НДФЛ с зарплаты за декабрь: разбираемся с переходными положениями

22 ноября 2022 219 656113

Уже больше 20 лет НДФЛ по зарплате всегда считают в последний день месяца вне зависимости от фактической выплаты денег. Однако с января 2023 года это правило отменяется. НДФЛ по зарплате нужно будет считать так же, как и по прочим денежным доходам — непосредственно в день выплаты или перечисления денег. Разбираемся, как эти изменения скажутся на НДФЛ по заработной плате за декабрь 2022 года.

В 2022 году дата фактического получения дохода в виде оплаты труда — последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ).

С 1 января 2023 года это положение изменится. Датой получения будет считаться день фактической выплаты (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ). В связи с этим возникают сложности с порядком определения даты получения зарплаты за декабрь 2022 года, если она выплачивается уже в январе 2023 года.

Требования НК РФ по выплате зарплаты

С точки зрения НК РФ, проблема «переходного периода» решается достаточно просто.

Налоговые агенты должны исчислять НДФЛ на дату фактического получения дохода, определяемую по ст. 223 НК РФ (п. 3 ст. 226 НК РФ). В свою очередь, в п. 2 ст. 223 НК РФ сказано, что дата фактического получения зарплаты — последний день месяца, за который она начислена.

Выходит, что пока действует п. 2 ст. 223 НК РФ, налоговые агенты обязаны исчислять НДФЛ по зарплате в последний день соответствующего месяца. Как уже упоминалось, поправка, отменяющая п. 2 ст. 223 НК РФ, вступит в силу 1 января 2023 года. А значит, 31 декабря 2022 года она еще не действует и п. 2 ст. 223 НК РФ сохраняет свою силу, обязывая налоговых агентов в этот день исчислить НДФЛ по зарплате за декабрь.

Таким образом, строго по НК РФ налог по заработной плате за декабрь 2022 года должен быть исчислен налоговыми агентами 31 декабря 2022 года. Удержать же исчисленную сумму нужно при фактической выплате дохода в этот день или позднее — уже в 2023 году.

При этом если деньги выплатят и удержат с них налог в январе, то будут действовать новые правила о сроках перечисления НДФЛ. Налог должен попасть в бюджет до 30 января, так как 28 число — суббота. Положения ст. 226 НК РФ в части сроков уплаты налога применяются к правоотношениям начиная с 01.01.2023. Исчислять же НДФЛ на дату выплаты декабрьской зарплаты в такой ситуации не потребуется, так как это уже было сделано ранее по состоянию на 31 декабря (п. 2 ст. 5 Закона № 263-ФЗ).

extern

Отчитывайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!

Подход ФНС России к декабрьской зарплате

Налоговая служба предложила иной алгоритм действий в письме от 09.11.2022 № БС-4-11/15099@.

Согласно позиции ФНС, если зарплата за выполнение трудовых обязанностей в одном налоговом периоде выплачивается в другом налоговом периоде, то такой доход относится к новому налоговому периоду. То есть зарплата за декабрь, выплаченная в январе, будет относиться уже к 2023 году. Кроме того, исчисление сумм НДФЛ производится на дату фактического получения дохода, определяемую по ст. 223 НК РФ (п. 3. ст. 226 НК РФ).

Пример. Сотруднику организации зарплата за декабрь 2022 года и отпускные за январь 2023 года выплачиваются 10 января 2023. Согласно позиции представителя ФНС, оба дохода в такой ситуации относятся к налоговому периоду 2023 года, а дата их получения определяется уже по новой редакции ст. 223 НК РФ.

Уплатить НДФЛ с этих доходов нужно будет до 30 января 2023 года, так как 28 число — суббота.

Оба дохода должны быть отражены в расчете 6-НДФЛ за первый квартал 2023 года: в разделах 1 и 2, а также в Справке о доходах и суммах налога физлица за 2023 год. В расчет 6-НДФЛ за 2022 год они не попадают. 

ФНС в письме не дает четкого объяснения такому подходу и не поясняет, почему налоговые агенты в 2022 году должны проигнорировать прямое требование еще действующего п. 2 ст. 223 НК РФ, отказавшись от исчисления НДФЛ по зарплате за декабрь в последний день месяца.

extern

Отчитайтесь в ФНС и другие контролирующие органы в срок и без ошибок по актуальным формам

Последствия переноса даты получения дохода на следующий год

Вопрос о моменте исчисления НДФЛ влияет не только на то, в какой расчет 6-НДФЛ (за 2022 год или за I квартал 2023 года) попадут соответствующие суммы.

Дата исчисления НДФЛ тесно связана с применяемой ставкой. А значит, ошибка или произвольный перенос этой даты могут привести к применению неправильной ставки и, как следствие, к завышению или занижению удерживаемого НДФЛ.

Как известно, ставка НДФЛ зависит от двух обстоятельств: 

  • величина дохода — ставка может составлять 13 или 15 % для дохода до 5 млн рублей включительно и свыше — соответственно.
  • налоговый статус физического лица-получателя доходов (резидент или нерезидент) — ставка может колебаться от 0 до 30 % в зависимости от вида дохода и положений международных договоров.

При этом и величина доходов для целей применения ставки, и количество дней пребывания физлица в РФ для целей определения налогового статуса, определяются нарастающим итогом с начала календарного года. А значит, вполне возможно, что из-за переноса даты исчисления НДФЛ по декабрьской зарплате на январь ставка изменится.

Пример. Зарплата за декабрь 2022 года — 500 000 рублей. Доход физлица с начала года 4,6 млн рублей. Если зарплата за декабрь будет учтена в декабре, доход за 2022 год превысит 5 млн рублей. Тогда при исчислении НДФЛ должна будет применяться ставка 15 %.

При переносе зарплаты за декабрь на январь (согласно разъяснениям ФНС России) ставка составит 13 %, так как это будет первый доход 2023 года.

Возможна и обратная ситуация, когда совокупная величина доходов за 2023 год превысит 5 млн рублей именно из-за переноса дохода с декабря на январь, что приведет к применению ставки 15 % к доходам, полученным в конце 2023 года. Хотя если бы зарплата за декабрь осталась в 2022 году, ставка была бы 13 % в каждом из периодов.

Аналогично НДФЛ может быть неверно исчислен и в связи с изменением статуса физлица как налогового резидента. 

Пример. Если по итогам 2022 года физлицо является резидентом, а по итогам 2023 — нет, то перенос дохода на январь в общем случае приведет к увеличению налога вдвое (с 13/15 до 30 %). 

Если по итогам 2022 года физлицо — нерезидент, а по итогам 2023 — резидент, напротив, к аналогичному снижению налоговых поступлений.

Дополнительные проблемы

Заметим, что означенные выше проблемы с применением ставки возможны не только в отношении заработной платы за декабрь. Дело в том, что логика, приведенная ФНС в письме от 09.11.2022 № БС-4-11/15099@, не может быть частичной и касаться только зарплаты за декабрь. Она должна применяться ко всем аналогичным выплатам, если они по каким-то причинам задерживаются и приходятся уже на 2023 год.

Это значит, точно также на 2023 год придется перенести и заработную плату, к примеру, за ноябрь 2022 года, если она выплачивается с задержкой в январе 2023 года. А это уже потребует внесения корректировок в регистры налогового учета, так как НДФЛ по ноябрьской зарплате очевидным образом был исчислен по правилам п. 2 ст. 223 НК РФ 30 ноября. И объяснить причины игнорирования этой нормы в таком случае становится еще сложнее.

Ситуация усугубится еще больше, если речь идет о более значительной задержке выплат. 

Пример. Если в 2023 году будет выплачиваться зарплата за 2020 год, то к ней совершенно внезапно может быть применена ставка 15 %, которая в 2020 году вообще не существовала. А если в 2023 году пройдет выплата зарплаты за 2019 и более ранние периоды, то придется еще вносить изменения в ранее сданные расчеты по «старой» форме 6-НДФЛ, где в разделе 1 отражалась в том числе начисленная, но невыплаченная зарплата.

Предложенный ФНС вариант оформления декабрьской зарплаты порождает еще одну проблему: в какой момент надо исчислить НДФЛ по соответствующему авансу. Ведь он был выплачен сотрудникам в середине декабря и налог с него не удерживался. А новые правила, которые предлагает применять налоговая служба, «заточены» на то, что НДФЛ исчисляется ровно с той суммы, которая выплачивается.

Кроме того, в этой ситуации «подвисает» и вопрос с предоставлением сотруднику стандартного налогового вычета за декабрь. При выплате аванса вычет не предоставлялся, так как на этот момент налог еще не исчислялся. А при окончательном расчете в январе его нельзя предоставить, так как доход, согласно подходу ФНС России, относится уже к следующему налоговому периоду.

Получается, что и в этой части налоговым агентам предлагается не следовать нормам НК РФ, а «проявить инициативу». В частности, можно, руководствуясь п. 2 ст. 223 НК РФ, по состоянию на 31.12.2022 исчислить НДФЛ только с фактически выплаченного в декабре аванса. Это даст возможность применить вычет за декабрь. А в январе при окончательном расчете, руководствуясь пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, исчислить НДФЛ по второй части зарплаты за декабрь с применением вычета за январь. И затем удержать обе исчисленные суммы НДФЛ из выплачиваемой в январе зарплаты.

Как видим, предложенный ФНС России механизм расчета НДФЛ по зарплате за декабрь 2022 года, которая выплачена в 2023 года, далек от совершенства и чреват спорами как с работниками, так и с фискальными органами при последующих проверках.

