Как перевести документооборот с удаленщиками в онлайн: пошаговая инструкция — Контур.Экстерн Баннер

Как организовать электронный документооборот с сотрудниками на удаленке

28 мая 2024

Удаленная (дистанционная) работа уже стала привычным форматом для сотрудников российских компаний. Сам рабочий процесс становится более комфортным, но обмен кадровыми и внутренними документами работников усложняется из-за логистики и задержек при передаче документов. Рассказываем, как перевести документооборот с дистанционными сотрудниками в электронный вид с помощью КЭДО.

С какими сотрудниками можно организовать КЭДО

На кадровый электронный документооборот (КЭДО) можно перевести любую категорию сотрудников — ограничений нет. Так, обмениваться документами онлайн можно с офисными и дистанционными сотрудниками, исполнителями договоров ГПХ, надомниками, вахтовиками и другими работниками.

Для некоторых категорий персонала отличается только законодательная база, которая устанавливает и регулирует порядок ведения электронного документооборота.

Общие правила ведения КЭДО для всех сотрудников определяют ст. 22.1–22.3 ТК РФ. В этих статьях отражены основные условия ЭДО в сфере трудовых отношений: обязанности работодателя, виды необходимых электронных подписей и документов, которые можно и нельзя вести онлайн.

В электронном виде

Трудовой договор и допсоглашения к нему

Заявления на все виды отпуска

Приказы, согласия, положения, уведомления

Локальные нормативные акты компании

Расчетные листки

График отпусков

Другие документы

На бумаге

Акт о несчастном случае на производстве

Приказ (распоряжение) об увольнении работника

Журнал прохождения инструктажей по охране труда

Важно уточнить, что при переходе на КЭДО в компании работодатель обязан получить согласие от сотрудников. Если работник отказывается от электронного документооборота, то принудить его нельзя — с ним обмен документами остается на бумаге (ст. 22.2 ТК РФ). Согласие о переходе на кадровый ЭДО не требуется только от тех сотрудников, которые трудоустраиваются впервые после 31 декабря 2021 года.

Правила электронного документооборота с сотрудниками на удаленке устанавливают ст. 312.1–312.3 ТК РФ. Статьи дают определение дистанционному формату работы и отражают порядок обмена документами между работодателем и удаленным работником.

В электронном виде

Трудовой договор и допсоглашения к нему

Заявления на все виды отпуска

Приказы, согласия, положения, уведомления

Локальные нормативные акты компании

Расчетные листки

График отпусков

Другие документы

На бумаге

Копия приказа (распоряжения) об увольнении работника

Работодатель вправе выбирать, как вести электронный обмен документами с сотрудниками на удаленке: согласно ст. 312.1–312.2 ТК РФ или же применять к этим работниками общие правила КЭДО из ст. 22.1–22.3 ТК РФ.

Переходите на КЭДО и легко передавайте документы удаленным сотрудникам

Реклама 16+.

Онлайн-документооборот с исполнителями договоров гражданско-правового характера (ГПХ) разрешают ст. 160 и ст. 434 Гражданского кодекса РФ.

В электронном виде

Договоры ГПХ

Акты выполненных работ или оказанных услуг

Другие документы

На бумаге

Ничего

Еще подробнее о видах кадровых и внутренних документов, которые можно перевести в электронный вид с КЭДО, рассказываем в статье.

Что нужно для запуска КЭДО с сотрудниками на удаленке

Запуск кадрового электронного документооборота проходит в несколько этапов. Для сотрудников на местах и удаленщиков процесс перехода на КЭДО отличается только способом взаимодействия: во втором случае он будет полностью электронным. Разберем наиболее важные моменты отдельно.

Выбор системы кадрового ЭДО

Первый этап — это выбор сервиса, в котором компания будет вести КЭДО. Для этого законодательство разрешает работодателям использовать государственную платформу «Работа в России» или другое решение для кадрового ЭДО — например собственной разработки или же коммерческое (ст. 22.1 ТК РФ).

При выборе системы для электронного документооборота с дистанционными сотрудниками следует обратить внимание на функциональность, которая влияет на контроль за подписанием документов. Например, сервис Контур.КЭДО делает процесс обмена документами более прозрачным за счет смс- и email-уведомлений для работников о необходимости подписать электронный документ и онлайн-статусов подписания для кадровика.

Работа с электронными подписями

Еще один важный момент — использование электронных подписей (ЭП). В КЭДО применяются все виды ЭП: простая (ПЭП), неквалифицированная (НЭП) и квалифицированная (КЭП). Выбор конкретной зависит от типа документа и того, кто его подписывает. Некоторые документы, например трудовые договоры, работодатель должен подписывать только с помощью КЭП. Сотрудник в этом случае может применять КЭП или НЭП, выпущенную через электронное правительство, или если в компании подписали дополнительное соглашение об ее использовании.

В случае с другими документами работодатель вправе использовать НЭП, а работник еще и ПЭП, если в допсоглашении прописаны условия ее проверки и требования к конфиденциальности.

Расходы на выпуск и использование электронных подписей для сотрудников покрывает работодатель (ст. 22.2 ТК РФ).

Сдавайте отчетность за сотрудников. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Как запустить кадровый ЭДО: этапы

  1. На начальном этапе выберите подходящую систему КЭДО: госплатформу «Работа в России» или любое коммерческое решение на рынке. Подробнее о том, по каким критериям определить идеальную систему кадрового ЭДО, рассказываем в статье.
  2. Назначьте ответственных за переход на электронный документооборот сотрудников, например — специалистов из отдела кадров. Эти работники будут курировать проект КЭДО.
  3. Определите документы и процессы, которые переведете в электронный вид. Для офисных работников часть документов может остаться на бумаге. А с дистанционными сотрудниками взаимодействие только в электронном виде.
  4. Разработайте локальные нормативные акты (ЛНА) о переходе на ЭДО и ознакомьте с ними удаленщиков. Среди ЛНА, которые необходимы для внедрения: положение о переходе на КЭДО, регламент по использованию ЭП и соглашение об электронном документообороте.
  5. Пригласите сотрудников в систему кадрового ЭДО и выпустите для них электронные подписи. В Контур.КЭДО это можно сделать прямо во время отправки приглашения работника прямо из сервиса: для выпуска сертификата НЭП понадобится меньше получаса.
  6. Готово. Дальше вы можете запускать полноценный обмен электронными документами с дистанционными сотрудниками в системе КЭДО.

Онлайн-документооборот — подходящий формат обмена документами с сотрудниками на удаленке. Удобная и понятная система КЭДО позволит ускорить дистанционный документооборот, сделает его более прозрачным и контролируемый для обеих стороны трудовых отношений.

Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий