Можете воспользоваться нашим шаблоном договора на оказание бухгалтерских услуг (бухгалтерского аутсорсинга).

Скачать шаблон 

Шаг 8 — выберите сервис, с которым будете работать. Удаленная работа подразумевает автоматизацию учетных процессов. Чтобы вести бухгалтерию клиентов, понадобится специализированная программа учета — чаще всего работают с конфигурациями 1С. Но этого мало. Нужен удобный сервис отчетности и ЭДО.

Можно заключить отдельные договоры с оператором ЭДО и сервисом отчетности. Но лучше оптимизировать расходы и выбрать многофункциональную программу. К примеру, Контур.Экстерн — это отчетность, ЭДО, платежи и работа с контролирующими органами в одном окне. В Экстерне можно вести бухгалтерию малого и среднего бизнеса: считать зарплату и налоги, учитывать ТМЦ и ОС, заводить первичку, делать счета-фактуры, формировать и отправлять отчеты. Другие учетные программы просто не понадобятся — один сервис закроет все бухгалтерские потребности.

Рекомендуем также изучить дополнительные материалы по теме:

Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий