; Как заполнить строки 140-143 декларации по УСН при уплате налога с доходов: ответ эксперта — Контур.Экстерн

Как заполнять строки 140‑143 декларации по УСН с объектом налогообложения «Доходы»?

18 апреля 2023 98 Вопрос

Как заполнить строки 140-143 декларации по УСН при уплате налога с доходов?

Отчитайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.

Ответ эксперта

В строках 140-143 раздела 2.1.1 декларации по УСН плательщики с объектом налогообложения «доходы» отражают нарастающим итогом выплаты, которые уменьшают налог (авансовые платежи) по УСН:

  • страховые взносы, 
  • больничные за счет работодателя, 
  • взносы по договорам добровольного личного страхования.

Правила заполнения данных строк приведены в п. 5.11 Порядка заполнения декларации по УСН, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@.

Если налогоплательщиком является организация или ИП с работниками (в строке 102 раздела 2.1.1 декларации проставлен код «1»), то указываемые в данных строках суммы не могут превышать 50% от суммы исчисленного за тот же период налога (авансового платежа), отраженной по строкам 130-133.

Пример. ООО в декларации по УСН за год отразило по строке 130 сумму исчисленного авансового платежа за 1 квартал в сумме 20 000 рублей. При этом в 1 квартале ООО уплатило в составе ЕНП страховые взносы за работников в сумме 50 000 рублей. 

В строке 140 ООО отражает не всю уплаченную сумму страховых взносов (50 000 рублей), а только ту ее часть, которая не превышает половины от исчисленной суммы авансового платежа, отраженной по строке 130, т.е. 10 000 рублей (20 000 рублей × 50%).

Если речь идет об ИП без работников (в строке 102 раздела 2.1.1 декларации проставлен код «2»), то указываемые в строках 140-143 суммы не могут превышать суммы исчисленного за тот же период налога (авансового платежа), отраженной по строкам 130-133.

Пример. ИП без работников в декларации по УСН отразил по строке 130 сумму исчисленного авансового платежа за 1 квартал в сумме 60 000 рублей. При этом в 1 квартале ИП уплатил фиксированные страховые взносы в составе ЕНП в сумме 70 000 рублей. 

В строке 140 ИП отражает только ту часть уплаченных страховых взносов, которая не превышает сумму исчисленного авансового платежа, отраженного по строке 130, т.е. 60 000 рублей.

При заполнении декларации в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, а также в случае утраты права применять УСН значение показателя за последний отчетный период (строки 140, 141, 142) повторяется по строке 143.

Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 годПодпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
98 комментариев
НД
Наталья Доронина 31 марта
УСН доходы, работников нет, налог за 2024 год оплатила в 2025, пени оплатила, могу ли я подать уточненную декларацию за 2024 год с уменьшением на 1%
Артём, эксперт 31 марта
Наталья Доронина, да, вы можете подать корректировку по УСН за 2024 год с учётом уменьшения на 1% свыше 300 тысяч в строках 140-143 (предполагаю из контекста, что речь про 1% свыше 300 тысяч за 2024 год).
УСНО 6% за 23 год без нанятых.
В 140-143 отражаем
обязательные + 1% более 300 т
Вопрос: пишем там исчисленную сумму или фактически уплаченную?

Очень благодарю заранее
Александр, эксперт 24 апреля 2024
Анна, здесь нужно разобраться, можете ли вы уменьшать налог УСН за 2023 год на такие страховые взносы.
К сожалению, вы не указали:
1. За какой год взносы. Они могут быть как за прошлые года, так и за 2023 год.
2. Были ли они уплачены. Если да, то когда.

