Организации, которые торгуют на электронных площадках, должны вести бухгалтерский учет операций. Проводки во многом зависят от схемы сотрудничества с маркетплейсом, от системы налогообложения и некоторых нюансов. В статье расскажем, как строить проводки в разных случаях.
Что такое учет продаж товаров на маркетплейсе
Бухгалтерский учет обязаны вести только организации. Предприниматели и тем более самозанятые освобождены от этой обязанности — они ведут только налоговый учет, то есть считают доходы и расходы, чтобы затем исчислить налог.
Проводки в бухучете зависят от типа договора с площадкой и схемы сотрудничества с нею, а еще от системы налогообложения.
Тип договора с маркетплейсом
Типы проводок зависят от того, по какому договору сотрудничают селлер и площадка.
Договор комиссии или агентский договор (по ст. 990 ГК РФ) — согласно ему маркетплейс становится посредником между покупателем и продавцом, получая за это вознаграждение. Права и обязанности по отношению к покупателю здесь возникают у агента-маркетплейса, даже если селлер тоже вступил в отношения с покупателем, например, участвует в прояснении ситуации с браком (абз. 2 п. 1 ст. 990 ГК РФ).
По такому договору работают Озон и Wildberries.
Договор на оказание услуг (по ст. 779 ГК РФ) — согласно ему маркетплейс не участвует в сделке купли-продажи, а оказывает услуги продавцу, хотя технически последовательность действий может быть такой же: площадка принимает товары на склад или в ПВЗ, доставляет покупателю, принимает у него деньги.
По такому договору работают Яндекс Маркет, Сбер МегаМаркет, AliExpress.
Схема сотрудничества с площадкой
Еще на проводки влияет схема взаимодействия между селлером и продавцом, которая тоже фиксируется в договоре. От выбранного формата зависит, кто отвечает за хранение товара, упаковку, доставку и возвраты.
FBO (Fulfillment by Operator) — это продажи со склада маркетплейса, когда селлер передает товары площадке с самого начала. Он освобождается от логистических забот, но платит маркетплейсу комиссии за хранение, обработку и доставку товара.
Фулфилмент от сторонних компаний — услуги по хранению, комплектации и отправке заказов предоставляет отдельная компания, которой селлер передает товары. Она может распределять товары между разными маркетплейсами и покупателями с сайта.
FBS (Fulfillment by Seller) — в этой ситуации продавец сам хранит товар, комплектует заказы и передает их в пункт приема маркетплейса, который уже отправляет товар покупателю и занимается возвратами.
DBS (Delivery by Seller) — здесь доставку целиком берет на себя селлер без участия маркетплейса. Площадка становится только витриной и берет комиссию за факт продажи.
Налоговый режим
От системы налогообложения учет будет зависеть в связи с уплатой НДС. Если организация работает на ОСНО или на УСН с обязанностью платить НДС, то в бухучете появятся проводки по выделению и зачету этого налога. Если компания работает на УСН и ее доходы за прошлый и текущий год не превысили 60 млн рублей, таких проводок не будет.
Какие проводки использовать для учета товаров на маркетплейсе
Когда вы заключили договор с торговой площадкой — завели личный кабинет и таким образом приняли оферту, можно начинать торговлю и учет. Чем раньше вы начнете учитывать товары, тем проще будет потом разобраться с продажами, возвратами, браком и другими сложностями.
Можно выделить несколько этапов, которые нужно отражать в бухучете:
- поступление товаров от поставщика;
- передача товаров маркетплейсу;
- продажа товара и оформление выручки;
- оплата комиссии и услуг маркетплейса;
- получение денег от маркетплейса;
- возврат товара — такое тоже случается.
Подготовить, проверить и сдать отчетность через интернет.
Поступление товаров
Когда организация принимает поставку, она получает накладные (а для плательщиков НДС еще и счета-фактуры или УПД) от поставщика. Важно проверить правильность их заполнения. В документе должны быть прописаны сведения страны происхождения товара и номер ГТД, если товар импортный, сведения о поставщике и товаре, закупочная цена, сумма НДС (если есть).
Кроме накладных товары могут сопровождаться другими документами: ГТД, инвойсом, сертификатами, гарантийными талонами. Все их нужно проверить.
При получении поставки в учете оформляют операцию и указывают стоимость, количество товаров, название поставщика, реквизиты накладной, сумму НДС, если есть.
Бухгалтер оформит следующие проводки — приводим список для плательщиков НДС, если вы не платите НДС, то проводок с этим налогом просто не будет:
Дт 60 Кт 50 (51) — перечислена оплата поставщику;
Дт 41 Кт 60 — оприходованы товары (без НДС);
Дт 19 Кт 60 — отражен предъявленный поставщиком НДС;
Дт 41 Кт 60 — учтены затраты в составе себестоимости (например, доставка);
Дт 19 Кт 60 — отражен предъявленный поставщиком НДС (на доставку);
Дт 68 Кт 19 — НДС принят к вычету (компанией на ОСНО на основе счета-фактуры).
