Машиночитаемая доверенность (МЧД) с 1 сентября 2024 года станет обязательной для подписания ряда электронных кадровых документов. В некоторых случаях на МЧД необходимо перейти уже сейчас. Рассказываем, как работать с электронными доверенностями в кадровом электронном документообороте (КЭДО).
Эту статью подготовили наши коллеги из Контур.КЭДО — сервиса для кадрового ЭДО. Кадровый ЭДО позволяет организации обмениваться документами с сотрудниками онлайн без дублирования на бумаге.
Как применять МЧД в кадровом ЭДО
МЧД — это электронный вариант бумажной доверенности в XML-формате. Она оформляется в соответствии с определенными требованиями, которые устанавливает приказ Минцифры от 18 августа 2021 года № 857.
МЧД применяется в электронном документообороте (ЭДО), когда работник — физическое лицо (ФЛ) — уполномочен подписывать документы компании. Доверенность подписывает руководитель. Он же определяет полномочия и ограничения, которыми МЧД наделит сотрудника. МЧД требуется только для тех документов, которые по закону подписываются именно КЭП.
Применение МЧД должно было стать обязательным уже в 2023 году, однако затем срок перехода был продлен до 1 сентября 2024 года. На этот период возможность подписать документы компании квалифицированной электронной подписью (КЭП) остается у:
-
Должностных лиц с правом действовать без доверенности.
-
Сотрудников, которые выпустили новый сертификат КЭП для юридического лица (ЮЛ) до 1 сентября 2023 года. Больше такой возможности нет. Эти сертификаты действуют либо до истечения своего срока, либо до 31 августа 2024 года.
С 1 сентября 2024 года для того, чтобы подписать документы компании, уполномоченным лицам понадобится сертификат КЭП физлица в паре с МЧД. В подписи отразятся данные о физическом лице, а в МЧД — об его полномочиях на подписание электронных документов от юрлица.
Опробовать такой сценарий работы и перейти на МЧД лучше сейчас, чтобы отладить процессы. Сделать это можно, например, в Контур.КЭДО — этот сервис позволяет вести удобный обмен электронными документами между работодателем и сотрудниками.
Пока нормативные акты не предусматривают наказания за неприменение МЧД. Но документы, подписанные КЭП физлица без доверенности, не получат юридическую силу, а значит не будут признаваться действительными при трудовых спорах.
Как создать и зарегистрировать МЧД
Машиночитаемую доверенность, как правило, создает руководитель компании по следующей схеме:

Почти по тому же сценарию создать доверенность и направить ее на подпись директору может сотрудник без права подписи.
Опция оформления МЧД существует на разных платформах:
Сервис Контур.Доверенность
Сервис упрощает работу с МЧД на всех этапах: оформления, подписания, добавления в реестр, отслеживания статуса и срока действия, отзыва. Доверенность можно использовать после того, как руководитель компании подпишет ее. Сервис интегрирован с Контур.КЭДО — при переходе компании на электронный кадровый документооборот эксперты Контура помогут со списком документов, нормативной базой, обучением сотрудников, электронными подписями и доверенностями.
Портал ФНС
На сайте распределенного реестра ФНС России можно сформировать и зарегистрировать МЧД, но для подписания потребуется сторонний ресурс — например, Контур.Крипто.
Такую МЧД можно зарегистрировать в едином реестре доверенностей через систему Контур.КЭДО. Для этого достаточно загрузить в сервис доверенность в формате XML и файл c подписью доверителя. Либо, если МЧД уже зарегистрирована в реестре ФНС, ее получится найти и добавить в систему КЭДО с помощью регистрационного номера.
Госуслуги
На портале государственных услуг можно пройти все этапы создания МЧД. Инструкция по оформлению есть на сайте госплатформы.
Собственная информационная система компании
Создать МЧД можно и в собственной информационной системе компании. Механизм действий в таком случае зависит от разработчика решения.
Сдавайте отчетность за сотрудников. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Как работать с МЧД в сервисе кадрового ЭДО
Машиночитаемая доверенность прикладывается к документам в КЭДО не каждый раз. Ее использование определяется двумя условиями, которые должны быть выполнены одновременно:
-
В маршруте ЭДО указан признак обязательности МЧД.
-
Для подписания используется КЭП физлица или другой организации с иным ИНН.
В Контур.КЭДО свои доверенности могут сохранить все обладающие ими сотрудники. При этом добавлять МЧД в систему КЭДО заблаговременно не требуется. Такая возможность появляется в момент подписания документа. Рассмотрим процесс детальнее.
Как добавить МЧД в КЭДО
Если МЧД оформлена в Контур.Доверенности, она сразу отобразится в Контур.КЭДО.

Если МЧД создана на другом ресурсе и зарегистрирована в реестре доверенностей, найдите ее в системе по регистрационному уникальному номеру и нажмите «Добавить».

Сервис найдет МЧД в реестре ФНС и предложит выбрать ее.

Как зарегистрировать новую МЧД
Если МЧД еще не внесена в реестр ФНС, в сервис можно добавить оформленный документ и отправить его в ведомство. Для этого на этапе подписания загрузите XML-файл и открепленную КЭП руководителя в формате SIG и нажмите «Добавить».

Как только в ФНС обработают и одобрят МЧД, она отобразится в списке при отправке документа в КЭДО.

Как подписать кадровый документ с МЧД
Подписание кадрового документа с доверенностью в Контур.КЭДО проходит в несколько шагов:
-
Если маршрут документа предполагает непременное добавление МЧД, выберите из списка сертификат КЭП. При использовании других подписей доверенность не добавляется.
-
Если МЧД необязательна, но вы хотите приложить ее, отметьте поле «С выбором МЧД».
-
Выберите из предложенного сервисом списка электронную доверенность.
После подписания документа сервис уведомит о том, что подпись проверяется.

Как только подпись пройдет проверку и документооборот будет завершен, на электронном документе будет проставлен синий штамп. На нем в том числе будут указаны сведения о МЧД.

Данные также сохранятся в XML-описании документа и в архиве документооборота.
Если у вас есть вопросы по использованию МЧД в кадровом ЭДО, пишите в комментариях.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.
С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.