Есть множество вариантов из сочетаний ответов на моменты выше, поэтому разберу пока только самый очевидный: фиксированные взносы за 2023 год и 1% более 300 000 рублей дохода за 2023 год, были уплачены в 2024 году.
Тогда фиксированные взносы можете учесть в уменьшении налога УСН за 2023 год. Их можно указать в строках 140-143 декларации УСН за 2023 год, только учитывая, что значение каждой этой строки не должно быть больше исчисленного авансового платежа по налогу УСН. Например, если строка 130 равна 5 000 рублей, то и строка 140 не может быть больше 5 000 рублей.
С 1% за 2023 год сложнее. Есть два мнения: одни считают, что, если вы 1% за 2023 год будете уплачивать в 2024 году, то учесть для уменьшения налога УСН вы можете его только в 2024 году, другие считают, что и в уменьшении налога УСН за 2023 год можно учитывать. Всё из-за разных трактовок этой фразы в письме ФНС от 25.08.2023 № СД-4-3/10872@. Сейчас я считаю наиболее безопасным способом: учесть 1% в том году, в котором заплатили — 2024 году. В ином случае лучше уточнить с помощью официального запроса в налоговой, можно ли учесть 1% за 2023 год, уплаченный в 2024 год, в качестве уменьшения налога УСН за 2023 год.
Н
Наталья 7 апреля
Здравствуйте. Я немного запуталась с указанием Доходов и авансовых платежей.
В 2024 авансовые не платила. В 2025 отправила в ФНС Декларацию. Все пункты по суммам заполняла нарастающим итогом. Получается в графе ГОД у меня общая сумма дохода за год, сумма налога от общей суммы дохода + сумма страховых взносов и 1% от превышения дохода в 300к

По этой Декларации Налоговая начислила мне отдельно 2 налога за 2 квартал и полугодие = 62 537 руб + пени отдельной суммой 6709 руб. Это всё в графе Задолженность.
Но также начислили общий налог с Дохода за ГОД = 92303 руб. Это в графе Предстоящие платежи.
Получается что налоги за 2 квартал и полугодие дублируются и в налоге за ГОД и я должна оплатить их 2 раза? Как правильно сделать корректировку Декларации чтобы этого задвоения не было?
Артём, эксперт 7 апреля
Наталья, здравствуйте. Предполагаю, что у вас ИП. Хочется понять, что вы имеете в виду под графой "ГОД". Пожалуйста, опишите подробнее, какую конкретно строку декларации УСН вы имели в виду. Исчисленный налог УСН заполняется в строках 130-133, а взносы для уменьшения (и фиксированная часть, и 1% свыше 300 тысяч) в строках 140-143.

Насчёт налогов за 2 квартал и за полугодие, почему суммы дублируются, если в реальности налог по УСН за полугодие был 62537, здесь лучше связаться с налоговой для уточнения. Пока что по описанию похоже, что произошла какая-то ошибка либо в начислениях налоговой, либо в вашем заполнении декларации. Т.к. 2 квартал и 1 полугодие, по сути, одно и то же.

Пример заполнения декларации можно найти, например, в статье нашего смежного сервиса, посмотрите, пожалуйста, вероятно, получится разобраться в причинах, если что-то указывали не так, как нужно.
Н
Наталья 7 апреля
Артём, Извините, в предыдущем вопросе перепутала. 2 квартал и 9 месяцев (а не полугодие).
Если кратко то вопрос вот в чем: нужно ли мне заполнять строки Доходы и Авансовые платежи за 1 квартал, Полугодие и 9 месяцев, если я не платила аваносвые платежи в 2024 году? Я заполнила все периода нарастающим итогом и мне начислили задолженность за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев + начислили полную сумму налога за год. Но налог за год уже содержит в себе налоги за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев. В примерах заполнения я не нахожу варианта при котором ИП не платил авансовые платежи в течение предыдущего года.
Галина, эксперт 8 апреля
Наталья, спасибо за уточнение, к сожалению, вы так и не написали про какие именно строки спрашиваете: выше в ответе мой коллега указал про строки 130-133 — это исчисленный налог, то есть не сколько по факту заплатили за каждый квартал, а сколько начислено, сколько нужно уплатить в итоге. В этих строках вы должны указать сумму исчисленных авансов, даже если их не платили по факту.
Задолженность вам начислили скорее всего не из-за декларации, а из-за неуплаты авансовых платежей — согласно ст. 346.21 НК РФ, рассчитать и уплатить авансы по УСН является обязанностью налогоплательщика для любого из двух объектов налогообложения. Не платить аванс можно только в том случае, если уплачивать нечего.
Добрый день, дорогие эксперты!Помогите пожалуйста разобраться!!!!! В 2023 году была совмещенная система УСН Доходы и ПАТЕНТ на 9мес. Сумму патента я уменьшила полностью на фикс.страховые взносы 45842р и доплатила остаток патента.Доход от УСН Доходы 610 500 руб за 2023г.(строка 110- 12292,строка 111- 285 195, строка 112-523 290, 113 - 610 500) Вопрос: как заполнить в декларации строки 130-133 и 140-143 ? И как отразить в декларации 1% свыше 300тр , по Патенту это 5670 руб., по УСН Доходы это 3150руб.
Галина, эксперт 18 апреля 2024
Юлия, добрый день! Отдельной строки в декларации для указания взноса 1 % с доходов не предусмотрено. Все страховые взносы как фиксированные, так и с превышения дохода свыше 300 тыс. руб., отражаются по строкам 140-143 Раздела 2.1.1 Декларации:
— стр. 140 включает в себя страховые взносы (в том числе взнос 1% с дохода свыше 300 тыс.руб.), уплаченные в 1 квартале.
— стр. 141 - взносы (включая взнос с превышения) за полугодие нарастающим итогом.
— стр. 142 - взносы за 9 месяцев нарастающим итогом.
— стр. 143 - взносы, уплаченные за год нарастающим итогом.