Главное на почту — и памятка по ЕНП в подарок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Главное на почту — и памятка по ЕНП в подарокГлавное на почту — и памятка по ЕНП в подарок
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
113 комментариев
М
Отличная статья! Тщательный разбор. Спасибо
Е
статья хорошая, только как все-таки правильно выдать аванс за декабрь
АС
Алексей Смирнов 24 ноября 2022
Елена, добрый день! К сожалению, в этой ситуации про "правильно" говорить не приходится, т.к. ФНС рекомендует "неправильный" вариант.
Что бы хоть как-то сгладить ситуацию, действуйте, как описано в статье: НДФЛ по авансу за декабрь исчислите 31 декабря и примените к нему вычеты. А сам налог удержите уже при окончательном расчете в январе вместе с НДФЛ, который исчислите по нему на дату выплаты уже по новым правилам.
возможно, скоро появятся какие-то дополнительные разъяснения от ФНС по этим вопросам. Пока они молчат.
М
Марьяна 9 января
Алексей Смирнов, Добрый день. скажите, а как быть сейчас?завтра зарплата, НДФЛ за декабрь не перечислила. получается мне нужно в январе начислить и уплатить весь ндфл за декабрь
Е
Елена 9 января
Алексей Смирнов, здравствуйте. При таком варианте как заполнить 6 НДФЛ. Математика не сойдётся.
Н
Наталья 23 ноября 2022
я считаю абсолютно также
П
Пользователь 24 ноября 2022
а как быть с предоставлением имущественного вычета у работодателя? применять только к авансу за декабрь или по ноябрь...
АС
Алексей Смирнов 24 ноября 2022
Пользователь, добрый день!
С имущественным вычетом ситуация аналогична тому, что описана в статье применительно к стандартному. Если следуете разъяснениям ФНС, то применяете вычет только к авансу за декабрь. А при окончательном расчете примените после получения от ИФНС подтверждения на очередной год.
М
Ситуация: Выплата зарплаты два раза в месяц: 25 и 10. Многодетный! родитель с 18.11.2022 по 15.12.2022 находился в очередном отпуске. Следовательно заработной платы за первую половину декабря начислено не будет и 25 декабря выплачивать нечего. Заработная плата за вторую половину декабря будет выплачена 10 января 2023г. Как быть с вычетами на детей? Зарплатная программа при расчете НДФЛ с зарплаты за декабрь применит положенные в декабре вычеты и НДФЛ к удержанию будет отсутствовать. По логике налоговой зарплата за вторую половину декабря, выплаченная в январе 2023г – это доход января, и, следовательно, по их рассуждениям, к этому доходу должен применяться уже январский вычет на детей. А впоследующем, при выплате 25 января 2023г зарплаты за первую половину января возникнет НДФЛ к удержанию( так как вычеты уже применились к выплаченной декабрьской зарплате), которого бы не было, если делать расчет по здравой логике. Ведь это всё приведет к конфликту с работником. Он то почему должен из своего кармана оплачивать финты законодателей? Как быть с вычетами в такой ситуации?
Е
Марина, по идее при начислении отпускных с 1-15 декабря вычет должен был примениться. И Ндфл с отпускных = зп ноября+ отпуск ноября - станд. вычет и отпуск декабря -станд.вычет.
М
По той же схеме сгорят декабрьские детские вычеты в случае трудоустройства во второй половине декабря 2022г (а выплата будет 10 января 2022г)- если допустим для сотрудника с детьми это первое место работы в 2022г?
АС
Алексей Смирнов 24 ноября 2022
Марина, добрый день!
Да, возможны ситуации, когда вычеты за декабрь из-за рекомендуемого ФНС переноса применены не будут в принципе: если в декабре не будет доходов вообще.
Чтобы избежать конфликта с работником и ИФНС, могу лишь рекомендовать досрочную выплату заработной платы за декабрь (хотя бы частично), чтобы она пришлась на декабрь, а не на январь.
Е
Марина, такой вычет можно включить в 3-Ндфл
Г
Алексей Смирнов, НДФЛ с аванса не законен (если его перечислить налоговая может просто не посчитать это НДФЛ **нам так и ответил наш инспектор ***) как и выплата ЗП в последний день месяца (трудовая инспекция). Ну с вычетами можно отправить в налоговую за возвратом. Хуже с пятимиллионниками , посчитают что 2% теряют в налообложении и скажут ааа надо было налоговую базу за 2022 брать полностью ...получите штрафничок