Передача товара маркетплейсу
Когда товары передаются маркетплейсу, они еще не считаются проданными и отражаются на отдельном счете 41 «Товары отгруженные». То есть перехода права собственности нет, а документом-основанием становятся накладные (счета-фактуры, УПД) на перемещение.
При передаче закупленных товаров проводка будет следующей:
Дт 45 Кт 41 — товар передан маркетплейсу.
Если организация продает товары собственного производства, в кредите обозначают счет 43 «Готовая продукция»:
Дт 45 Кт 43 — продукция передана маркетплейсу.
Если продавец доставляет товар покупателю сам, без помощи маркетплейса, такой проводки в учете не будет.
Реализация товара
На этом этапе происходит продажа товаров через маркетплейс, отражение выручки в учете. Обычно операция оформляется на основании отчетов площадки, иногда на основании УПД, выставленных селлером.
Реализация конечному покупателю отражается обычно через счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Но так как продавец взаимодействует с покупателем через маркетплейс, необходимо сделать дополнительную проводку через счет 76 «Расчеты с маркетплейсами». Для сокращения количества проводок можно сразу отражать реализацию, минуя отражение по 62 счету:
Дт 76 Кт 90 — товар продан покупателю.
Если вы работаете с НДС, нужно начислить этот налог:
Дт 90 Кт 68 — начислен НДС при реализации товара.
В момент отражения выручки, учетная база фиксирует списание себестоимости проданного и ранее переданного товара проводкой:
Дт 90 Кт 45 (или 43 — для продукции собственного производства).
Оплата комиссии и услуг маркетплейса
Для операций по оплате агентского вознаграждения используют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами». Для отражения агентской комиссии часто используют отдельный субсчет к этому счету, например 76.аг.
Чтобы показать вознаграждение маркетплейсу, используем счет 44 «Расходы на продажу». Если маркетплейс работает с НДС, он включает в свои услуги и этот налог, который тоже нужно отразить.
Дт 44 Кт 76.аг — начислено вознаграждение маркетплейсу;
Дт 19 Кт 76.аг — НДС с суммы вознаграждения;
Дт 68 Кт 19 — НДС с вознаграждения принят к вычету.
Маркетплейс может оказывать дополнительные услуги по доставке товара, рекламе, хранению и выставлять на них отдельные документы. Тогда в учете делаются такие же проводки, что и на агентское вознаграждение.
Поступление денег от маркетплейса
Приход денег от площадки тоже оформляется по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами», но на отдельном субсчете. Даже если маркетплейс удержал свое вознаграждение до перечисления денег на ваш счет, в доходах нужно отразить всю сумму, которую покупатель передал маркетплейсу:
Дт 51 Кт 76 — маркетплейс перечислил деньги за проданные товары.
Чтобы отразить удержание вознаграждения комиссионера из выручки за реализованные товары, сделайте зачет следующей проводкой:
Дт 76.аг Кт 76 — задолженность маркетплейса за проданные товары уменьшена на сумму комиссии.
Возврат товара
Для возврата товаров есть две причины: маркетплейс не смог их продать или вернул покупатель из-за брака.
Возврат, когда товар не смогли продать. В этой ситуации нужно сделать проводку, обратную передаче товара площадке. Основанием будет отчет маркетплейса, в котором есть пункты о возвращенных товарах. А еще нужно получить от маркетплейса накладную или акт, который подтвердит факт приема-передачи товара. Проводка будет следующей:
Дт 41 Кт 45 — приняты на учет товары, возвращенные маркетплейсом.
Возврат от покупателя в год продажи. Здесь возвращаются уже проданные товары, и нужно скорректировать ранее отраженную операцию по реализации. Документ-основание — отчет маркетплейса. Все будет зависеть от того, в каком календарном году произошел возврат.
Если возврат сделали в том же году, что и продажу, проводки будут следующие:
Дт 76 Кт 90 — сумма со знаком «минус» (сторно), которая корректирует выручку.
Если работаете с НДС, то операции по этому налогу тоже нужно скорректировать:
Дт 90 Кт 68 — тоже сумма со знаком «минус» (сторно).
Точно так же корректируется себестоимость:
Дт 90 Кт 45 (43 для производителей) — на сумму ранее списанной себестоимости со знаком «минус» (сторно).
Затем отразите возврат товара и его перемещение со склада маркетплейса на ваш склад на основании накладной:
Дт 41 Кт 45 — отражен возврат товаров.