По стр. 130-133 нужно указывать исчисленные авансовые платежи нарастающим итогом. Для этого доходы из строк 110 – 113 умножьте на налоговую ставку.
Е
Екатерина 15 апреля 2024
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, по какой строчке в декларации УСН доходы без наемных отразить уменьшение 1% за 2022 год?
Артём, эксперт Изменен 15 апреля 2024
Екатерина, здравствуйте.

Насколько понимаю по формулировке, здесь речь идёт про то, где указать в декларации по УСН за 2023-й год то, что уменьшаете налог на 1% за 2022-й год. Если действительно так, важно, чтобы 1% свыше 300 тысяч за 2022 год был уплачен в 2023-м году.

Если он был уплачен в 2023-м году, тогда его выйдет указать для уменьшения в разделе 2, в строках 140-143 вместе с взносами за 2023-й , если их также учитываете для уменьшения. При этом, указанные в этих строках суммы не могут превышать суммы исчисленного за тот же период налога (авансового платежа), отраженной по строкам 130-133, это важно отслеживать.
Е
Екатерина 15 апреля 2024
Артём, спасибо! Да, вы верно поняли мой вопрос. 1% за 2022 был уплачен в 2023.
И тогда второй вопрос по списанию с ЕНС 9 января 2024 года части фиксированных взносов за 2023. Их можно отразить для уменьшения налога или смотреть по оплате/списанию и отражать уже в декларации за 2024 год? Спасибо
Арина, эксперт 16 апреля 2024
Екатерина, несмотря на то, что фиксированные взносы за 2023 год были списаны 9 января 2024, они считаются уплаченными в 2023 году. Использовать их можно для уменьшения налога за 2023 год. Также у нас есть статья, в которой мы подробно рассказали про уменьшение налога на фиксированные взносы, рекомендую посмотреть.
А
Добрый день , если мы оплатим 1% за 2023 год сейчас , то когда мы сможем использовать его для уменьшения налога ?УСН доходы (без работников)заранее спасибо за ответ !
Артём, эксперт 5 апреля 2024
Алина, здравствуйте.

Соглашусь с Мариной, если оплатите его сейчас, то 1% свыше 300 тысяч за 2023-й выйдет использовать для уменьшения УСН за 2023 или 2024-й. А вот 1% свыше 300 тысяч за 2024-й год выйдет использовать уже только для уменьшения УСН за 2025-й год.
Н
Наталья 18 апреля 2024
Артём, получается сейчас уже все поменялось и я теперь могу уменьшить на 1% свыше 300 тыс. рассчитанный за 1 квартал 2024 года авансовый платеж по УСН за 1 квартал 2024 года?
Эрика, эксперт 19 апреля 2024
Наталья, да, все верно. Сейчас можно уменьшить налог УСН за l квартал 2024 года на 1% от дохода свыше 300 000 рублей за 2024 год.

Это стало возможно после выхода Письма ФНС от 08.04.2024 № СД-4-3/4104@.
Добрый день!
ИП УСН Доходы без работников
Подаю декларацию за 2024 г. Сумма исчисленного налога превысила сумму фиксированных страховых взносов в 3-м квартале. До 28.10.24 я оплатил авансовый платеж в сумме, превышающей вычет.
В декларации в графе 070 у меня отображена сумма этого авансового платежа. Это правильно? Или с учетом того, что эта сумма мною уже оплачена, она не должна отображаться в декларации? В графе 100 при этом указана правильная сумма доплаты (6% от дохода за 4-й квартал).
ФНС сама учитывает то, что авансовый платеж за 9 месяцев за вычетом суммы фиксированных взносов мной оплачен?
Артём, эксперт 9 апреля
Дмитрий, здравствуйте. В 070 строке указывается авансовый исчисленный платёж по УСН за 9 месяцев. То есть, там указывается именно исчисленный платёж по УСН, а не фактически уплаченный.