Е
Больше интересует переходящий отпуск с декабря на январь. Тк перечисляем НДФЛ в последний день (30.12) , а доход в 2-Ндфл бьется на два месяца (декабрь и январь). А еще интереснее если посчитается в декабре по 15%.
М
Елена, вот в этой ситуации доход не бьется, так как ВЫПЛАТА осуществится в декабре.
Как вообще отражать разделение дохода за декабрь в расчетном листке? Получается, часть, которая выплачена в январе 2023 - должна по начислению войти в расчетный листок за январь 2023?! Ведь к ней будут применяться вычеты 2023 года....А если в декабре была выплата аванса, а начисления не было - что отразить в декабре?
Е
Екатерина 25 ноября 2022
Юлия, полный бред получается. согласна
И
Л
Ю
Скажите, пожалуйста, а чем мне грозит, если я зарплату за декабрь 22 г, выплачу как раньше - 10 января 23 г с удержанием и перечислением НДФЛ за декабрь 22 с полной зарплаты (начисление будет 31 декабря и стандартные вычеты будут предоставлены тоже в декабре). Далее, 25 января я посчитаю аванс за январь, перечислю за 15 дней января НДФЛ и отправлю уведомление в ИФНС. Заранее благодарна.
Юлия, добрый день, подскажите, ничего нигде не уточнили по этому варианту? Если так сделать нарушений никаких не будет? Это было бы лучшим вариантом.
И
Т
Л
Е
законодатели могли хотя бы декабрьскую зарплату оставить выплату по старым правилам. Потом бы уже с январской по новым правилам
Н
Надежда 29 ноября 2022
Добрый день! А если зарплата 5-го числа , как быть с зарплатой за декабрь 2022 года? Это теперь не будет считаться задержкой выплаты ,если мы выплатим зарплату за декабрь 9-го января 2023 года?
Елизавета Кобрина 30 ноября 2022
Надежда, добрый день! Если ваш стандартный день выплаты выпадает на праздники, то зарплату нужно выплатить накануне.
Т
Надежда, выплатите 10 руб 09 января 2023 года
Н
Наталья 30 ноября 2022
Добрый день.Можно ведь выдать зп за декабрь 22,30 декабря и перечислить ндфл 31.12.22. Отчет 6 ндфл сделать как обычно.Меня больше интересует начисление зп.Календарного месяца теперь не будет?Зп за январь 23 будет за 22 дня,с 1 по 22 или за полный январь как ранее,а ндфл рассчитать и переч.за 22 дня,непонятно
Елизавета Кобрина 30 ноября 2022
Наталья, здравствуйте! В январе перечислять налог нужно так:
удержанный в период 1-22 января — уплачиваем до 28 января.
удержанный в период 23 января-22 февраля — до 28 февраля.
Добрый день! Подскажи, в бухгалтерском и налоговом учете отражать начисления суммы ЗП и удержанного НДФЛ за декабрь 2022 нужно в январе 2023? Или только проводки по НДФЛ нужно отражать в учете за декабрь в январе 2023 с суммы выплаченной ЗП в январе 2023?
Л
Здравствуйте! Вопрос про дату Начисления заработной платы. Какая дата будет считаться датой Начисления для НУ и БУ в связи с введением нового ФЗ?
Л
Статья отличная! Тут вопрос больше к контролируюшим органам- на каком вообще основании налоговая служба свое письмо считает по статусу выше НК ?
Л
Вот это и обидно, что сами налоговики не знают четкого ответа на возникающие вопросы, а в результате разгребать всю заваренную кашу с возможными "ошибками" по НДФЛ будут, как всегда......бухгалтера!!!!!!!!! Что же у нас за законодательство, которое требует ломки ума!!!!!!
Спасибо за статью!
Ещё проблема, о которой работники либерального финансово-экономического блока не подумали вовсе: в справке 2-НДФЛ за январь 2023 доход сумма дохода=зарплате за декабрь, за исключением межрасчётов декабря 2022 + все межрасчётные(в т.ч. аванс) за январь 2023. А как быть с разделением по КОДАМ дохода, если в зарплате за месяц и 2000, и 2002, и 2003, и 2012, и 4800? России нужен суверенитет. Срочно!