Деньги за возвращенные товары покупателю перечисляет маркетплейс, и у организации возникает долг перед маркетплейсом, как правило деньги удерживаются из текущей выручки, реже — перечисляются маркетплейсу:
Дт 76 Кт 51 — перечислены деньги маркетплейсу за возвращенные товары.
Возврат от покупателя позднее, чем в год продажи. Если продажа товаров и их возврат приходятся на разные годы, нужно отразить убыток прошлых лет через счет 91 «Прочие доходы и расходы»:
Дт 91 Кт 76 — отражен прочий расход в виде убытков прошлых лет в размере стоимости возвращенных товаров;
Дт 68 Кт 91 — скорректирован НДС по возвращенным товарам;
Дт 45 Кт 91 — скорректирована себестоимость проданного товара;
Дт 41 Кт 45 — товар возвращен на склад организации.
Пример проводок при оформлении продажи на маркетплейсе
Компания продает на маркетплейсе товар стоимостью 960 рублей с НДС. Себестоимость товара — 400 рублей, вознаграждение маркетплейсу — 15%. В учете составляют такие проводки:
Дт 45 Кт 41 — 400 ₽ — отправили игрушку на склад маркетплейса;
Дт 62 Кт 90 — 960 ₽ — зафиксировали выручку от продажи по отчету комиссионера;
Дт 90 Кт 45 — 400 ₽ — списали себестоимость игрушки;
Дт 90 Кт 68 — 160 ₽ — начислили НДС на стоимость игрушки;
Дт 76.товары Кт 62 — 960 ₽ — зафиксировали задолженность маркетплейса, который еще не перевел выручку от продажи;
Дт 51 Кт 76.товары — 960 ₽ — зафиксировали получение денег от маркетплейса после перевода выручки на счет;
Дт 44 Кт 76.аг — 120 ₽ — начислили комиссию по УПД или накладной со счетом-фактурой;
Дт 19 Кт 76.аг — 24 ₽ — начислили входной НДС с комиссии;
Дт 76.аг Кт 51 — 144 ₽ — перевели комиссию маркетплейсу.
Некоторые площадки сами удерживают комиссию из выручки и переводят продавцу деньги за вычетом своего вознаграждения. Тогда проводок в последней части будет меньше:
Дт 51 Кт 76.товары — 816 ₽ — маркетплейс перевел выручку за вычетом вознаграждения;
Дт 76.аг Кт 76.товары — 144 ₽ — зафиксировали взаимозачет.
Частые ошибки при учете продаж на маркетплейсе
Исключение комиссии площадки из доходов. Самая главная ошибка — не включать в доходы комиссию маркетплейса. Многие селлеры исходит из сумм, которые площадка отправляет на их расчетный счет уже после удержания комиссии. Но налогом облагается вся сумма продажи. Поэтому включайте ее в доходы и составляйте проводки именно на эту сумму. Ищите ее в отчетах о реализации маркетплейса.
Неправильный выбор налогового режима. Торговля на маркетплейсе не попадает под патент, и некоторые ИП не знают об этом. Доходы от торговли на электронных площадках облагаются по УСН или ОСНО.
Отсутствие ЭДО. Для удаленной работы с маркетплейсами нужно настроить электронный документооборот. Это позволит получать от маркетплейса юридически значимые документы — отчеты о продажах, накладные, акты, УПД. Поэтому заранее нужно получить электронную подпись и подобрать оператора ЭДО.
Неправильное оформление или отсутствие документов на товар. Для некоторых товаров нужны сертификаты и декларации соответствия. Без этого маркетплейс не допустит товары к продаже. Если продукция не подлежит сертификации, это можно подтвердить отказным письмом, которое запрашивают в Росстандарте.
Нарушения при работе с маркированными или прослеживаемыми товарами. Существует государственный контроль за некоторыми категориями товаров. Их нужно маркировать и настроить передачу данных в Государственную информсистему мониторинга товаров или наладить отправку документов в систему прослеживаемости. Иначе селлеру грозят штрафы и конфискация товара.
Отчитайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.
Изучите другие материалы по теме:
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
"Когда товары передаются маркетплейсу, они еще не считаются проданными и отражаются на отдельном счете 41 «Товары отгруженные»..." ДОЛЖЕН БЫТЬ УКАЗАН СЧЁТ 45 ВМЕСТО СЧЁТА 41
Возможность корреспонденции счета 43 со счетом 41 не предусматривается, см. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" .
Счет 43 "Готовая продукция" предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции.
Счет 41 "Товары" предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи.
и проводка Дт 41 Кт 60 — это оприходование, здесь нет счета затрат, а учет затрат в составе себестоимости (например, доставка) - это Дт44 Кт60