Чтобы понять точно, есть ли ошибка при формировании данной строки, рекомендую подсчитать по контрольным соотношениям из декларации, которые описаны под 070 строкой (на основе данных из раздела 2). Если получается как раз та сумма, что у вас — значит, ошибки нет.

ФНС действительно должна видеть, что авансовый платёж УСН вами оплачен, на основе данных из ранее поданных уведомлений по УСН. А про уменьшение на взносы узнает уже из декларации.
Д
Дмитрий 9 апреля
Артём, спасибо за исчерпывающий ответ, Артем. Удалось связаться с инспектором, от которого ту же информацию получил.
Д
Дмитрий 24 апреля
Добрый день. Подскажите пожалуйста, заполняю декларацию за 2024 год. ИП УСН "доходы" без работников. в 2024 году были выплаты: 10000 (1% с доходов свыше 300т. за 2023 год) и 49500 в конце года. 1% с доходов свыше 300т. за 2023 год в декларации за 2023 год не учитывал. Доходы по кварталам 2024года: 1 кв. 100 000, 2 кв. 1000 000, 3 кв 1000 000, 4 кв. 1000 000. Соответственно в строках 130-133 у меня: 6000, 66000, 126000 и 186000.
Вопрос 1: Я могу учесть 10000(1% с доходов свыше 300т. за 2023 год) в декларации за 2024 год, но в строке 140 могу указать только 6000(чтобы не превышало строку 130). Могу ли я в строке 141 указать 10000 учет полной суммы(1% с доходов свыше 300т. за 2023 год) ?
Вопрос 2: Я хочу учесть 1% с доходов свыше 300т. за 2024 год в декларации за 2024 год. В какую строку я могу/должен его вписать, учитывая то обстоятельство, что уплачен он будет только 1 июля 2025 года?
Арина, эксперт 25 апреля
Дмитрий, здравствуйте!

По первому вопросу — допвзносы за 2023 год вы можете учесть в любой из строк 141-143. Главное не забывать, что взносы, на которые уменьшаете налог УСН, нужно указывать аналогично вашим доходам — нарастающим итогом с начала года. Например, в строке 141 нужно будет указать минимум 16 000 рублей — это 6 000, которые вы уже указали в строке 140, и ещё 10 000 рублей это 1% за 2023 год. Значения в строках 142 и 143 в таком случае тоже не должны быть меньше 16 000 рублей.

По второму вопросу аналогично, считаю, что 1% за 2024 год вы можете указать в любой из строк 141-143. Сейчас по закону налог можно уменьшить на взносы, которые фактически ещё не уплачены. Главное, при использовании допвзносов не учитывать их дважды — 1 за 2023 год не должен быть учтён в налоге за 2023 год, а 1% за 2024 нельзя будет использовать для уменьшения налога 2025 года.
Д
Дмитрий 25 апреля
Арина, спасибо
Н
И еще, правильно ли я понимаю, что хотя заполнение строк 140-143 фактическими суммами является неверным, уточненку сдавать не обязательно, т.к. в итоге сумма налога уплачена верно. Не занижена.
Галина, эксперт 24 сентября 2024
Наталия, да, если в первичной декларации содержатся недостоверные или неполные сведения, которые не приводят к занижению суммы налога, то подавать уточненную декларацию не обязательно.
Н
Галина, спасибо большое!
Здравствуйте. ИП на УСН доходы. Как заполнить декларацию если годовой налог всего 15 тысяч. (Без вычета страх. взносов).?Может Налоговая вернуть уплаченные страховые взносы?
Ольга, Налоговая не вернет СВ, так как уменьшение налога возможно только в размере платежа по налогу.
Эрика, эксперт 4 марта 2024
Ольга, здравствуйте! Страховые взносы, которые вы указываете в декларации, не должны превышать размер налога УСН.

Так же соглашусь с Анной, ФНС не вернет сумму страховых взносов, которая не использовалась для уменьшения налога. Эти деньги пойдут на ваше медицинское, социальное и пенсионное страхование.
Ольга, если вы про фиксированные взносы, то они фиксированы. Вы их платите, независимо от того есть у вас доход или нет!!!