добрый день! В соответствии с действующим законодательством выплачивая аванс в декабре налоговый агент не удерживает (соответственно и не платит) и не отражает ни доход, ни ндфл с аванса в 6-ндфл. В январе выплачивается оставшаяся часть заработной платы и указывается НДФЛ, удержанный со всей начисленной заработной платы. Таким образом, если следовать письму ФНС и отражать оставшуюся часть и ндфл за декабрь 2022, то не будет соблюдаться контрольного (13%) соотношения. Например: зп за декабрь 2022 начислено 40000руб, ндфл исчисленный 5200. Аванс сотруднику перечисляется 28 дек 2022г. в размере 17400 (20000-13%). В 2022 года в 6-ндфл 2022 года ничего не отражается, в связи с НК РФ. И ндфл не платить с аванса законодательно мы не обязаны. Затем 10 января мы выплачиваем оставшуюся часть зп: 17400 и платим ндфл со всей зп 5200. Если отражать данную сумму в 2023 году, то не сойдется соотношение 13%: при выплаченном доходе 17400, перечисленный налог должен быть не 5200, а начисленный 2600. …..Разъясните пожалуйста…Также прошу обратить внимание, что 1с ЗУП технически отражает ндфл за декабрь при выплате в январе 2023 по старому (т.е. доход и ндфл все в 2022г), нет никаких обновлений.
Анна, смотрела вебинар про ндфл и там сказали, что если аванс за декабрь заплатить как обычно, то эта сумма упадет в январь. и 2ндфл будет с пустым декабрем в 2022 и соответственно, не возьмутся вычеты.
Ирина, а еще, если у работника , например, большой имущественный вычет, то в декабрьской зарплате придется начислить НДФЛ на всю зарплату, т.к. вычет на доход 2023-го уже не действует... И если возмущенный работник придет к вам с вопросом, отправьте его за разъяснениями к "умникам" из минфина...
Н
Добрый день! Может ли быть на предприятии установлен аванс 15числа а зарплата последний день текущего месяца, т. е. месяц в месяц.
Наталья, Нет понятия аванс в ТК. Аванс-деньги в долг работнику.
АС
Алексей Смирнов 6 декабря 2022
Наталья, да, это ТК РФ не противоречит. Но такой подход чреват ошибками в начислении з/п, т.к. сложно отследить фактически отработанный период. Чем больше штат, тем сложнее будет бухгалтеру в такой ситуации.
Наталья, у нас на предприятии заработная плата за первую половину месяца 15 числа, а вторая 30 или 31 соответственно
С
Светлана 5 декабря 2022
Добрый день! Ребята.а все же как теперь заполнять справку 2 НДФЛ????? Без декабрьской зарплаты????
Светлана, Официальное письмо налоговой: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/about_nalog/12839487/
З
В
С
Л
А можно выплатить з/пл за декабрь 29.12.2022г и уплатить НДФЛ 30.12.2022г.? Отразить в расчете 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в 2022г. Какие могут быть последствия.
ЮК
Юлия Кожинова 8 декабря 2022
Людмила, в зависимости от того, когда будет следующая выплата по зарплате. Если 136 статья ТК РФ не будет нарушена, то, по идее, никаких
Н
Почему нельзя рассуждать проще: к зарплате за декабрь 2022 отмена поправки с 01.01.2023 еще не применяется, а значит к зарплате за декабрь, выплате за декабрь и удержанию и перечислению НДФЛ применяются все прежние правила. Это по закону? а начисная с выплат, относящихся к доходам работника с 01.01.2023 применяются уже новые правила, с учетом поправки. Вроде бы все просто?
Е
Екатерина 21 декабря 2022
Наталья, поддерживаю. Вообще непонятно, зачем эту "кашу" с декабрьской зарплатой заварили...
ЮК
Юлия Кожинова 8 декабря 2022
По поводу вычета на детей не понятно. Вот я посчитаю НДФЛ за первую выплату в декабре, учту вычет за декабрь. 10 января я буду платить вторую часть зарплаты за декабрь и учту вычет за январь. 25 января я буду платить первую часть зарплаты за январь и считать НДФЛ уже без учета вычета? А в феврале учитывать вычет за февраль при расчете НДФЛ за вторую часть зарплаты января...
Елизавета Кобрина 16 декабря 2022
Юлия Кожинова, здравствуйте! Наш эксперт отдельно вопрос по детским вычетам рассматривал — https://www.kontur-extern.ru/info/31208-predostavlyat_standartnye_detskie_vychety_s_avansa_ili_okonchatelnogo_rascheta
Елизавета Кобрина, Если произойдет превышение в 350 тысяч по итогам месяца, то при применении его к первой выплате(авансу) получим занижение НДФЛ за соответствующий период... Нет, уж...
З
Залита 16 января
Елизавета Кобрина, Опять же пример приводится в марте - апреле,что делать с декабрем 2022г.?
ЮК
Юлия Кожинова 8 декабря 2022
А можно вычет разделить на две части? 700 руб с первой части зп, 700 руб со второй...
Н
Спасибо за подробные разъяснения, все понятно.
С
Светлана 11 января
Надежда, Вам все понятно? Объясните мне
Г
ГП